Народный журнал |
|
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Роман-газета детская № 10, 2010Инна КостомароваМузей Ивана Бунина в Орле"Совсем как птица был я всю жизнь"
И. А. Бунин Истоки и становление могучего таланта Ивана Алексеевича Бунина связаны с землёй его предков — Орловщиной, расположенной в той срединной России, «где, — писал он, — образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Увековечение памяти великого писателя России начиналось в Орле. В 1957 году в Музее писателей-орловцев был открыт зал, пос- вящённый жизни и творчеству Бунина. В последующие десятилетия в Орле была собрана уникальная, самая крупная в России бунинская коллекция, насчитывающая более пяти тысяч единиц хранения подлинных материалов: иконографии, рукописей писем, документов, книг, личных вещей писателя. Преобладающую часть этой коллекции составляют материалы из дореволюционного архива Бунина, переданные орловскому литературному музею вдовой племянника писателя К. П. Пушешниковой. Подлинные личные вещи Бунина — фотографии, автографы, книги, — связанные с эмигрантским периодом его творчества, были получены музеем от В. Н. Муромцевой-Буниной, Л. Ф. Зу- рова, А. Я. Полонского, Т. Д. Муравьёвой, М. Грин. Мебель из парижского кабинета Бунина долгое время хранилась в семье писательницы Н. В. Кодрянской, которая переслала её в 1973 году из Парижа в Орёл через советское посольство во Франции. 10 декабря 1991 года в Орле был открыт музей И. А. Бунина. Старинный дворянский особняк, в котором размещён музей, является памятником архитектуры середины XIX века. Литературно-мемориальная экспозиция музея, построенная на подлинных материалах из бунинской коллекции, рассказывает об этапах творческого пути писателя в России и в изгнании — от корреспондента газеты «Орловский вестник» до классика мировой литературы. Документы из семейного архива Буниных и фотографии, письма и автографы стихотворений юного поэта вводят нас в атмосферу жизни поместного дворянства, в которой духовно и творчески формировался незаурядный талант писателя.
С осени 1889 года Бунин на несколько лет поселился в Орле, став сотрудником редакции губернской газеты «Орловский вестник». С этим периодом жизни писателя связано начало его профессиональной литературной деятельности. Свои стихи, рассказы и очерки он публикует не только в «Орловском вестнике», но и в столичных журналах. В 1891 году в Орле вышел первый сборник стихотворений Бунина. Позднее, с мая по сентябрь 1896 года, в «Орловском вестнике» из номера в номер публиковался его перевод поэмы американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который в конце года впервые был издан в Орле отдельной книгой. С Орлом для Бунина было связано многое из пережитого и перечувствованного впервые: первые книги, первые оценки критики его произведений, первая, по-юношески романтическая и восторженная, любовь к Варваре Пащенко. Спустя более четырёх десятилетий Бунин в романе «Жизнь Арсеньева» вернётся к воспоминаниям о «самом светлом утре» своей жизни, и на его страницах возникнет полный очарования образ Лики, в котором он воскресит свою любовь к Пащенко во всей ее чистоте, страстности и красоте. В романе писатель с поразительной точностью и поэтичностью воссоздаст старый Орёл — «город Тургенева и Лескова», «один из самых коренных русских городов».
С конца 1890-х годов Бунин вошёл в московскую литературную среду, с которой он будет связан около четверти века. Но в Москве писатель постоянно не жил, уезжая то к родным в орловскую деревню Глотово-Ва- сильевское, то в Петербург, Одессу, Ялту, то отправлялся в заграничные путешествия по странам Западной Европы и Востока. «Совсем как птица был я всю жизнь!» — скажет он о себе. Сердцем музея стал воссозданный кабинет из парижской квартиры Бунина, где он почти безвыездно прожил последние семь с половиной лет жизни. Здесь всё реконструировано до деталей: камин, лепнина, рисунок обоев, живописное изображение вида из окна на улицу Жака Оффенбаха. В кабинете, как бы перенесённом из Парижа в Орёл, возникает ощущение присутствия Бунина, что связано с находящимися в нём его подлинными вещами: письменным столом, креслом, столиком под пишущую машинку, стулом, табакеркой с сохранившимся табаком. «Иллюзия присутствия» усиливается звучанием голоса писателя — это переписанная с граммофонной пластинки аудиозапись стихотворения Бунина «Одиночество» в его исполнении. В 2002 году в музее И. А. Бунина были открыты два новых зала, экспозиция которых посвящена теме «Литературное наследие Бунина в русской и мировой культуре XX века». В 1995 году в Орле был открыт памятник Бунину (скульптор В. М. Клыков).
Далее читайте:Бунин Иван Алексеевич (1870-1953), поэт, прозаик.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|