Народный журнал |
|
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
№ 20, 2009 год
"Роман-газета" № 20. Авдотья Панаева. Воспоминания.
Н.А. Некрасов. Дом на Литейном
Среди полутора десятков от- личных литературных музе- ев Петербурга мемориальная квартира Н. А. Некрасова на Литейном проспекте в доме № 36 выделяется своей «сохранностью». Как писал современник, «история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики». В этом доме Некрасов прожил двадцать лет, здесь он и умер 27 декабря 1877 года на руках у жены Зинаиды Николаевны и сестры Анны Алексеевны Буткевич. Все это время в квартире, арендованной поэтом, размещалась редакция возглавляемых им журналов «Современник» и «Отечественные записки». Здесь неоднократно бывали Тургенев и Толстой, Островский и Гончаров, Белинский и Салтыков-Щедрин, Чернышевский и Добролюбов, Писемский и Успенский, Достоевский и Шевченко, Маковский и Горбунов, Щепкин и Садовский...
З.Н. Некрасова. История дома-музея практически совпадает с историей самого города Святого Петра. Литейная, или Русская, слободка (так изначально называлась эта местность) получила свое наименование от построенного в 1711 году неподалеку Литейного двора. Район был окраинный, неухоженный: пустыри, редкие домишки. Впрочем, как только в слободке был возведен красивый «Сергиевский всея гвардейской артиллерии» собор (1746), а архитектор В. И. Баженов построил солидное здание Арсенала (1771), Литейная начала благоустраиваться. А с появлением по соседству Мариинской больницы (1804, архитектор Кваренги), престижная Литейная улица становится проспектом. Интересующий нас дом на углу Литейного и Бассейной строился его первым хозяином П. В. Неклюдовым в 1781–1782 гг. С ним приятельствовал сам Г. Р. Державин: здесь он жил в 1780-е годы, здесь в 1783-м написал известную оду «Фелица», открывавшую первый номер «Собеседника любителей русского слова».
А.Я. Панаева. В начале XIX века в доме бывали Жуковский, Дельвиг, Пушкин, Кольцов... До 1857 года домом владел тайный советник П. Д. Норов. Позднее дом приобрел издатель «Отечественных записок» А. А. Краевский. В конце лета 1857 года сюда в качестве арендаторов перебираются Некрасов и семья Панаевых. О гостеприимстве и сердечной обстановке «некрасовского гнезда» сохранилось множество свидетельств. Хозяйкой издательского дома на долгие пятнадцать лет стала гражданская жена Н. А. Некрасова Авдотья Яковлевна Панаева. Здесь, в добротной и опрятной обстановке просторного дома (паркетные полы, дорогие обои, водопровод, канализация, изразцовые печи и камины), царила «самая привлекательная простота». Регулярно проходили т. н. «литературные обеды», подолгу гостили провинциальные родственники и столовались малоимущие литераторы.
И.И. Панаев. Спустя год после закрытия по цензурным соображениям «по высочайшему повелению» «Современника» Некрасов заключает договор с Краевским и с 1868 по 1877 год выпускает его журнал с новой редколлегией, в которую вошли Салтыков-Щедрин, Елисеев, Глеб Успенский. Естественно, принципиально изменилась и ориентация «Отечественных записок».
Журнал «Отечественные записки» Литературным музеем дом на Литейном стал в трудном 1946 году. У истоков его создания стояли крупнейший специалист по творчеству Некрасова профессор В. Е. Евгеньев-Максимов и директор ИРЛИ АН М. М. Калаушин. Первой хранительницей музея была О. В. Ломан.
В залах мемориального музея Н. А. Некрасова. Особую гордость собрания составляют личные вещи велико- го русского поэта, его рукописи, дополненные прижизненными иллюстрациями известных художников. В 1985 году была восстановлена и открыта для посещений «панаевская» половина, появилась интереснейшая экспозиция петербургского быта середины XIX века, в апартаментах Краевского проходят выставки работ питерских художников разных эпох и направлений. Елена ВАСИЛЬЕВА
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|