В.П. Романов |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
В.П. РомановЧечня. Белая книгаВВЕДЕНИЕИзвестный русский генерал Яков Кульнев, бивший сначала шведов и турок, а затем в 1812 году наполеоновские войска, однажды пошутил: “Матушка-Россия тем и хороша, что в каком-нибудь ее углу непременно дерутся”. Нынешнее поколение русских генералов, побывавшее сначала в Афганистане, а затем во многих “горячих точках” бывшего СССР, едва ли согласится с подобным мнением. Две последние чеченские кампании, первая из которых прошла под лозунгом “восстановления конституционного порядка”, а вторая — под названием “антитеррористической операции”, в ходе которых воевать пришлось не только с иностранными наемниками, но и со своими собственными согражданами, никак не располагают ни к шутке, ни к желанию снова взяться за оружие. В 1995 году Российское информационное агентство уже выпускало брошюру о Чечне, о первой военной кампании. Последняя глава той брошюры называлась “Возвращение к нормальной жизни”. Над Грозным тогда снова развевался Государственный российский флаг и, казалось, были основания для того, чтобы с осторожным оптимизмом смотреть в будущее. Ошиблись многие, в том числе и мы. В Чечне на смену режиму Джохара Дудаева пришел режим Аслана Масхадова. Только и всего. На фоне старых разговоров о суверенитете в Чечне решались прежние задачи: добивали последних оставшихся там русских, усилились набеги с чеченской территории на соседние регионы, расцвела работорговля, пытки заложников стали обыденностью, увеличился приток иностранных наемников, а кровавые разборки между местными полевыми командирами, не сумевшими поделить сферы влияния, стали нормой жизни. Получив de facto на несколько лет полную независимость, Чечня оказалась к ней не готова, не смогла совладать со своей свободой, защитить права своих граждан, хоть как-то наладить экономику, то есть в целом направить ход событий в нормальное цивилизованное русло. Чеченцы не смогли договориться не только с русскими, но и между собой. Сотни тысяч чеченцев покинули родину в этот период и перебрались в другие российские регионы, спасаясь от бесчинств бандитов, от экономической разрухи и откровенной беспомощности “президента” Масхадова. По
сути, провалом закончилась и попытка
чеченских лидеров построить у себя
дома справедливое общество на основе
догматов ислама. Это оказался очень
своеобразный “чеченский ислам”,
имеющий мало общего с настоящим. Как
заметил один из экспертов, среди тех,
кого сегодня в Чечне принято называть
“исламскими фундаменталистами”,
искажение требований ислама столь
велико, что они могут позволить себе
клясться на Коране именем Аллаха. При
том что в этой священной для мусульман
книге запрещены клятвы именем
Всевышнего. В Чечне боевики входят в
мечеть с автоматами, а затем, выходя
оттуда, помолившись, совершают
жесточайшие уголовные преступления,
отрезая головы заложникам. И при этом
продолжают называть себя борцами за
веру или мучениками — шахидами.
Введение чеченцами шариатского суда,
многие из законов которого, кстати,
противоречили все тому же исламу,
закончилось средневековыми
расстрелами на площадях, что, впрочем,
ни на каплю не уменьшило поток тяжких
преступлений в Чечне. Не
создав новых справедливых законов,
этот доморощенный псевдоислам вместе с
тем немало способствовал уничтожению
адата, то есть старых горских устоев, в
частности серьезно подорвал престиж
старейшин. Инфантильный и безграмотный
бандит, вооруженный автоматом,
оказался намного авторитетнее старика,
вооруженного жизненным опытом. Со
старейшинами трудно, но можно о чем-то
договориться, с бандитами — нет. С
другой стороны, семейно-клановое, так
называемое тейповое, деление
чеченского общества оказалось, к
сожалению, удивительно выгодным для
организованной преступности. Крестные
отцы чеченской мафии не хуже
сицилийской использовали в своих
интересах своеобразные и, порой, весьма
архаичные традиции своего народа,
согласно которым верность роду, семье и
племени стоит гораздо выше уважения
закона, причем каким бы закон ни был,
российским европейским или шариатским
мусульманским. Таким
образом, на территории России
образовался настоящий криминальный
анклав, где с комфортом работали
лаборатории по производству
наркотиков и фальшивых денег, где
всегда могли найти приют преступные
авторитеты любой национальности и из
любой страны, где на базах боевиков шла
подготовка сотен террористов,
осуществлявших затем диверсии не
только в России, но и в ряде других
стран. Чем это закончилось, хорошо
известно: открытой агрессией против
соседнего Дагестана и взрывами домов в
ряде российских городов, жертвами
которых стали 1500 мирных граждан, в том
числе детей. В
современной истории найти нечто схожее
довольно сложно, ни одна страна мира
обычно до такой степени болезнь не
запускает. Ближайший к нам по времени в
чем-то схожий пример можно датировать,
пожалуй, лишь первым веком до нашей эры,
когда в Средиземноморье долгое время
существовал преступный анклав
киликийских пиратов. Даже внешние
признаки в чем-то совпадают:
киликийские горцы, спускавшиеся к морю
для совершения набегов, отличались, как
пишут историки, удивительным
свободолюбием, отчаянной смелостью и
одновременно упорным нежеланием жить
по каким-либо цивилизованным законам.
Очень долго римские войска могли
контролировать лишь равнинную часть
Киликии, но, несмотря на превосходство
в силе, им не удавалось ничего сделать с
ее горной частью, куда и уходили,
спасаясь от преследования, главари
банд. Любопытно, что генерал Алексей Ермолов, командовавший в XIX веке русскими войсками на окраине империи в беспокойном Кавказском регионе, также любил сравнивать себя с римлянином, называя “проконсулом Кавказа”. Причем не только потому, что обладал на Кавказе огромной и практически бесконтрольной властью, но и потому, что был искренне убежден: Россия, как когда-то Рим, на кончике своего меча несет покоренным диким народам цивилизацию. Знаменитый русский писатель и дипломат Грибоедов, служивший тогда при генерале главой его канцелярии, в одном из своих писем, рассказывая о борьбе русских с чеченцами и не очень симпатизируя горцам из-за их жестоких набегов, тем не менее назвал действия России “барабанным просвещением”. На наш взгляд, в этих словах немало правды и по отношению к последующим событиям на Кавказе. Россия, адекватно отвечая силой на чеченские разбойничьи налеты, которым уже много сотен лет, к сожалению, не вполне адекватно решала все другие вопросы взаимоотношений с Чечней: политика, экономика и образование сильно отставали от продвижения армейских колонн. В итоге Россия уже давно больна Чечней, а Чечня — Россией. Как боль от ущемленного нерва, бывает, отдается по всему телу, так и не отрегулированные до сих пор русско-чеченские отношения больно аукаются то тут, то там. Причем уже какой век: от “римлянина” Ермолова до “мусульманина” Масхадова, еще вчера правоверного коммуниста. По мнению большинства экспертов, болезнь объясняется задержкой в общественном развитии. Хотя, конечно, у России и Чечни это проявляется в разной степени и по разным причинам. Огромная Россия слишком долго и не всегда оправданно страдала “манией величия”. Маленькая Чечня так же долго и так же не всегда оправданно страдала “комплексом неполноценности”, который, как известно, очень часто проявляется в повышенной агрессивности. Если русским можно пожелать быстрее избавиться от имперских амбиций, которые в полной мере еще не изжиты за короткий демократический период жизни России, то чеченцам многие ученые рекомендуют пересмотреть их традиционную психологию, которая катастрофически отстала от современного цивилизованного уровня. Еще в период Кавказской войны 1817 — 1864 гг. один из тогдашних исследователей заметил, что многие горцы периодически воюют друг с другом, но только “чеченцы воюют со всеми”. С тех пор прошло немало времени, но именно о том же самом говорят и современные ученые. По их мнению, очень многое в Чечне и в ее отношениях с соседями и сегодня определяет чрезвычайно архаичная этнопсихология, восходящая к неолитической доминанте: МЫ — ОНИ. Все, кто не есть чеченцы-вайнахи, — другие, а значит, по отношению к ним допустимо все что угодно. Недавнее нападение на соседний Дагестан, оказавший, между прочим, огромную помощь чеченским беженцам в последние годы, свидетельствует, что подобный психологический подход, к сожалению, остается в силе. Как пишет один из ученых, “значительная часть чеченцев сейчас живет за пределами Чечни именно потому, что их пресловутые “национальные особенности” им самим уже поперек горла”. Ни
русским, ни чеченцам обижаться на
подобные выводы экспертов не стоит,
иначе болезнь затянется еще надолго.
Стоит взглянуть на себя критичнее, а на
окружающих пристальнее, вдруг окажется,
что ты не так уж хорош, а сосед вовсе не
так уж плох? Еще древние говорили: “Устраните
причину, тогда исчезнет и болезнь”. Анализируя
нынешнюю ситуацию, многие, к сожалению,
забывают об исторических корнях
проблемы. Между тем, не зная
предыстории современного конфликта,
нельзя его понять, а тем более о чем-либо
объективно судить. Именно поэтому,
издавая новую брошюру “Чечня. Белая
книга”, мы решили не только рассказать
о настоящем времени, но и напомнить с
чего, собственно говоря, все началось,
опираясь при этом на документальные
свидетельства и воспоминания
очевидцев. В том числе на уникальные
документы, доказывающие, что немало
чеченских племен вошло в состав России
добровольно, принеся клятву верности
русскому монарху. Многие
на Западе, кажется, в недоумении, почему
современный француз и немец находят
общий язык, а русский и чеченец — нет.
Почему, наконец, борьба с террористами
и бандитами приняла столь масштабный
характер, а не ограничилась
специальными операциями. Постараемся
объяснить и это, причем так же опираясь
не только на свои собственные
аргументы, но и на мнение экспертов,
документы и свидетельства коллег-журналистов
самых разных изданий. Лев
Толстой, как известно, сам воевавший на
Кавказе, однажды написал, что это “край,
в котором так странно соединяются две
самые противоположные вещи: война и
свобода”. И
сегодня в Чечне, к сожалению, пока без
особых перемен, все почти так же, как в
далекие толстовские времена. Разве что
появилось другое, более грозное оружие.
Чеченцы так и не поняли, в чем разница
между свободой и анархией, не поняли,
что собственная свобода не возможна
без уважения прав соседей. Русские же,
хотя и осознали всю ущербность “барабанного
просвещения”, все еще пребывают,
кажется, в растерянности, не очень
понимая, что же можно противопоставить
ему взамен, учитывая все своеобразие
беспокойных “учеников”.
Электронная версия перепечатывается с сайта Далее читайте:Чеченцы (справочная статья). Чеченская хроника за все века (хронологическая таблица). Чечня: от революции до депортации, 1917 - 1944 годы (хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |