Народный журнал |
|
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Роман-газета детская № 10, 2009
Валентина КоростелёваПророк и воин с нежною душойВ ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ195 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯМ. Ю. ЛЕРМОНТОВАЕго жизнью, без сомнения, правила Судьба, а ещё — непостижимая российская действительность и конечно же собственная ранимая и по-детски вспыльчивая душа. Он стал знаменит в один миг, но этот миг был связан с потерей Россией «солнца русской поэзии» — Пушкина. Сама дуэль как способ защиты своего имени и достоинства запечатлелась в душе Лермонтова и порой круто поворачивала его жизнь, хотя бабушка, незабвенная и любимая Елизавета Алексеевна, будучи в Петербурге рядом по просьбе самого внука, не раз отводила от него и другие происки Судьбы. Это было единственное в мире существо, по-настоящему, всем сердцем любившее Поэта, который, вопреки всем наветам и пересудам, отвечал ей такой же искренней и глубокой любовью. «Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны на мой счёт, а я, будьте уверены, всё сделаю, чтоб продолжить это спокойствие. Целую ваши ручки и прошу вашего благословения. Покорный внук М. Лермонтов» — так заканчивал он письма к ней с Кавказа. В три года он лишился матери, Марии Михайловны, в пятнадцать лет — отца, Юрия Петровича Лермонтова. Отец после смерти жены вынужден был, по настоянию Елизаветы Алексеевны, оставить дом и сына. Отец любил Михаила, ценил его рано проснувшийся дар и дорожил очень редкими встречами с ним. А сын помнил эти счастливые мгновения жизни всегда, так же как и песни матери, которые слышал в детстве. По сути, при любящей бабушке он вырос сиротой, поскольку память о родителях всегда была связана с душевной болью. А Судьба подбиралась всё ближе, и молодой, неопытный Михаил, войдя в светскую жизнь, полную условностей (ещё вчера обласканный домочадцами, любовавшийся непостижимо прекрасным звёздным небом и щемящей душу родной природой в Тарханах), почувствовал себя чужим на этом «празднике жизни» с его легковесной и временной красотой, с его мнимыми ценностями и сомнительными страстями. И, как это бывает с подростком в чужом и холодном доме, он замкнулся и не особенно удачно выбирал слова, когда его вынуждали отвечать. И раскрывался во всей глубине и красоте своей души, только когда чувствовал искреннее к себе внимание и расположение. И если даже известный литературный критик Виссарион Белинский далеко не вдруг разглядел истинного Лермонтова, то что говорить о тех, кто завидовал и таланту, и острому уму, и внутреннему достоинству. Или кто уже в последних 16 строках знаменитого стихотворения «Смерть поэта» увидел угрозу самому державному строю, привычному жизненному укладу всего общества!
М.Ю.Лермонтов в детстве. 1820-1822 годы. …Тогда напрасно вы прибегнете Тарханы. Усадьба. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова Лермонтов, подрастая в Тарханах, чувствовал безграничную любовь бабушки и ежеминутную заботу о себе. Он полюбил мудрую, лиричную среднерусскую природу и тех, кто жил и работал здесь, чаще всего на барских полях. О том, что и в этих краях были бунты, он слышал от крестьян и дворовых людей бабушки. И, конечно, песни, которые будто обволакивали душу чем-то несказанно родным и открывали сами тайны поэтического народного слова. Потому и вовсе не случайны такие его шедевры, как «Бородино», «Песня про царя Ива- на Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», изумительное по глубине чувства и естественности языка «Завещание», «Два великана», «Атаман» и другие, где явлен сам дух великого народа.
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. А колесо Судьбы поворачивалось всё неотвратимее. Конфликт двух начал — небесного, творческого, и земного (грубого, чуждого всё той же, с обнажёнными нервами, душе) — подвигался к своему роковому разрешению. И по иронии Судьбы исполнителем дьявольской роли стал Мартынов, давний товарищ по учёбе, ограниченный и злобный человек. Разыграть конфликт, вынудить Поэта на дуэль, учитывая его характер, труда не составило. А многие даже утверждали, что Лермонтов сам искал пули — и на службе в полку, и в простой жизни. Но в отличие от своего героя, Печорина, действительно во многом на- поминавшего автора, Лермонтов в последний приезд в Петербург был полон новых творческих замыслов, думал, уйдя в отставку, издавать журнал, поднимать с его помощью новую русскую литературу. Уже вышел томик его стихов и первое издание «Героя нашего времени», приходил не только литературный, но и жизненный опыт. Но здесь, в Пятигорске, он ясно ощутил, как затягивается петля на всей его жизни. И ничего уже поделать не мог. И знал, что будет с ним, — дар пророчества и тут не подвёл. Храбрый воин — и с лживым петербургским светом, и на горной бое- вой тропе — уже не в силах был остановить колесо Судьбы. Пуля прошла на- вылет…
Тамань. 1837 г. Рисунок М. Лермонтова. Его последние стихи уже были полны предчувствий будущей драмы. …Уж не жду от жизни ничего я, И тёмный дуб склоняется над его могилой в Тарханах, и сладкий голос любви к нему и его поэзии оберегает его покой.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|