Народный журнал |
|
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Роман-газета детская № 9, 2014Владислав БахревскийДеревянное кружево под куполами:Аполлинарий Васнецов
Н. Д. Кузнецов. Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова. 1897 г. Судьбу предсказывает детство. Ах, как надо это понимать! Как слушаться этих предсказаний! Но для взрослых дети — неразумные. Аполлинарий Васнецов маленьким мальчиком мелом и углём покрыл рисунками тёсаные брёвна жилого мезонина. На рисунках неведомые миру селения, с церквями, с теремами, с домишками. За дощатыми заборами сады, могучие де ревья. Мел и уголь у художника, выругав, отобрали. Тогда он принялся рисовать мылом. Детское упрямое безобразничанье? Но вершиной творчества Аполлинария Михайловича Васнецова стали древние русские города среди лесов, на земле загадочных вятичей, снившиеся ему ночами. Академик Петербургской Академии художеств, руководитель Московского училища живописи, ваяния и зодчества имел за плечами всего лишь начальное образование. И художествам учился не в академиях. Правду сказать, учителя у него были великие. Первый наставник и, что главное для отрочества, пример — брат Виктор. Глазами Виктора Васнецова Россия увидела равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира, узнала трёх богатырей. Уроки рисования ученику духовного училища давал Эльвиро Андриолли — знаменитый польский художник, отбывавший вятскую ссылку.
Московский Кремль при Иване III. 1921 г. Поселившись у брата Виктора в Петербурге, младший Васнецов только и делал, что ходил по гостям. К художнику К. В. Лемоху на «вторники», рисовать. К Менделееву на «среды». К творцу Таблицы элементов сходились светочи русской науки и русской живописи. «Четверги» Аполлинарий проводил у Н. Н. Ге или у И. Н. Крамского. «Субботы» — у Н. А. Ярошенко. У Репина, в его огромной мастерской возле Калинкина моста, вместе с мастерами рисовал натурщиков, а на Малом проспекте Васильевского острова бывал среди друзей А. И. Куинджи. Все эти люди и есть Третьяковская галерея. Но, может быть, самые значительные уроки Аполлинарий Васнецов получил в Москве. Поселившись у брата на Остоженке, ходил на Кремль смотреть, на Василия Блаженного — чудо русское.
Московский Кремль при Иване Калите. Середина XIV века. 1921 г. Летом братья дачу снимали в Ахтырке, но дни и ночи проводили у Саввы Мамонтова, в Абрамцеве. Сокровенное место русского духа. Здесь жил Аксаков с сыновьями, здесь любили бывать Гоголь, Щепкин, Тургенев, Шаляпин. Но здесь ещё сама собой образовалась школа великого русского искусства. В этой школе учениками и учителями были Антокольский, Репин, Поленов, Врубель, Коровин, Нестеров, Остроухов, здесь с отроческих лет жил и здесь написал «Девочку с персиками» Валентин Серов. Здесь Виктору Васнецову явилась на полотне «Богородица» для Владимирского собора, здесь им создан «Каменный век» для Исторического музея, здесь художник писал лошадь Саввы Мамонтова, на которую сядет Илья Муромец, а Алёшу Поповича старший Васнецов разглядел в Андрее, сыне Мамонтова. Здесь и «Алёнушка» нашлась. Для Аполлинария Абрамцево — это обретение самого себя. Он писал здесь этюды, выслушивая похвалы и советы. Но вот что такое хорошие учителя. Уже через год после лета в Абрамцеве картину Аполлинария Васнецова «Серенький день» купил с выставки передвижников Павел Михайлович Третьяков. Самое счастливое племя среди художников — пейзажисты. Огромные картины пишут в столичных мастерских, портретисты тоже люди подневольные. Их «модели»: царственные особы, полководцы, герои, знаменитости художественного и литературного мира — жители столиц.
Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. 1922 г. Пейзажисты за Божьей красотой ездят по родной земле, а то и по всему белому свету. Сколько уже погублено первородной Боговой красоты! Вятские могучие леса остались только на картинах Аполлинария Васнецова. Он изумился и оставил нам своё изумление Крымом, Украиной, Уралом, оренбуржской степью, сибирской тайгой. На его полотнах великолепие Кавказа, он писал Рим, Везувий и Помпею, Флоренцию, Венецию, Париж, но осел в своём искусстве в старой Москве. Нашёл в ней тот самый дом, который искала на просторах России и в иных странах его душа. Сначала это была работа археолога-реставратора. Восстановить Кремль Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Лубяной торг на Трубе, речку Неглинную — среди громады Белого города, Никольскую улицу, с башнями, с церквями, с теремами.
Зимний сон. 1908–1914 гг. Но над знанием у художника торжествует Образ. И чудо! «Старая Москва» Аполлинария Васнецова — воскресшее диво навсегда утерянного былого. Утраченного народом. Россией. Миром. Сказания Васнецова заполнены множеством мелочей жизни, но всё это сливается в единое целое, в торжество образа. Поглядишь на его старую Москву, и сердце задохнётся красотой и невосполнимой утратой. Вот он, истинный град Китеж! Мощённая досками улица взмывает круто между лавчонками, сошедшимися тесно, как на праздник. Изукрашенные резьбою терема, и сама улица, и всё, что на ней, устремлены к храму, над которым купол и московские серебряные звоны.
Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1923 г.
Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901 г.
Семиверхая угловая башня Белого города в XVIII веке. 1924 г.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|