Народный журнал |
|
|
РОМАН-ГАЗЕТА |
АДРЕСА И ЯВКИ2014 ГОДИСТОРИЯ РГАРХИВ РГДЕТСКАЯ РГМАГАЗИН РГНАШИ ЛАУРЕАТЫ80-ЛЕТИЕ РГ
ДРУГИЕ ЛИТ. ПРОЕКТЫ: РОМАН-ГАЗЕТА"МОЛОКО""РУССКАЯ ЖИЗНЬ"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАXPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Роман-газета № 6, 2013
Лидия СЫЧЕВА. СёстрыСЫЧЁВА Лидия Андреевна родилась в селе Скрипниково Воронежской области. Окончила исторический факультет Воронежского пединститута (1988) и Литературный институт им. Горького (2000). Работала учительницей, корреспондентом и редактором в «Учительской газете», обозревателем журнала «РФ сегодня». Первая книга — сборник рассказов «Предчувствие» (2001). Автор книг: «Тайна поэта» и «Последний блокпост» (2002), «Вдвоем» (2003), «Уже и больные замуж повыходили» и «Эх, славяне!» (2008), «Время Бояна. Статьи о русской поэзии и художественном слове» (2011) и др. С 1998 года главный редактор первого литературного интернет-издания «почвеннического» направления «Молодое око» (МОЛОКО). Лауреат ряда литературных премий: журнала «Москва» (2000), имени Петра Проскурина (2004), международного конкурса «Народ мой — большая семья»(2007), имени Александра Невского (2008), имени Андрея Платонова «Умное сердце» (2009), имени Дмитрия Кедрина «Зодчий» (2010). Рассказы Л. А. Сычевой переведены на китайский, арабский, немецкий и ряд славянских языков. Член Союза писателей России (с 1998), член Гражданского литературного форума. Живет в Москве.
История Русской Церкви в XX веке — это эпоха жестоких репрессий, сравнимых с гонениями в первые века христиан ства. Так охарактеризовал прошедший период церковной истории Алексий II. Но мучимы за веру, образно говоря, были не только люди. Сколько пережили русские храмы! Сначала их оскверняли (чего только не творили с росписями — в лучшем случае их просто замазывали, а бывало — сбивали лики и глаза святых, испещряли погаными словами), потом — обезглавив, взрывали, растаскивали бульдозерами, тракторами, разбирали «на колхозные нужды»; в церквах были клубы, школы, свинарники, птичники, а чаще — склады, склады, склады... Потом пришла в большинство мерзость запустения. Важной вехой в истории гонений стало постановление Президиума ВЦИК 1929 года «О религиозных объединениях», которое позволяло во многих случаях властям просто расторгать договоры с общинами и отбирать храмы под колхозные элеваторы, клубы, школы... На руку хозяйственникам сыграло и то, что как раз в это время начались массовые аресты духовенства. Многие церкви стояли потому бездействующими, часто — с полностью сохраненной утварью, порой из-за отсутствия клира (некоторые еще откроются), но все же без служб. Большинство так никогда не возродились и теперь уже не возродятся. Скромная задача нашей заметки — рассказать о загубленном храме пензенского села Пачелмы, который ныне всем миром решили восстановить. В Пачелмском районе к октябрю 1936 года было всего церквей 23, закрыто 18: под клубами 4, столовая 1, не занято 1, под школой 1, райцентр 1, складов 9. В начале 1931 года церковь в селе Пачелма действовала. В сентябре 1935 года колхоз, сельсовет и райисполком постановили отдать ее здание под ссыпной пункт. С конца года началась кампания передачи храма «под с/х или к/п значение»: 23 декабря сельсовет ходатайствовал об этом (по решению 1102 граждан, или 70%); 13 января 1936 года был составлен акт; 4 февраля сельсовет определил быть здесь клубу; 23 февраля это утвердил крайисполком. С января верующие писали жалобы в КрИК и ВЦИК; последнему в мае сообщалось, что решение о закрытии было зачитано верующим 1 марта, но они от подписания отказались, а у будущего клуба уже разобрана крыша и начата переделка внутреннего вида. Попытка открыть храм была предпринята во время войны, но облисполком постановлением от 27 декабря 1944 года этого не допустил, мотивировав свое решение тем, что об открытии ходатайствуют лишь двое прихожан — Ю. К. Богатырев и М. А. Великанов, а зданию требуется капитальный ремонт (в нем нет полов, потолков, окон, дверей, часть стен разобрали на кирпич). Еще 22 ноября 1928 года Пачелмский райисполком просил разрешения закрыть церковь на станции Пачелма и перестроить ее под школу, у которой своего здания не было; утварь же передать Пачелмскому железнодорожному клубу. 22 сентября закрытие утвердил окрисполком, 26 декабря — облисполком, а к 5 марта 1929-го церковь перестала существовать, утварь же планировалось продать и полученные средства пустить на оборудование новой «школы». Жалобы верующих не имели последствий. Итак в Пачелмском сельсовете к октябрю 1936-го одна церковь была закрыта под клуб, другая — под склад. Евгений Белохвостиков,
|
|
ХРОНОС-ПРОЕКТЫ |
|
Главный редактор Юрий Козлов WEB-редактор Вячеслав Румянцев
|