Народный журнал
       > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РОМАН-ГАЗЕТА >


Народный журнал

РОМАН-ГАЗЕТА

РОМАН-ГАЗЕТА


АДРЕСА И ЯВКИ
2014 ГОД
ИСТОРИЯ РГ
АРХИВ РГ
ДЕТСКАЯ РГ
МАГАЗИН РГ
НАШИ ЛАУРЕАТЫ
80-ЛЕТИЕ РГ

 


ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ:

РОМАН-ГАЗЕТА
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА


XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Первая мировая

Роман-газета № 24, 2009

 

ГЕНИЙ ДВУХ БРАТСКИХ НАРОДОВ

К двухсотлетию Н. В. Гоголя (1809–1852)

Гоголь слушает бандуриста.

Трудно было представить себе при появлении на свет Божий 20 марта 1809 года в семье малороссийских помещиков Гоголей-Яновских мальчика Николая, что его именем назовут целый период великой русской литературы, более того, он станет ярчайшей величиной среди звезд мировой словесности. Природа литературного гения загадочна и непознаваема, нам дается разве что возможность проследить влияние различных факторов на формирование творческой личности и весьма непростых свойств ее характера.

Обстановка полтавской усадьбы немало способствовала к насыщению впечатлительной натуры ребенка сказаниями, поверьями и песенным ладом, которые на протяжении многих столетий накапливались в народной душе. Значительную роль в восприятии им окружающего мира сыграла отцовская увлеченность театром. Василий Афанасьевич не только сочинял небольшие пьесы для домашнего театра богатейшего вельможи Дмитрия Трощинского, но даже играл в этих спектаклях. Впоследствии уже сам юный Гоголь с успехом участвовал в театральных постановках, учась в Нежинской гимназии. К тому времени относятся и его первые литературные опыты. Впрочем, природные таланты юноши могли бы оказаться слабо востребованными в малороссийской провинции, что и предопределило переезд Николая Гоголя в столицу Империи.

Н. В. Гоголь среди русских художников в Риме. 1845 г.

Первые месяцы жизни в Петербурге прошли для полтовчанина под печальные напевы несбывшихся радужных мечтаний, столь естественных для совсем молодых людей. Даже при наличии двух рекомендательных писем устроиться на государственную службу долго не удавалось. Были провалены и вступительные испытания в Дирекции императорских театров. Литературный дебют, который обрел форму идиллии в стихах под названием «Ганц Кюхельгартен», был отмечен двумя отрицательными рецензиями, одна из которых носила настолько издевательский характер, что незадачливый автор бросился обходить книжные лавки, изымая непроданные экземпляры, чтобы затем сжечь их в печке с остатками тиража (с тех пор это издание составляет предмет мечтаний российских библиофилов). Гоголь долго не может «зажить своим состоянием» и вынужден существовать на средства, присылаемые матушкою из Малороссии. Но вот на исходе 1829 года обстоятельства его жизни меняются как по взмаху волшебной палочки, а скорее благодаря появлению всемогущего покровителя. Сам Гоголь свидетельствует в письме матери: «Всего только четыре месяца, как я служу, а получил на днях штатное место, до которого многие по пяти лет дослуживаются, иные даже по десяти, а всё не получают». К апрелю 1831 года Гоголь уже в чине титулярного советника. Ему понадобилось чуть более года, чтобы преодолеть четыре ступеньки табели о рангах.

Церковь в Васильевке.

Одновременно Гоголь по заранее выбранному плану шаг за шагом выстраивает собственную литературную карьеру. После нескольких публикаций в альманахе «Северные цветы» и «Литературной газете» писательские дела Гоголя пошли круто по восходящей линии. Он сводит знакомство с Петром Плетневым и Василием Жуковским. Немаловажным условием успеха стал возросший интерес к Малороссии в правительственных кругах. Первым опытом в разработке малороссийской темы стала повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», опубликованная в журнале «Отечественные записки» в 1830 году. Гоголь привлекает своих родных и друзей для добывания самых разных сведений из украинской старины, рассказов о народных обычаях, просит присылать ему записи поговорок, сказок и преданий о запорожских казаках, тексты народных песен...

М.И. Гоголь.

Первая часть ставших в мгновение ока знаменитыми «Вечеров на хуторе близ Диканьки» вышла в свет в сентябре 1831 года. В качестве автора на титуле обозначен мифический пасечник Рудый Панько. Пушкин так отозвался на появление первой книги молодого автора: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».

На волне всеобщего восхищения Гоголь стремится преобразовать литературный успех в более основательное положение ученого-историка. Он хлопочет о занятии им кафедры всеобщей истории в Киевском университете, привлекая для этого своих новых влиятельных друзей. Приведем слова Гоголя из письма Пушкину: «Я восхищаюсь заранее, когда воображу, как закипят мои труды в Киеве. Там я выгружу из-под спуда многие вещи, из которых я не всё еще читал Вам. Там я кончу историю Украйны и юга России и напишу всеобщую историю, которой, в настоящем виде ее, до сих пор, к сожалению, не только на Руси, но даже и в Европе нет».

Однако настоящая литераторская слава пришла к Гоголю после постановки его первой комедии «Ревизор» (уместно напомнить, что сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ» были «уступлены» Гоголю именно Пушкиным).

По собственному его признанию, включенному в «Авторскую исповедь», Гоголь решил собрать «в одну кучу» все несправедливости, творящиеся в России, все дурное, что омрачает жизнь русского человека, и подвергнуть всеобщему осмеянию. Помимо таких дидактических соображений в комедии явно присутствовало художественное воплощение давнего присловья Николая I, что «не он управляет Россией, а сто тысяч столоначальников», то есть бюрократов.

 О. В. Гоголь-Головня.

Автор был щедро награжден властями: ему единовременно выдали пять тысяч рублей, еще две с половиной были начислены за право на постановку «Ревизора» в Москве. Но главной наградой стал заграничный паспорт с позволением ехать в Европу и возможностью пожить в давно лелеемой в мечтах Италии. В общей сложности в Европе Гоголь проведет около десяти счастливейших лет своей недолгой жизни. В написанных за границей «Мертвых душах», продолжая обличительные тенденции «Ревизора», Гоголь нелицеприятно изобразит закоснелое дворянско-помещичье сословие и провинциальных чиновников-бюрократов. На родине книга была принята восторженно. Художественные достоинства поэмы, выразительность образов и эпический размах самого литературного полотна были бесспорны. Со временем «Мертвые души» заняли одно из самых важных мест в школьных программах, а хрестоматийные образы великого произведения сопровождают любого русского человека всю его сознательную жизнь.

Но Гоголем были созданы и блистательные «Петербургские повести». В «Шинели» до сих пор черпают вдохновение деятели театра и кино многих стран. Героический Тарас Бульба вместе с советскими солдатами сражался с врагами на полях Великой Отечественной войны.

К 1843 году относится начало серьезной работы над вторым томом «Мертвых душ» и первое сожжение рукописи второго тома. К великому несчастью, творческий кризис и проблемы со здоровьем совпали с кризисом во взаимоотношениях с властью, поводом к чему послужила публикация философских рассуждений и морализаторских очерков на русские темы, которую Гоголь озаглавил как «Выбранные места из переписки с друзьями». Автор видел в своем труде некое предуведомление ко второму тому «Мертвых душ», но расценен он был как попытка вмешательства во внутреннюю политику государства, что являлось исключительной прерогативой верховной власти. Попытки оправдания, сопровождаемые самобичеванием, были тщетны.

С.Т. Аксаков.

В 1848 году, лишившись материальной поддержки, Гоголь вынужден покинуть любезную ему Италию. Последующие годы он посвящает второму тому «Мертвых душ»: бесконечно переделывает и правит текст.  Писатель много путешествует, не единожды посещает Оптину Пустынь, Троице-Сергиеву Лавру, подмосковную усадьбу Аксаковых... Безрадостна оказалась поездка в боготворимую и лелеемую в воображении Малороссию. Вместо благословенного и цветущего края Гоголь увидел разорившиеся, заложенные и перезаложенные помещичьи усадьбы, бедствующих крестьян, задавленных грабительскими податями, безжалостно выколачиваемыми приставами по решениям продажных судов.

М.П. Погодин.

В последние месяцы жизни из довольно беспокойного дома Погодина Гоголь перебирается в дом графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. Образ жизни писателя теперь можно вполне верно назвать монашеским. Гоголь постепенно отходит от мирских дел, посвящая всё свое время молитвам и чтению духовной литературы.

Скончался Н. В. Гоголь после продолжительной и весьма загадочной болезни 21 февраля (по старому стилю) 1852 года. Отпевали его в университетской церкви Святой Татианы. Студенты несли гроб на руках через всю Москву до места захоронения в Свято-Даниловом монастыре.

Постепенно обстоятельства тягостных последних лет жизни и мучительной смерти Гоголя переместились в густую тень уходящего времени, а вперед выступили образы и содержание его гениальных произведений, обретших собственную, уже не зависимую от их творца бессмертную жизнь. Гоголь — это природный гений, который органично чувствовал себя в любых жанрах словесности: будь то героическая эпопея «Тарас Бульба» или сказочно-лирические повествования «Вечеров на хуторе близ Диканьки», комедии «Ревизор» и «Женитьба», повесть «Шинель», ставшая истоком натуральной школы в русской литературе, фантасмагорические «Петербургские повести», эпическая поэма «Мертвые души», историософская и литературная эссеистика и религиозно-философские труды. А главное, им было создано мощное духовное поле, обогатившее и укрепившее культурное наследие народов России.

Игорь ВЛАДИМИРОВ

 



 

 

ХРОНОС-ПРОЕКТЫ

Главный редактор Юрий Козлов
Редактор-составитель Екатерина Рощина
Художественное редактирование и макет Татьяна Погудина
Зав. производством Елена Шевцова
Компьютерная вёрстка и цветоделение Александр Муравенко
Корректор Людмила Пономаренко
Финансовая группа Людмила Дьячкова
Зав.распространением Ирина Бродянская
Юрисконсульт Виктор Кудинов
Журнал выходит 2 раза в месяц
Подписные индексы в каталоге агентства «Роспечать»: 70782 - на полгода, 71752 - на год; для библиотек 20088 — на полгода 20089 — на год
Для подписчиков РФ осуществляется подиска по ценам предыдущего полугодия в «Каталоге изданий по льготной подписке» агентства «Роспечать».
Учредитель: ЗАО «Роман-газета» Адрес редакции: 107078, Москва, ул. Новая Басманная, 19.
Тел.редакции 8(499)261-84-61
Факс (8-499) 261-49-29
Распространение (8-499) 261-95-87
e-mail: rg@netman.ru; roman-gazeta-1927@yandex.ru Основан в 1995 г.
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации № 013639 от 31 мая 1995 г.
В розницу цена свободная.
Оформить подписку с доставкой в любую страну мира можно в интернет-магазине www.nasha-pressa.de E-mail: abo@nasha-pressa.de

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

РОМАН-ГАЗЕТА