Чеченцы и Чечня |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Чеченцы и ЧечняЧЕЧЕНЦЫ (самоназв. - нохчий), народ в Чечне и Ингушетии (734,5 тыс. человек) и Дагестане (57,9 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 899 тыс. человек (1992). Общая численность 957 тыс. человек. Язык чеченский. Верующие чеченцы - мусульмане-сунниты (данные на середину 90-х годов). + + + Чеченцы, нохчий (самоназвание), народ в Российской Федерации (899 тыс. человек), основное население Чечни. Численность в Чечне и Ингушетии 734 тыс. человек. Живут также в Дагестане (около 58 тыс. человек), Ставропольском крае (15 тыс. человек), Волгоградской области (11,1 тыс. человек), Калмыкии (8,3 тыс. человек), Астраханской (7,9 тыс. человек), Саратовской (6 тыс. человек), Тюменской (4,6 тыс. человек) области, Северной Осетии (2,6 тыс. человек), Москве (2,1 тыс. человек), а также в Казахстане (49,5 тыс. человек), Киргизии (2,6 тыс. человек), на Украине (1,8 тыс. человек) и др. Общая численность — 957 тыс. человек. Верующие чеченцы — мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков — накшбанди и надири. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем — латинской графики, с 1938 — на основе русского алфавита. В "Географии" Страбона упоминается этноним гаргареи, этимология которого близка нахскому "гергара" — "родной", "близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются под именем нахча матьян (т. е. "говорящие на языке нохчи"). В хрониках XIV века упоминается "народ нохчи". В персидских источниках XIII века дано название сасаны, позднее вошедшее в русские документы. В документах XVI—XVII вв. встречаются племенные названия чеченцев (ичкеринцы — нохчмахкхой, ококи — аьккхий, шубуты — шатой, чарбили — чеберлой, мелки — маьлхий, чантинцы — чIаьнтий, шаройцы — шарой, терлойцы — тIерлой). Антропологический тип пранахов можно считать сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние чеченцы, освоившие не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем — с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих областях Северного Кавказа в VIII—XII вв. сформировалось полиэтническое Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана — государственное образование Сарир. После монголо-татарского нашествия (1222 и 1238—1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К концу XIV века население Чечни объединилось в государство Симсисм. В XVI—XVII вв. Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом — Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения чеченцев. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения чеченцев в конце XVIII — первой половине XIX вв. К 1840 на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство — имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским округом, заселённым ауховскими чеченцами и кумыками, в Терскую область. В 1922 образована Чеченская автономная область в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у неё в ходе Кавказской войны. Были введены делопроизводство и преподавание на родном языке, проведены другие культурные и социально-экономические преобразования. Вместе с тем начавшаяся в 1920-х годах коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон чеченцам. В 1934 Чечня объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, с 1936 — Чечено-Ингушская АССР. В феврале 1944 около 500 тыс. чеченцев и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значительное число погибло в первый год ссылки. В январе 1957 Чечено-Ингушская АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для чеченцев были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих районов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах. Чеченцы-ауховцы вернулись в Дагестан. В 1992 съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику. Традиционные земледельческие культуры — ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия — плуг (гота), полозное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные чеченцы сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском, Аргунском округах. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и других войлочных изделий. Центрами оружейного производства были селения Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой, Джугурты и др., гончарного — селения Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, — жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3—5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500—600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище — турлучное, состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во дворе. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего — из шерсти дойных овец. Не позднее XVI века чеченцам было известно производство шёлка и льняного полотна. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда — рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха — туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными по талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлическими застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда — овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда — до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила "гIабли" из шёлка, бархата и парчи, шитая по фигуре, со скошенными бортами и застёжками до пояса, из которых застёгивались только нижние. Поверх рукавов пришивались свисающие лопасти (тIемаш). ГIабли носили с нагрудником и поясом. В качестве праздничной обуви женщины носили туфли на каблуке с глухим носком без задника. Женские головные уборы — большие и малые платки, шали (кортали), один конец которых спускался на грудь, другой — закидывался назад. Женщины (преимущественно пожилые) под платок надевали чухту — шапочку с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. Цвет одежды определялся статусом женщины: замужняя, незамужняя или вдова. Пища весной преимущественно растительная, летом — фрукты, молочные блюда, зимой — в основном мясные. Повседневная пища — сискал-берам (чурек с сыром), супы, каши, блинчики (шури чIепалI-aш), у более состоятельных — къалд-дяттий (творог с маслом), жижа-галнаш (мясо с галушками), мясной бульон, лепёшки с сыром, мясом, тыквой и др. Господствующей формой общины была соседская, состоящая из семей как чеченского, так иногда и иноэтнического происхождения. Она объединяла жителей одного крупного или нескольких мелких поселений. Жизнь общины регулировалась сходом (кхел — "совет", "суд") представителей родовых подразделений (тайп). Он решал судебные и другие дела общинников. Сход всей общины ("общинный кхел") регулировал пользование общинными угодьями, определял сроки пахоты и сенокоса, выступал посредником при примирении кровников и др. В горах сохранялись и родовые поселения, подразделявшиеся на более мелкие родственные группы (гар), а также крупные объединения тайпов (тухумы), различавшиеся особенностями говоров. Существовали рабы из невыкупленных военнопленных, которые за долгую службу могли получить от хозяина землю и право заводить семью, но и после этого оставались неполноправными общинниками. Большое значение сохраняли обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, родовой и соседской взаимопомощи (белхи — от "болх", "работа"), кровной мести. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощённого кровника, изнасилование и др. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами общины, возможность и условия примирения решались на общих сходах. Мщение, наказание, убийство не могли происходить при женщине, более того, бросив платок с головы в середину сражающихся, женщина могла остановить кровопролитие. Сохранялись обычаи избегания в отношениях между мужем и женой, зятем и родственниками жены, снохой и родственниками мужа, родителями и детьми. Местами сохранялись многожёнство, левират. Родовые объединения не были экзогамны, браки запрещались между родственниками до третьего колена. Разнообразны формы фольклора: предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания (нарт-ортсхойский эпос, эпос илли и др.), танцы. Музыкальные инструменты — гармоника, зурна, бубен, барабан и др. Сохранились почитание гор, деревьев, рощ и т. д. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-ерды, охоты — Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр и др. Ислам проникает в Чечню с XIII века через Золотую Орду и Дагестан. Полностью чеченцы обращены в мусульманство к XVIII веку. В XX веке сформировалась чеченская интеллигенция. Я. З. Ахмадов, А. И. Хасбулатов, З. И. Хасбулатова, С. А. Хасиев, Х. А. Хизриев, Д. Ю. Чахкиев Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 622-624. ЧЕЧНЯ (Чеченская Республика), в России. Граница между Чечней и Ингушетией не демаркирована (1994). Население ок. 1 млн. человек. Столица - Грозный. Расположена на северном склоне Б. Кавказа и на прилегающих Чеченской равнине и Терско-Кумской низм. Климат континентальный. Средние температуры января от -3 до -12 °С, июля 21-25 °С. Осадков от 300 до 1000 мм в год. Главные реки - Терек и Сунжа. Равнинные степи сменяются широколиственными лесами; выше - субальпийские и альпийские луга. До начала военных действий ссновными отраслями промышленности были: нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, машиностроительная (нефтяное оборудование, медицинские инструменты и др.), пищевая, лесная и деревообрабатывающая, легкая; производство стройматериалов (цемент и др.). Плодоводство, виноградарство, овощеводство. Посевы зерновых (пшеница, рис), подсолнечника, сахарной свеклы. Животноводство (тонкорунные овцы, крупный рогатый скот, свиньи). Художественные ремесла (резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, вышивка, ковроделие). До 1992 года Чечня входила в автономную республику ЧЕЧЕНО-ИНГУШЕТИЯ, в составе Российской Федерации. 19,3 тыс. кв. км. Население 1277 тыс. человек (1989), городское 41%; чеченцы (735 тыс. человек), ингуши (164 тыс. человек), русские и др. 14 районов, 5 городов, 4 поселка городского типа (1989). Столица - Грозный. Первые упоминания о чеченцах и ингушах относятся к 7 в. В 1810 Ингушетия добровольно вошла в состав России, в 1859 была присоединена Чечня. В январе 1921 Чечено-Ингушетия вошла в Горскую АССР. В ноябре 1922 была образована Чеченская, в 1924 - Ингушская авт. обл. в составе РСФСР, в 1934 объединены в Чечено-Ингушетскую авт. обл., преобразованную в 1936 в Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. В 1942-43 часть Чечено-Ингушетии оккупирована немецко-фашистскими войсками. В 1944 Чечено-Ингушетия была ликвидирована, население насильственно выселено. Восстановлена в 1957. В ноябре 1990 Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. В 1991 ВС переименовал Чечено-Ингушскую АССР в Чечено-Ингушскую Республику. В 1992 Съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику. В сентябре 1991 Общенациональный конгресс чеченского народа объявил о государственном суверенитете Чеченской Республики. В 1992 учрежден пост президента. Эти акты не признаны Российской Федерацией. Политика режима Д. Дудаева привела к острому социально-политическому кризису в Чечне, серьезному нарушению Конституции Российской Федерации. В декабре 1994 с целью восстановления конституционной законности и правопорядка на территории Чечни были введены вооруженные силы Российской Федерации. Сопротивление незаконных чеченских вооруженных формирований привело к полномасштабным военным действиям. + + + ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА 1994-1996, широкомасштабные военные действия между федеральными войсками Российской Федерации и чеченскими вооруженными формированиями. Попытки России урегулировать мирными средствами затяжной чеченский кризис, возникший после провозглашения Чечней в 1991 государственной независимости и выхода из состава России, оказались безуспешными. К кон. 1994 ситуация обострилась. Штурм Грозного антидудаевской оппозицией, поддержанный федеральным центром с целью свержения режима Д. М. Дудаева, закончился неудачей. 30 ноября 1994 президент Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Было принято решение об использовании регулярной армии. 11 дек. 1994 российские войска пересекли границу Чечни, начались кровопролитные бои за Грозный. Лишь к марту 1995 российским войскам удалось вытеснить из него чеченских ополченцев. Российская армия, используя авиацию, артиллерию, бронетехнику, постепенно расширяла радиус своего контроля, положение чеченских формирований, перешедших к тактике партизанской войны, с каждым днем усугублялось. В июне 1995 отряд боевиков под командованием Ш. Басаева совершил налет на г. Буденновск (Ставропольский кр.) и захватил в заложники всех, находившихся в городской больнице, и других жителей города. Ради спасения жизни заложников российское правительство выполнило все требования боевиков и согласилось начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но сложный переговорный процесс был сорван в окт. 1995 в результате покушения на командующего российскими войсками генерала А. С. Романова. Военные действия продолжились. Война выявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал. После провала операции федеральных войск в янв. 1996 по обезвреживанию боевиков С. Радуева в Кизляре и с. Первомайском в самой России усилились требования прекратить военные действия. Промосковские власти в Чечне не сумели завоевать доверие населения и вынуждены были искать защиты федеральных властей. Гибель Дудаева в апр. 1996 ситуации не изменила. В авг. 1996 чеченские формирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о проведении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю. 30 авг. 1996 в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни, проведение всеобщих демократических выборов, решение по статусу Чечни откладывалось на пять лет. По некоторым данным, число погибших во время войны составило 80 тыс. человек (в основном мирных жителей), раненых — 240 тыс. На территории Чечни, казалось бы, началось восстановление органов власти, народного хозяйства, которому был нанесен значительный ущерб, и нормализация жизни населения республики. В Чечне за период с 1996 по 1999 годы была создана сеть баз и учебных центров для подготовки международных террористических групп, которые в октябре 1999 года вторглись в пределы Дагестана с целью захвата земель и получения выхода к Каспийскому морю и далее по морю прямой получить выход к Ирану и другим мусульманским странам, из которых террористы получают вооружения и боеприпасы. Российские войска развернули операцию по уничтожению инфраструктуры и баз незаконных вооруженных формирований Чечени. Далее читайте:Романов В.П. Чечня. Белая книга.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |