Елена БАДЯКИНА |
||
2009 г. |
Форум славянских культур |
|
РУССКОЕ ПОЛЕ |
||
СлавянствоАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаЧто такое ФСК?Галерея славянстваСлавянские организации и форумыСлавянеXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Елена БАДЯКИНАЖивое искусство театра
Подлинное искусство сейчас не в чести, - на экране и в телеэфире царят пошлость и безвкусица. Не лучше обстоят дела и в современном театре: вместо классических постановок - полубезумный бред, выдаваемый за авангард, где от первоисточника не остается практически ничего, кроме названия. Подобные спектакли больше напоминают шабаш темных сил. А число театров, оставшихся верных высоким идеалам искусства и своим зрителям, неизменно сокращается. Противостоять, по образному выражению Николая Бурляева, «вползанию беса в театр», призван Международный театральный форум «Золотой витязь», проходивший в седьмой раз. Кстати, это единственный всеславянский театральный фестиваль, что подтвердил и специальный сертификат, выданный Президенту МКФ «Золотой Витязь», народному артисту России Николаю Бурляеву комиссией Рекордов России. На форум приехал 34 театральных коллектива из 8 стран. Проходил он под лозунгом «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека» и большинство представленный работ, соответствовали этому призыву. Члены жюри в течение десяти дней просмотрели десятки работ, поделенных на три категории: театр большой формы, театр малой формы и театр для детей. За награды боролись театральные коллективы России, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Польши, Армении и Эстонии. В конкурсе театра большой формы безоговорочным победителем стал Иркутский Академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова, показавший столичным зрителям «Последний срок» Валентина Распутина. По признанию самих членов жюри, эту работу можно без преувеличения назвать шедевром. Актеры театра, который совершенно не хочется называть «провинциальным», затронули крайне важные нравственные проблемы: утрата родственных связей, разобщенность, отрыв от родных корней, -Валентин Распутин не раз поднимал эти вопросы в своих произведениях. Но даже он сам был удивлен тому, как пьеса, написанная еще в 70-е годы, зазвучала актуально в наши дни. Иркутские актеры, которые даже и не играли, а по сути, проживали жизнь своих героев, смогли донести до зрителей что-то важное, глубинное, не оставившее равнодушным никого в зале. Хотя фабула пьесы проста: у постели умирающей матери собрались ее взрослые дети. И за обсуждением своих проблем забыли о главном, - уходит самый дорогой для них человек, и этот уход омрачен осознанием того, что дети, добившиеся успехов в своей новой «городской жизни», потеряли связь с родной землей, друг с другом. И только младший сын Михаил, в доме которого и живет мать, работающий на земле, хоть и кажется порой простоватым и грубоватым, сумел сохранить природную доброту, щедрость души. Степан Догадин, сыгравший эту роль, был отмечен жюри как лучший исполнитель мужской роли. Не стались без высших наград и исполнительница роли матери Наталья Королева и Людмила Слабунова за роль старухи Миронихи. Эти две актрисы создали на сцене удивительный дуэт. Они вспоминали прожитую жизнь, подтрунивали друг над другом. И зал живо реагировал на их бесхитростные диалоги, то смеясь, то плача вместе с героинями. В судьбах этих женщин словно отразилась история страны, - ушли на фронт и не вернулись три сына старухи Анны, довелось семье пережить голод, послевоенную разруху. Женщинам пришлось на своих плечах вынести столько бед и невзгод, поднимать страну, растить детей. И сейчас, на склоне лет, они вновь вспоминают о выпавших на их долю испытаниях. Актрисы так искренне доносили до нас переживания этих женщин, что равнодушных в зале не было. Спектакль погружает в атмосферу деревенской жизни, воссозданной с филигранной точностью. Другим открытием форума стал питерский актер Владимир Борисов, получивший сразу несколько высших наград: «Золотого Витязя», награду за лучшую мужскую роль в категории «Малая форма», диплом за лучший спектакль. Хотя сам Борисов, по его собственному признанию, не рассчитывал на подобный успех. У Владимира нет даже актерского образования, по специальности он - инженер, жил и работал в Выборге, где впервые вышел на сцену, участвуя в постановках Народного театра. Пытался поступить в театральный вуз, но там его «забраковали» - и ростом не вышел, и внешность явно не артистическая. Но талант его был настолько очевиден, что спектакль «Пять рассказов Шукшина», стал настоящим откровением. Зрители, которым посчастливилось быть на этом представлении, долго не отпускали актера со сцены, аплодируя ему стоя. Борисов мастерски перевоплощался в шукшинских героев, таких разных, но и похожих, страдающих, мятущихся, ищущих смысл жизни. И вместе с его героями зал плакал и смеялся. А баянист Эльдар Абдураимов органично дополнял своим аккомпанементом исповедальные монологи актера. Жюри по праву присудило высшие награды удивительному самородку, артисту из народа Владимиру Борисову, которого, хочется верить, ждет блестящее сценическое будущее. Отрадно, что форум открыл немало новых имен. Целым рядом дипломов были отмечены работы начинающих актеров и режиссеров Московского театра «Мастерская П. Фоменко» за спектакль «Сказки Арденского леса», спектакль Омского драматического театра «Галерка» «Сергей Есенин», где большинство ролей сыграно молодыми исполнителями. Особую роль на форуме занимали постановки по произведениям классиков русской литературы. Почетными дипломами была отмечена постановка Национального академического украинского драматического театра им. М. Заньковецкой по мотивам Чехова «Рассказ неизвестного человека», «Вишневый сад» Театра Ленинского комсомола, постановка Краковского театра «Нова» также по Чехову. Оригинальную постановку главы из романа «Братья Карамазовы», названную его создателями «Достоевский вопрос» показал Национальный академический театр им. Горького из Минска,- моноспектакль в исполнении В. Шушкевича с интересной сценографией В. Матросова. Не была забыта и зарубежная драматургия. Целым рядом наград был отмечен спектакль Государственного академического театра им. Моссовета по пьесе Юджина О’ Нила «Долгое путешествие в ночь», спектакль Армянского театра под руководством С. Степаняна «Полианна или Ода к радости» и другие. Хочется выразить огромную благодарность организаторам «Витязя» за подвижнический труд, за верность высоким нравственным идеалам. Жаль только, что проходил фестиваль на малых сценических площадках, не всегда вмещавших всех желающих. Будем надеяться, к следующему форуму подобных накладок удастся избежать, и он получит достойное звучание. А мы, зрители, будем ждать новых встреч с прекрасным и вечно юным искусством театра.
|
|
|
СЛАВЯНСТВО |
|
|
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия СычеваРедактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |