Храм Гроба Господня |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Храм Гроба ГосподняХрам Гроба Господня — 1) храм в Иерусалиме, сооруженный в правление императора Константина Великого (306-337) в 325-335 гг. на месте распятия погребения и воскресения Иисуса Христа. Перед строительством этого храма по инициативе иерусалимского епископа Макария на Никейском Вселенском соборе в 325 г. император Константин Великий дал разрешение на снос храма Венеры на горе Голгофа, построенного после 134 г. от P. X., и на проведение там раскопок для поиска христианских святынь. В ходе раскопок был обнаружен Животворящий Крест и Гроб Спасителя, от которых немедленно начались чудеса и исцеления больных. В том же 325 г. началось строительство мартирия над местом погребения Христа. Это сооружение представляло довольно обширную базилику с ротондой, имевшей полусферический купол, над Гробом Господним. Богатство интерьера сооружения соответствовало его священному значению. Двойные колонны, капители которых были покрыты золотом, делили базилику на три нефа. Квадры (пластины) потолка также были золочеными. Базилика сообщалась тройными воротами с храмом Вознесения (Анастасисом). Интерьер Анастасиса украшали плиты из разноцветного мрамора, а внешние стены были облицованы белым полированным мрамором. Сам Гроб Господень был окружен 12 великолепными колоннами по числу апостолов. На колоннах стояли чаши из серебра, подаренные храму Константином Великим. Этот храм был разрушен персами и иудеями в 614 г.; 2) второй храм, построенный на месте разрушенного первого храма после 629 г., в правление императора Ираклия I. Первоначальное восстановление святых мест в Иерусалиме началось между 616 и 626 гг., под патронажем жены-христианки шаха Хосрова II Марии, дочери императора Маврикия. Под непосредственным руководством преп. Модеста, настоятеля монастыря Святого Феодосия Киновиарха, позже ставшего иерусалимским патриархом, были возведены три здания: храм Воскресения, храм Креста и Голгофский храм. В 629 г. началось воссоздание самого храма Гроба Господня. Вероятно, второе здание в основном соответствовало плану первого. В 746 г. в результате сильнейшего землетрясения произошло обрушение купола восстановленного храма, но до 747 г. повреждения были устранены. В 867 г. мусульманские и иудейские фанатики вновь разграбили и сожгли храм, но через 19 лет, в 886 г., он был восстановлен в прежнем великолепии на средства императора Василия I Македонянина (866-886). При халифе аль-Хакиме (996-1021) христиане, находящиеся на контролируемых мусульманами территориях, подверглись жесточайшим гонениям. Почти все храмы были снесены или превращены в мечети. Храм Гроба Господня по приказу халифа был снесен в 1009 г.; 3) третий храм, возведенный на месте разрушенных двух первых в 1036-1048 гг. Строительство началось после достижения договоренности с арабами императора Михаила IV (1034-1041) и закончилось уже при императоре Константине IX Мономахе (1042-1055). На последнем этапе работ была проведена перестройка ротонды над Гробом в полноценный храм с прибавлением галереи и апсиды. Однако захватившие в 1099 г. Иерусалим крестоносцы, посчитав, что здание не соответствует своему значению, начали его капитально перестраивать. Основной объем строительной деятельности пришелся на 40-е гг. XII в.; завершенный храм был освящен 15 июля 1149 г. До наших дней практически без изменений сохранились предел Ротонды Святого Гроба на восточной стороне и три нефа с хорами в виде амфитеатра — на западной стороне. С 1100 по 1187 гг. в храме хоронили монархов Иерусалимского королевства, а с 1136 г. там проходили церемонии их коронации. В 1244 г. хорезмийская армия под предводительством монголов подвергла Храм Гроба Господня разграблению и частичному разрушению. Восстановление храма после этого, в условиях мусульманского господства на Святой Земле, продолжалось на протяжении нескольких веков и было завершено лишь к 1719 г.; в том же году здание было частично перестроено. В 1808 г. храм сильно пострадал от пожара и был восстановлен к 1810 г. Значительные пожары с последующими восстановительными работами происходили также в 1868 и 1947-1949 гг. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.474-476. Далее читайте:Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющих единый устав. Идиоритм — тип византийских монастырей, основанных на принципах свободы и раздельного проживания своих насельников. Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Константинопольские патриархи (биографический справочник). Религиозные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |