Ольга ИСТОМИНА |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
|
СлавянствоАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаЧто такое ФСК?Галерея славянстваСлавянские организации и форумыСлавянеXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Ольга ИСТОМИНА«Славяне мы: у нас в крови века…»
25-27 сентября на Белгородчине проходил VII фестиваль международной славянской культуры «Хотмыжская осень». Разъехались по городам и весям творческие коллективы из Гомельской, Могилёвской, Харьковской, Полтавской, Сумской, Луганской, Курской, Орловской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей, но осталась память о «Хотмыжской осени» с её буйством красок, красотой песен и танцев, мудростью народных обрядов и сказаний. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II почтил своим присутствием самую первую «Хотмыжскую осень», освятив при этом поднявшийся из руин и только-только отреставрированный храм XVII века Воскресения Христова и Колокол единения, впервые зазвучавший под руками белгородского и харьковского губернаторов. Многие тогда обратили внимание, что один носит украинскую фамилию, а другой (Олег Дёмин) - русскую. Вот как даже на одном конкретном примере переплелось всё на общих славянских корнях! Что уж говорить о жителях соседствующих областей (от Хотмыжска до украинской границы - рукой подать!) и не столь далёкой от нас Белоруссии. Кстати, сами понятия «украинец», «белорус»… документально начали
фиксироваться лишь в 20-е годы прошлого столетия, а до революции никаких
национальных отметок в паспортах не значилось. Все были подданными одной
Российской империи, ещё раньше - Руси великой, собиравшей в единое мощное
государство разрозненные удельные княжества и царства. Сколько прожито
вместе, сколько пережито… Отсюда воевода Болховской по поручению царя Алексея Михайловича вёл переписку с Богданом Хмельницким, когда началась национально-освободительная борьба украинского народа против польского владычества. А ещё позже Хотмыжск входил сначала в число городов Белгородской губернии, потом Харьковской, Курской и снова - Белгородской. Сегодня, к сожалению, это не город, а совсем небольшое село. Но как символично, что именно оно каждые два года в последние дни сентября становится неофициальной столицей международного праздника славянской культуры, где так органично звучат русская, украинская, белорусская речь. Слава Богу, поделили только территории, но не души и сердца. Как сказал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Наши земные перегородки не доходят до небес. Спасёмся любовью!..». О едином историческом прошлом, общих национальных корнях и культурных традициях говорили и губернатор нашей области Е.С.Савченко, Генеральный консул Российской Федерации в Харькове В.И.Филипп, академик национальной Академии наук Украины, лидер общественного движения «Новая Украина» В.П.Семиноженко, другие высокие гости - участники VI Международного экономического форума «Украина-Беларусь-Россия». По традиции они обязательно посещают Хотмыжск, где разворачивается главный эпицентр славянского фестиваля. В этом году на праздник приехали ещё и лётчики из легендарной пилотажной группы «Русские витязи», большая делегация духовных лиц, в составе которой были священнослужители не только из разных регионов России, но и из-за её границ, во главе с первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который вместе с владыкой Иоанном провёл молебен в Воскресенском храме ещё до официального открытия праздника. Кто бы мог поверить, что такое станет возможным ещё пятнадцать-двадцать лет назад? Но ведь стало! Даст Бог, под крылами Русской Православной Церкви воссоединимся и с братьями-славянами из соседних государств. Собственно, для этого и задумывался изначально фестиваль «Хотмыжская осень». И именно это, пусть не на государственном, так на духовном и культурном уровнях, уже произошло под фестивальным флагом. Творческие коллективы съехались в Белгород ещё накануне. В этом году их разместили в конгресс-отеле AMAKS (бывшая гостиница «Южная»). Многие гости вошли и ахнули от изумления. И не удивительно, ведь большинство из них проживает в сельской глубинке или небольших районных центрах. И то, что их разместили не где-нибудь на задворках, а в центре города и в таких комфортных условиях было воспринято как подарок и особая дань уважения. Но горячее радушие и щедрость принимающей стороны участники фестиваля почувствовали задолго до того, как добрались до штаба праздника. Каждую делегацию встречали цветами, песнями, хлебом-солью и традиционной чарочкой прямо на границе Белгородской области. Со стороны московской трассы - представители Яковлевского района, со стороны Украины - грайворонцы. Начальник отдела культуры Т.Е.Усова даже устроила для полтавчан подробную экскурсию по Грайворону. Гости пришли в такой восторг, что чуть было не опоздали на праздничный ужин. Еле успел к назначенному сроку и фольклорный ансамбль «Криниченька» из Шосткинского района Сумской области. Только причина была совсем не радостная, как раз наоборот. Украинские таможенники наотрез отказались пропускать автобус с артистами. Вернее, артистов - пожалуйста, а автобус - нет, так как что-то в документах было оформлено неправильно. И никакие уговоры, просьбы, слёзы не могли их разжалобить. И что было делать, уезжать назад? Так бы оно и случилось, если бы директор Белгородского государственного центра народного творчества Ю.Г. Максимчук не распорядился выслать свой транспорт. Артисты, подхватив дорожные сумки и сценические костюмы, пешком прошагали несколько километров, разделяющих украинскую и российскую границу. - Да мы согласны были пройти в два и три раза больше, лишь бы попасть на «Хотмыжскую осень», о которой столько слышали от своих коллег по всей Украине, - рассказывала руководитель ансамбля Любовь Васильевна Киричок. - И если сначала мы плакали от горя, то потом чуть не рыдали от счастья. Низкий поклон устроителям праздника и спасибо, за такую необыкновенную заботу. То, что все они (все без исключения!) талантливы и самобытны по-своему, заявляю с абсолютной искренностью и неподдельным восхищением. Почувствовала это ещё на вечере знакомств «Здравствуйте, славяне!», где каждый мог себя показать, на других посмотреть, обменяться творческими и личными впечатлениями, поскольку фестиваль - это не только концертные выступления, но ещё профессиональное, да и просто человеческое общение. Надо было видеть, с каким удовольствием веселились собравшиеся после официального представления делегаций: пели, водили хороводы, танцевали польку, кадриль, русскую «барыню», интернациональную «цыганочку», играли в народные «потешки»… И так до глубокой ночи, что, однако, никому не помешало утром быть в хорошей форме. Сразу после раннего завтрака все отправились в Хотмыжск, чтобы ещё до начала фестиваля познакомиться со сценической площадкой, уточнить порядок выступлений, распеться и растанцеваться на свежем воздухе. Но раньше всех, как всегда, на фестивальной поляне появились народные умельцы, разбив здесь настоящий город мастеров под названием «Славянский привоз». Явно до рассвета поднялись и многие жители сёл Борисовского, Грайворонского, Ракитянского, Шебекинского, Белгородского районов - хозяева импровизированных подворий, где почти в натуральную величину стояли фанерные расписные хатки, окружённые плетнями, на которых красовались вышитые рушники, глиняные горшки, крынки… А огромные тыквы, подсолнухи, кусты цветов, помидоров будто сами собой выросли за ночь на только что выкопанном огороде. Тут же во двориках дымились самовары, ломились столы от угощений. Ряженые скоморохи и коробейники тем временем зазывали честную публику к ярмарочным рядам: - Привезли Хотмыжску в дар самый лучший свой товар! Товар и впрямь был на загляденье: ювелирные украшения из бисера и природного камня, лаковые расписные шкатулки, матрёшки, глиняные игрушки, куклы в народных костюмах, резьба по дереву, плетёнки из лозы, соломки, композиции из бересты, солёного теста, сухих растений и семян, живописные полотна самодеятельных художников, роспись по шёлку, лоскутные панно, вышивки, вязаные крючком тончайшие салфетки и сумочки, кованные из металла подсвечники… При всей кажущейся на первый взгляд схожести ни одна вещь не повторяла другую, поскольку была выполнена народным мастером с только ему одному присущим секретом. Впрочем, многие из них были здесь же (лепили, рисовали, плели из лозы, вышивали, резали по дереву, сидели у гончарного круга…) и секретов своих совсем не таили, охотно показывали и рассказывали об особенностях того или иного промысла, предлагая собравшимся самим попробовать себя в кустарном деле. Желающих было хоть отбавляй! А праздник тем временем разгорался всеобщим весельем. Порой даже невозможно было понять, где артисты и где зрители. Казалось, пели, плясали, участвовали в играх и забавах все вокруг. Однако, когда Колокол единения возвестил о торжественном открытии фестиваля, на трибунах не оказалось ни одного свободного места. Да и вокруг импровизированного амфитеатра было не протолкнуться. Многие так и простояли до конца концертной программы, а правильнее сказать, театрализованного представления. Ведь каждый раз «Хотмыжская осень» посвящается какой-то значимой для трёх славянских государств дате. В этом году фестиваль прошёл под девизом «Виват, Полтавская виктория!». Ровно 300 лет назад петровские войска выиграли решающее для России сражение в многолетней Северной войне со шведами. А годом раньше одержали победу в битве при Лесной (на территории современной Белоруссии), которую сам Пётр I назвал «Матерью Полтавской баталии». И мы вправе гордиться, что в этих «викториях» участвовал и Большой Белгородский полк, а главнокомандующим в Полтавском сражении тоже был наш земляк - бывший белгородский воевода и будущий сиятельный граф Борис Петрович Шереметев. За успешные боевые действия воины полка 12 раз удостаивались благодарственного слова государя и в знак особых заслуг получили от него именное знамя с бегущим львом и парящим в небе орлом. Чем не тема для художественного произведения? И такое произведение появилось. Участники «Хотмыжской осени» стали первыми слушателями оратории «Белгородский полк», которую в нашей филармонии поставили как оперу. Авторами музыки стали белгородские композиторы Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова, а либретто написал… доктор исторических наук Виктор Овчинников, стихотворные тексты - Николай Грищенко. Кроме артистов филармонии в спектакле заняты и актёры драматического театра имени М.С.Щепкина, Архиерейский хор Белгородской духовной семинарии. К сожалению, премьера «Белгородского полка» прошла под фонограммную запись, но будем надеяться, что мы обязательно услышим её в живом музыкальном исполнении. Как услышим ещё не раз сводный мужской хор под управлением Н.Урванцевой. Наталья Александровна рискнула собрать вместе мужские хоры «Белагромаш-сервиса», Ракитянского и Прохоровского ДК, ансамбль казачьей песни «Вольница» из посёлка Пятницкое Волоконовского района. Рискнула и выиграла. А вместе с ней выиграли и мы. Вряд ли кто-то смог остаться равнодушным после такого замечательного номера. Впечатление просто незабываемое. Впрочем, равнодушных зрителей в этот день не было вообще. Каждый коллектив
встречали и провожали настоящим шквалом аплодисментов. «Браво! Любо!» -
кричали ансамблю «Луганские узоры» областного колледжа культуры и искусств,
ливенским гармонистам из Орловской области, ансамблю музыки, песни и танца «Надзея»
из Чериковского района Могилёвской области, фольклорным коллективам «Ларец»
и «Радовесь» из Курска и Воронежа… Я же напросилась в Красную Яругу, где должны были выступать ансамбль народной песни «Весёлая слобода» из Харьковской области и юные танцоры из посёлка Диканька Полтавской области. Поездка превзошла все ожидания! Три дня продолжалась эта замечательная «Хотмыжская осень», три дня радовали нас своими талантами гости и белгородские артисты, которые, конечно, тоже принимали участие в фестивале. Об ансамбле казачьей песни «Вольница» и мужских хорах я уже упоминала. Но ведь были ещё танцевальные коллективы из Валуек и Нового Оскола, ансамбли русской песни «Слобода» (г.Старый Оскол), «Родные напевы» (г.Белгород), фольклорный коллектив «Раздолье» из музыкального колледжа, наш знаменитый ансамбль народных инструментов «Жалейка» и не менее знаменитый «Пересек»… А разве можно представить себе хоть один большой праздник в нашей области без вокально-хореографического ансамбля «Везелица» из института культуры и искусств! Вот и на этой «Хотмыжской осени» выступления «Везелицы» стали настоящим украшением концертных программ. А завершился фестиваль славянским сходом у памятника князю Владимиру. Более
символичного места трудно было бы и придумать. Ведь Владимир не просто
правил в Киеве - колыбели городов русских, но и крестил великую Русь на
православие, которое и по сей день объединяет славян в трёх братских
государствах. Но символичным оказалось не только место схода, но и сам день,
поскольку он совпал с праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
Господня. О чём напомнил собравшимся игумен Соффоний, который и совершил
молебен святому равноапостольному князю Владимиру. И как органично
вплетались духовные сочинения в исполнении академического хора
технологического университета имени В.Г.Шухова под управлением Вадима
Шувалова во вселиственный венок славянских песен. Как высоко взмывали в небо
голуби, выпущенные студентами института культуры и искусств. Голуби - символ
мира, добра, счастья и благополучия. А именно этого и желали всем участники
«Хотмыжской осени» и ещё назначали друг другу свидание на следующем
фестивале. Будем с нетерпением ждать новой встречи с братьями-славянами и мы
- зрители. Фестиваль закончился, да здравствует новый фестиваль!
Фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» неразрывно связан с различными народными промыслами, рукоделиями. Среди прочих экспонатов - вязаные крючком тончайшие салфетки и сумочки. Это не ремесленная поделка, а произведение искусства. Его нельзя просто, как говорится, на голой коленке, сделать. Требуется системный, можно даже сказать, научный подход. Рука должна быть натренированная. Инструменты - крючки - должны быть удобные для работы. И разумеется, должны быть схемы вязания крючком, они нужны для того, чтобы рисунок вышел правильным.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
|
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия СычеваРедактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |