Народный журнал |
|
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Роман-газета детская № 7, 2014ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ Илья ДюковГорода Древней Руси
Вид на грановитую палату Худ. Апполинарий Васнецов Продолжение. Начало см. в № 6 за 2014 г. Архитектура древнерусского города при внешней яркости и живописности была простой и лаконичной. В одном строении — даже в царских палатах — было не больше трёх, редко — четырёх покоев. Наиболее выразительными гражданскими сооружениями в застройке городов были вежи (дозорные башни), терема, столпы и повалуши (высокие срубы под отдельными крышами). С появлением в XII веке лемеха (особый кровельный материал) на городских постройках Руси начали устанавливать бочечные и кубоватые крыши. Нередко дома покрывали сверху от сырости берёзовой корой — здание становилось не только суше, но и куда красивее и пёстрее. Иногда в предохранение от пожаров на кровлю клали зелёный дёрн. В покрытии храмов использовались черепица, свинец, белое железо и деревянный лемех — города были яркими, часто отделка даже самых обычных домов радовала глаз. Тёмные дубовые стены кремля контрастировали с серебристыми осиновыми постройками посада. Главные въездные ворота и церкви часто выкладывались из кирпича с использованием штукатурки и побелки. Кроме расписанных и золочёных белокаменных соборов, раскрашивались во множестве рассыпанные по городу деревянные церкви и часовни.
Новгородский торг Улицы древнерусских городов располагались свободно и живо по рельефу, весьма прихотливо извиваясь даже на планах русских городов XVIII века, несмотря на попытку регулирования в царствование Екатерины II. Ширина улиц в городах XII–XV веков была незначительной — не более четырёх метров. Мостовые покрывались настилом из круглых нетёсаных жердей, концы которых входили в боковые лаги. Часто улица заканчивалась храмом, и высота его была сравнима с длиной улицы. По краям улиц или на их пересечении устанавливались образа в киотах. Русь славилась не только числом, но и большим разнообразием городов, согласно старой народной пословице «Что ни город — то норов».
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век Неповторимость каждому из них придавало прежде всего гармоничное слияние городской среды с местом расположения. В большинстве своём города строились по склонам оврагов и на возвышенностях. В связи с этим, казалось, даже такой рядовой элемент городской застройки, как лестницы, приобретал особую важность, соединяя функциональное значение с эстетическим. Неширокие деревянные лестницы русских городов живописно спускались по склонам вслед за изгибами протоптанных тропинок, не нарушая сложившуюся среду навязчивой прямолинейностью. Выразительным художественным элементом в общей картине русского города были также перекинутые через ручьи и маленькие речки деревянные мосты. Духовная иерархия строго соблюдалась при застройке городов. Богатый силуэт русского города был непосредственно связан с этой его особенностью: культовые сооружения всегда возвышались над светскими. Главным из них был собор. Ни одно здание — ни по красоте убранства, ни по высоте и местоположению — не могло равняться с городским собором. За ним следовали величественные, но всё же подчинённые посадские храмы. В подчинении посадским каменным храмам находились рассыпанные по всему городу деревянные церкви. Далее во множестве шли часовни и прочие связанные с православной традицией небольшие постройки. Русь не создавала внецерковных ценностей, и монументальная архитектура древнерусских городов являлась не просто религиозной, она была храмовой.
Площадь перед церковью Всякий русский город органично вписывался в существующий ландшафт, приобретая тот неповторимый ритмический силуэт, по которому он легко был узнаваем на большом расстоянии. Расстилаясь по рельефу местности, город будто вырастал из природы, растворяя свои границы в окружающем пространстве. От кремля открывались широкие панорамы русского раздолья, а земляные валы с венчающими их деревянными стенами городских укреплений выглядели извне скорее особой формой ландшафта, чем противостоящей ему преградой. Русские мастера умели строить так, чтобы храм был виден в любой точке города и за его пределами. Не похожие на западные города Средневековья, с их высокими стенами и грозными башнями, противостоящими естественному ландшафту, невысокие города Руси гармонично сливались с природой и сельским окружением.
Всехсвятский Каменный мост Древнерусские традиции классического градостроительства унаследовала Московская Русь. Еще в XV веке композиционная структура самой Москвы и городов Московии, таких как, например, Серпухов и Коломна, в функциональном и художественном отношении оставалась традиционной. В конце XV века облик Москвы, а за ней и других русских городов значительно изменился. Развернулись грандиозные работы по перестройке Московского кремля — в нём появились не свойственные классической русской архитектуре элементы рационализма. С XVI века, вместе с социально-экономическими и политическими изменениями в государстве, начал меняться сам принцип русского градостроительства. В заключение ещё раз подчеркнём — как бы подтверждая православный тезис «Дух творит себе формы» — древнерусский город был видимым выражением православного мировоззрения русского народа.
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|