Виктор БАРАКОВ
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > ПАРУС


ЛИТОРГ

Виктор БАРАКОВ

2011 г.

ЖУРНАЛ ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Для авторов
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.

Редсовет:

Вячеслав Лютый,
Алексей Слесарев,
Диана Кан,
Виктор Бараков,
Василий Киляков,
Геннадий Готовцев,
Наталья Федченко,
Олег Щалпегин,
Леонид Советников,
Ольга Корзова,
Галина Козлова.


"ПАРУС"
"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
РОМАН-ГАЗЕТА
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Славянство

Виктор БАРАКОВ

Счастливая проза Александра Ломковского

Максим Горький однажды посетовал: русская проза говорит о страданиях да несчастьях, никто из писателей еще не рассказал о том, как он «всю жизнь радовался»…Кажется, такой писатель нашелся. Живет он в Вологде. И зовут его Александр Ломковский.

Проза А. Ломковского* отличается психологической достоверностью и музыкальностью. Он умеет выстраивать диалоги, рисовать портреты героев, удачно формирует фабульную основу. Но все это — приложение к самой главной способности молодого писателя: умению создавать особую лирическую атмосферу в тексте.

Великолепен стиль изложения в рассказе «Хорошее настроение» — автор не наблюдает, он видит природу всей своей душой. Он испытывает умиротворение, благостность, даже ликование — редкие для современной прозы чувства. Может показаться, что Ломковский не знает жизни, самоустранился от ее проблем, однако это далеко не так. Автор прошел длинный путь испытаний, поисков, потрясений и удач. Он работал электриком, стропальщиком, бетонщиком, резчиком по дереву, санитаром в психлечебнице, механиком, электромонтажником, охранником. Все это добавляет подлинности и полновесности его романтически окрашенной прозе.

Творческое восхождение Ломковского тоже не было гладким: начинал он со стихов, но потом перешел на прозу, публиковался в местных и центральных изданиях. Трижды Ломковский участвовал в семинарах молодых писателей Вологодчины, в 2008 году стал лауреатом первого Всероссийского конкурса современной прозы имени В. И. Белова «Все впереди» и только после этого был принят в Союз писателей России. За последние два-три года он значительно вырос как прозаик.

Владимир Личутин в предисловии к первой книге Ломковского «Два костра» сказал о важном качестве его прозы: «Рассказы писателя целостны и религиозны не внешним пафосом, но глубинной заповедальностью, верностью национальным идеалам».

Ощущение, настроение — ключевые слова этой книги. Центральный рассказ «Два костра» — лирический, душевный по интонации, живописный по исполнению и очень музыкальный, но слишком сентиментальный. Сборник, тем не менее, отличается разнообразием тем и сюжетов. В нем можно найти не только «вариации на тему любви», но и рассказ-характер («Венькины сны»), рассказ-судьбу («Леший»). Шукшинская терминология здесь вполне уместна, так как Ломковский сознательно ориентируется на классические образцы русской прозы.

Мы и наши дети страдальчески отлучены от веры, надежды, но более всего — от любви. Кто, кроме нас самих, тут виноват? Повесть Александра Ломковского «Я — Абакшин!» свидетельствует именно об этом нашем грехе, в котором человеку особенно трудно признаться. Подросток Абакшин уходит от родного отца и мачехи, потому что не чувствует душевного тепла и заботы.

Повесть «Реки» рассказывает о становлении мужского характера, о первой любви пятнадцатилетнего героя с редкой фамилией Река. Тема и сюжет характерны для начинающего прозаика, но читается повесть с интересом, Ломковский сумел передать аромат эпохи, воссоздать «голос времени» начала 80-х годов.

А вот повесть «Все дороги» — явная неудача — представляет собой бессюжетное собрание детских воспоминаний.

В рассказе «Новый день» изображен вроде бы обычный летний утренний пейзаж. Но и само название, и символическая картина восходящего солнца, которому мешают «тяжелые мохнатые тучи и холодный ветер», помогают разглядеть на этом словесном полотне художественное воплощение задушевной авторской и одновременно выстраданной народом мысли о неизбежном поражении сил зла:

«И вот появляется, наконец, солнце. Тяжелый, малиново рдеющий огненный шар. Кажется, что сегодня солнце раздвигает своим горбом кисель туч и сжигает их, тучи, своим появлением. Вот уже темно-синее до этого момента брюхо одной из них загорается победным, все очищающим огнем. Кажется, что туча начинает съеживаться и худеть от этого огня. По крайней мере, мне хочется так думать. То же самое происходит и со всеми остальными тучами над лесом. Приятно, что новый день начинается с победы солнца. Я поднимаюсь и медленно иду в деревню. Мне хорошо».

Главный герой рассказа «Сын» Кузьмич говорит об этом же, но по-своему, не менее убедительно и победно: «А непошта и помирать собрался. Поживем ишшо! Слышь, Серко? Поживе-ом!..»

 

Примечание.

*Ломковский А. В. Два костра. Рассказы и повесть. — Вологда, 2008; Я — Абакшин! Повесть. — Вологда, 2008; Новый день. Рассказы // Лад вологодский, 2009, № 4; Реки. Повесть. — Вологда, 2010.

 

 

 

ПАРУС

ПАРУС

Гл. редактор журнала ПАРУС

Ирина Гречаник

WEB-редактор Вячеслав Румянцев