Народный журнал |
||
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
|
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Роман-газета детская № 2, 2011Галина СаксоноваИван Вишняков
Портрет цесаревны Натальи Петровны. 1750-е гг. Иван Яковлевич Вишняков (1699 — 1761) — живописец-монументалист и портретист — был сыном «шатёрных дел мастера», с 1714 года жил в Санкт- Петербурге и получил дворянство только в силу своих заслуг. Начало его творчества пришлось на самый небла- гоприятный для российского искусст- ва период правления Анны Иоаннов- ны, когда правившие страной иностранцы боролись против всего русского. В 40-50-е годы — время правления императрицы Елизаветы Петровны — культурная жизнь России изменилась. В Елизавете Петровне общество хотело видеть продолжательницу дела её отца. И действительно, в 1755 году был учреждён Московский университет, в 1756-м создан национальный театр, в 1757-м основана Академия художеств.
Портрет Ф.Н. Голицына. Ок. 1760 г. Большое значение для подготовки русских художников в середине века имели архитектурная и живописная команды Канцелярии строений в Санкт-Петербурге. Художники живописной команды выполняли работы по росписи дворцов, триумфальных ворот, церквей. Руководителем живописной команды в 30-е годы был Андрей Матвеев. Иван Вишняков поступает в 1727 году в подмастерья к Матвееву, в 1739 году он уже живописный мастер, а после смерти Матвеева становится руководителем живописной команды Канцелярии строений. Вишняков участвует в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны, в монументально-декоративных работах по отделке Петропавловского собора, церкви Симеона и Анны, Летнего, Зимнего и Аничкова дворцов Санкт-Петербурга, Больших дворцов Петергофа и Царского Села, дворцов Москвы и Киева; писал иконы, занимался их реставрацией и экспертизой.
Портрет Вильгельма Фермора. Втор. полов. 1750-х гг. Протоколы канцелярии фиксируют заказы, прошения, ход работ, каждый шаг мастеров. Но, к сожалению, в течение многих лет упоминавшиеся в них здания перестраивались, некоторые из зданий и часть их интерьеров не сохранились. Не уцелело ничего из декоративных работ, созданных И. Я. Вишняковым. И, может быть, остался бы неизвестным и сам автор этих работ, если бы не сохранилось около десятка портретов, написанных Вишняковым. Он был автором парадных портретов, таких, как портрет императрицы Елизаветы Петровны и портреты супругов Тишиных. Вишняков нередко писал детские портреты, которые ему особенно удавались. С них началась его известность. Лучшие из них — портреты детей начальника Канцелярии строений Фермора — Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга. Портрет маленькой графини Сарры Элеоноры Фермор написан по всем правилам «взрослого» парадного портрета — она изображена во весь рост, в нарядном расшитом платье, на фоне тяжёлой драпировки, в руке её веер. Но характерно, что, несмотря на соблюдение всех условностей парадного портрета, мы обращаем внимание не на платье, а на грустное лицо девочки: она задумалась о чём-то нам неизвестном — это ребёнок с собственным миром и своими переживаниями.
Портрет С.Э. Фермор. Втор. полов. 1749 г. Портрет брата Элеоноры Фермор был задуман как парный портрету сестры. Фермор изображён также в рост на фоне какого-то интерьера, в форме сержанта лейб-гвардии Преображенского полка. Цвета яркие. С зелёным кафтаном перекликается по цвету такого же тона занавес с золотой каймой. Лицо мальчика очень похоже на лицо сестры не только чертами, но и выражением строгой важности и достоинства.
Портрет М.С. Бегичева. Втор. полов. 1757 г. Последнее произведение Вишнякова в портретном жанре — портрет князя Фёдора Николаевича Голицына «на девятом году своего возраста», как гласит надпись пером старинным почерком на подрамнике. На портрете Голицын изображён девятилетним мальчиком в костюме конногвардейца времён Елизаветы Петровны: тёмно-васильковый мундир с красными отворотами и воротником с золотым позументом, красный камзол, чёрные сапоги и треуголка, белый бант и белый галстук. Мушкет, сумка, шпага дополняют военное платье.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1743 г. Фигура как бы распластана в пространстве. Ноги широко расставлены, правая рука знакомым, как на портрете Фермора, движением засунута за борт, левая упёрлась в бок. Позой и, главное, серьёзным выражением лица, полным достоинства и важности, Голицын напоминает Фермора. Но в портрете Голицына Вишняков, более, чем когда-либо, тяготеет к старой русской живописи: мальчик поставлен строго анфас, с равномерной опорой на обе ноги. Он напоминает лубочного солдатика, но более, чем в каком-либо другом произведении Вишнякова, в этом портрете живёт одно лицо, написанное любовно, с глубоким проникновением в детскую психологию. Портрет Голицына завершает долгий путь Вишнякова в искусстве.
|
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|