Владимир ТЫЦКИХ. Сигнальные костры |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
|
СлавянствоАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаЧто такое ФСК?Галерея славянстваСлавянские организации и форумыСлавянеXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Владимир ТЫЦКИХСигнальные кострыПутевые заметки МЕСТА БАСАРГИНСКИЕ Не буду оспаривать иных мнений, но останусь при своём: уже первая повесть Ивана Басаргина «Чёрный Дьявол» (книжка, вышедшая в самом начале семидесятых в Новосибирске, давно – ископаемый раритет: во всех библиотеках зачитана до смерти) не уступает в занимательности «Белому Клыку» Джека Лондона или «Белому Биму Чёрное Ухо» Гавриила Троепольского. И содержанием – вещь глубокая, исполненная света неуспокоенной человечьей души, постигающей смыслы земного пребывания, страждущей в поиске Истины. Иван Ульянович отчасти описывает и места, по которым сейчас едем. В книгах Басаргина они нарисованы такими сочными красками, так живописно, что мы узнаём их, словно уже не раз видели, а то, может быть, даже и жили здесь. На языке таёжников это называется: прижим. С одной стороны обомшелая скала подпирает небо пышными шапками дубов, кружевом берёзовых крон, мохнатыми малахаями кедров. С другой – выворачивается из таёжных дебрей, из непросохших после недавних потопов урём, бросается с разгону, хищно ластится к подмытому яру река,– ещё по-весеннему полноводная, шумная, неудержимая, как наша жизнь. С восторгом и опаской глядим то вверх, то вниз, пока машины вписываются в дорожную насыпь, круто огибающую почти вертикальный утёс. Может быть, в устрашающей глубине обрыва, в холодной стремнине кипящего, закручивающегося воронками потока в этот миг идёт против течения, легко обгоняет нас речной великан, астафьевская царь-рыба, воевода сибирских и дальневосточных рек – таймень? А сквозь разнокалиберный строй стволов, через причудливую вязь лиан и веток, в прихотливом узорочье хвои и листвы не пристреливается ли к нам цепкий, точный, всё примечающий взгляд амбы – первого хозяина тайги? Не под тем ли, почти поднебесным, кедром примял тигр молодую траву, устроил свою потаённую днёвку, свой наблюдательный пункт, с которого ему видно всё, а он не виден никому? Уютно возлежать котяре на пригретой большим, сильным телом земле, поигрывать чуткими ушами и подметать гибким хвостом прелую лесную подстилку; вольно дышать сладким воздухом, наполненным ароматами только-только шагнувшего к Сихотэ-Алиню нового лета… Не тот ли это красавец, чьи следы почти впритык к задам кокшаровских огородов видели в крещенское глухозимье чугуевские рыбаки? В по-за том январе Геша Бабков и мне показывал их – всего в нескольких сотнях метров от зимовальной ямы, к которой мы шли, чтобы, иступив ледобуры, до вечера стыть над лунками, пытаясь выхватить из-подо льда сонных, не позарившихся на свеженьких каракатиц, ленков. Спокойная, ровная стёжка прошила автомобильную колею. Вмятины на снегу поверх старого отпечатка протектора – с чётко продавленными подушками тигриных лап. Ещё не припорошены изморозью, серебристо посверкивающей в синем утреннем воздухе и медленно-медленно опадающей нам под ноги… Господи, каким ладом, какой крепостью наделены от сотворения эти дали земные, какая гармония в мире, какая красота кругом! Всё знакомо, всё родное, несказанно любимое – не отвести взгляда, не оторвать от сердца… С кем-то мы уже встретились в таёжной глубинке, с кем-то ещё предстоит. Без этих замечательных людей, без отзывчивости их, без понимания и содействия наши метания здесь – пустая трата времени и бензина. И в очередной раз убеждаешься в том, что опять выпали трудные русские времена. Одоление их почему-то всегда становится прежде всего делом бабьим. Я не стесняюсь этого слова, потому что женщины и в Париже женщины, а наши – красавицы, умницы, жёны и матери, лучше нет во всём свете – мало того, что женщины, но существа особые, единственные, какие нигде, кроме России, больше не рождаются. Дорогие, бесценные наши бабы! Хрупкие и нежные, многотерпеливые и щедрые, они обладают какой-то державной двужильностью и стоят там, где мужики теряются и отходят в сторону. Стоят и держат, волокут на себе – именно по-бабьи, то есть надёжно и спасительно – ни много ни мало – саму родину, саму Россию. Культработники, заведующие библиотеками, директора и художественные руководители сельских домов культуры – за ними мужья и дети, за ними односельчане и соотечественники, за ними – вся страна. Надежда Грищенко, Светлана Дулинская, Ольга Коршунова, Лариса Куропей, Надежда Ныч, Галина Прокопенко, Елена Рытик… Впрочем, с радостью докладываю: счёт не остался сухим, и от имени всех «автопробежников» кланяюсь за гостеприимство и соучастие в общем деле главе Уборкинского поселения Сергею Юрьевичу Кирсанову. …Везде всё было, как всегда, – удивительно и неповторимо. Елена Божок в районной газете вскоре опубликовала большой материал «Творческий десант порадовал чугуевцев». На полстраницы – фото, сделанное Володей Листровым. По низу снимка крупным шрифтом: «Самарская молодежь долго не хотела отпускать лесозаводского барда Виктора Костина». Встреча в клубе закончилась. Вечерело. Я, пока загружали реквизит в автобус к Листровому, успел прогреть машину. Мы торопились, надо было ехать, а они всё пели. Девчонки плотным кольцом окружили гитариста и, обнявшись, раскачивались в такт мелодии. Комары слетелись, кажется, со всей тайги. Певуньи – кое-кто в коротеньких юбках – не знаю, как выдерживали эту жуть. Кавалеры стайкой стояли в сторонке, ревниво наблюдая. Пытались нарочито независимо разговаривать, но вдруг умолкали и слушали. Женщина моих лет, из рода первопоселенцев, рассказала вековую историю Самарки и судьбы предков. В памяти и сердце уже было тесно. Вместе с волнующейся речью незнакомки, исповедально вспоминающей о дорогих незабытых, но не поименовавшей себя, вместе с девчачьим хором Виктора Костина во мне звучали и другая музыка, и другие слова. Те, о которых Елена Божок напишет: «Анжела Мхитарян произвела впечатление на участников автопробега своими песнями под гитару. Побывал на встрече и батюшка из самарской православной церкви, сказал, что дело это нужное и очень важное». И ещё: «В Самарке зал дружно пел вместе с аккордеонистами «Вальс расставания», «Коробейники», «Валенки», «Песню про зайцев»… Анжела – автор-иполнитель, если не ошибаюсь, занимается предпринимательством. В традиции наших встреч: на сцене – местные таланты. Но чтобы так – от мала до велика – участвовал переполненный зал!.. Как будто отрепетировали всем селом. Едва инструментальный дуэт растянул мехи аккордеонов и прозвучали первые аккорды, зрители вступили и уже не смолкали, исполняя от начала до конца песню за песней. Я сказал товарищам: всё, программу сворачиваем, слов не говорим; пусть поют, сколько захотят… Я вышел в коридор, где невозможно ступнуть шага, не произведя оглушающего скрипа старых полов. Медленно, тихо, словно по воздуху, прокрался в уголок, подальше от входов в «партер», чтобы никто не видел. Слушал и старался не плакать… Кокшаровка – 15.00. 18.00 – Самарка. Вернёмся в райцентр почти в полночь. Запомним навсегда. Красивые люди. Красивая земля. На этой земле эти люди должны жить красиво.
Вернуться к оглавлению "Сигнальных костров"
|
|
СЛАВЯНСТВО |
|
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия СычеваРедактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |