Народный журнал |
|
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Роман-газета № 14, 2013
Дмитрий ЖУКОВ. Сны Шульгина.ЖУКОВ Дмитрий Анатольевич родился 30 августа 1927 г. Потомок старинного рода, давшего России воевод, наместников, губернаторов, дипломатов и писателей. Добровольно ушел на фронт, в апреле 1945-го был ранен. Окончил Киевское военное училище (1947) и Военный институт иностранных языков (1954). Служил по линии Генштаба, в т.ч. за рубежом. С 1955-го занимается переводом (с сербского и английского), издал около ста книг. Также занимался алгоритмом машинного перевода. Автор множества художественных книг, исторических хроник, очерков, статей,
филологических работ, в т.ч.: «Бранислав Нушич» (1972), «Козьма Прутков и его
друзья» (1976), «Круг размыкаемый» (1979), «Алексей Константинович Толстой»
(1982), «Прозрения. Россия на Голгофе» (1991), «Таинственные встречи» (1992),
двухтомник Д. А. Жуков — один из учредителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и знаменитого Русского клуба при нем. В 1990-е был сопредседателем Фонда славянской письменности и культуры, председателем Общества русско-сербской дружбы. Профессор и вице-президент Академии российской словесности, член Петровской академии наук и искусств, Академии Евразии и др. Лауреат премий «Золотое перо», «Серебряная лира», «Писатель года», «Отечество», имени А. Дельвига и др. Имеет боевые, правительственные и патриаршие награды. Заслуженный работник культуры РФ. Живет в Москве. Род Жуковых до наших дней ярко проявляет себя на литературном, военном, научном и политическом поприще.
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ...В конце 1980-х я написал несколько статей о богатстве провинциальной культуры, самобытности её архитектуры, фольклора. Меня поразило, что в провинциальной Твери в 1920-е годы издавалось более двадцати самых разных журналов! Статьи вызвали большой резонанс. Ведь в богатой художественными и литературными традициями Твери нашего времени не издавались ни Венецианов, ни Сорока, ни Самохвалов, ни осташковские художники XVIII–XIX веков. А из писателей ни Салтыков-Щедрин, ни И. А. Крылов, ни С. Клычков. Даже известных тверских современников: Владимира Соколова, Виктора Курочкина, Николая Тряпкина издавала только Москва. О Левитане, Коровине, Репине, воспевших тверской пейзаж, о мировом художественном явлении, известном как русский пейзаж, который писался и пишется до сих пор на Академической даче под Вышним Волочком с тверских далей, и говорить нечего... Когда в конце XIX — начале XX века провинция вспомнила местную историю, явились миру не только былины, сказки, песни, но и образцы местного самоуправления, земледельческих промыслов, самобытного народного хозяйства. Только в Бежецком уезде Тверской области в начале века работало более пятисот (!) крестьянских кооперативных маслоделен и сыроварен! Процветало льноводство, были свои местные породы скота... Тогда-то и был задуман литературнохудожественный журнал «Русская провинция», который объединил бы провинциальных писателей, художников, краеведов, людей знающих свое прошлое и жаждущих будущего. Захотелось малого: открыть окно из столицы не в Европу, нет, а в неизведанную русскую провинцию. В свою, вчера еще трудовую, полную творческих сил и снов, а сегодня обнищавшую и притихшую Родину. Открыть, как открывал её российскому обществу тверской помещик Венецианов, уехавший после Отечественной войны 1812 года из столицы в деревню Трониха писать своих крестьян. Этот опальный карикатурист, ставший живописцемфилософом, нашел ответы на свои главные вопросы в родной стороне. В своё время, в 1807 году Александр I, боясь обидеть Наполеона, запретил венециановский «Журнал карикатур», который открывался «кощунственным» вольномыслием: карикатурами, изображавшими изгнание из Моск вы французских парикмахеров, учителей и артистов, повелел даже уничтожить тираж. Но когда над судьбой Государства Российского нависла угроза завоевания, на защиту его встали персонажи венециановских карикатур: Иван Долбила, ратник Гвоздила, которых призвали изгонять супостатов с русской земли. Как открывал русскую провинцию Антон Чехов, задумавший свою «Чайку» на берегах удомельского озера. А когда в прорубленное окно тянуло из Европы огнем и мраком, из провинции под стены столицы шли эшелоны одетых в белые полушубки защитников-сибиряков. Это она, провинция, принимала под теплые крыши исхудалых венозных блокадников Ленинграда, творила хлеб и сталь, ковала рабочим молотом Победу. Потому, видимо, и успех «Русской провинции» был оглушительный. 10 тысяч экземпляров первого номера, вышедшего в Новгороде в 1991 году с напутным словом Валентина Распутина, разошлись влёт, несмотря на газетную серую бумагу, блёклую полиграфию. В редколлегию журнала вошли известные писатели Д. Балашов, А. Бологов, Ю. Красавин, В. Курбатов, искусствовед С. Ямщиков, поэт Е. Сигарев. Мы желали возвращения домой культурных ценностей, возможностей издавать книги и журналы, стояли за развитие краеведения как части народного хозяйства, за возрождение в сердце человека деятельной любви к своей малой родине. «Независимая газета» написала вскоре: «Удивляет не то, что в «Русской провинции» можно встретить Василия Белова или Глеба Горбовского, удивляют такие, как Инна Собакина. А откройте «Историю село Рютино» Н. Ласточкина. Как будто обычный краеведческий очерк, но нет-нет — и вдруг почувствуешь особый глаз... Краеведение с биографией. Традиция! Вспомнишь и Арсеньева, и Пришвина, и Афанасия Никитина... Ее, Русской провинции голос, может изменить всю литературную ситуацию». Нам действительно была близка мысль Льва Толстого о том, что писателю, желающему достичь чего-то серьезного в литературе, необходимо свои жизненные интересы держать вне её. О том говорили и рубрики «народная проза», «народное краеведение». Большинство авторов были людьми с биографией. И. Собакина — работник культуры, Шароваров и Роженков — рабочие, Н. Ласточкин — учитель, затем — лесник. Поэт Е. Сигарёв — моряк, командир военного корабля, пограничник, Савелий Ямщиков — искусствовед, специалист по иконописи и провинциальному портрету XVIII века. Даже у известного миллионам читателей Дмитрия Балашова жизненные интересы лежали вне литературы. Он жил в плену допетровского времени, носил русскую рубаху, шаровары, сапоги. И это не было игрой: держал двух коров в своем деревенском доме в Козыневе, косил сено, доил собственноручно коров. будучи человеком городским, из старинной петербургской театральной семьи. Сам срубил и дом в Козыневе, украсил резьбой, сделал мебель в русском стиле, иконостасами его работы украшены несколько храмов на новгородчине и в самом Новгороде. Михаил Петров, г. Тверь
Окончание см. в следующем номере
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|