> XPOHOC > БИБЛИОТЕКА >
ссылка на XPOHOC

Михаил Пселл

--

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Михаил Пселл

К НЕРАДИВЫМ УЧЕНИКАМ [1]

Платон, Пифагор, Аристотель и Феофраст, стоявшие во главе философии, гневались на относившихся нерадиво к наукам и не открывали им в изобилии источник науки, но, предлагая ученикам некоторые начала и семена, затем требовали, чтобы им возвращено было в несколько раз больше того, что они отдали, и большинство слушателей, получив незначительное учение, превосходили учителей. Вы же не отдаете мне даже самой малой части того, что я вам даю.

Я пренебрегаю всем остальным, забочусь только о вас и занимаюсь только вами. Поэтому, просидев до поздней ночи, я вновь по своему обыкновению занимаюсь книгами, как только взойдет солнце, не для того, чтобы самому научиться чему-нибудь, но чтобы собрать нужные вам сведения. К чему мне мифы или звуки? Но ради вас снисхожу я к этому и, гармонически соединяя эти низменные предметы с более высокими, приношу вам философский напиток. Вы же как будто тоже провели бессонную ночь в занятиях и, подпирая щеку рукою, подталкиваете друг друга задавать мне вопросы, и один из вас говорит, что ему случайно взбредет на ум, другой же похож на размышляющего об изображениях Анаксагора.

Платон, представляя речь Сократа о душе, сказанную в темнице, перечисляет пришедших, Критона и Аполлода, Евклида из Мегары и Кевиса. Они вели речь о бессмертии души. Симмий и афинянин Кевис задавали вопросы не случайно и внезапно, как вы, но с давних пор к ним приготовившись. «Боюсь, о Сократ, – сказал первый, – не есть ли душа – гармония тела, и затем, когда разрушено тело, не исчезает ли гармония, как это происходит с лирой и струнами». После того как Сократ сказал кое-что другое, а также то, что гармония является позже лиры, душа же, по их признанию, была раньше тела, второй (Кевис) возразил: «Боюсь, Сократ, что душа, переменив много тел, как ткач, сделавший много хитонов, погибает вместе с последним телом». Тут философ представил большое исследование о природе и затем направляясь к исследуемому предмету, отлично разрешил недоумение учеников. Вы же поступаете совсем не так и нисколько не интересуетесь наукой. «К чему мне знать причины землетрясения?» – говорит один. «Какой толк от того, что я узнаю, почему морская вода соленая, – говорит другой, – и какую я могу извлечь из этого практическую пользу?».

Я желаю, чтобы вы не признавали ходящих и неверных представлений, чтобы вы имели научное образование и, с одной стороны, заботились о развитии мыслительной способности, с другой стороны, работали бы над очищением языка и красотою речи, чтобы вы знали, что хотя эллинская философия ошибалась в своих мнениях о божестве и богословская часть ее далеко не безошибочна, тем не менее она исследовала природы в том виде, как ее сотворил Создатель. Вам следует извлекать оттуда [т.е. из эллинской философии – П.Б.] учение о природе, из нашего же богословия познавать первообраз и истину, букву сокрушать, как оболочку, скрытый же дух хоронить в себе, как жемчуг; и не следует считать сочинения Моисеевы окончательной истиной и думать, что представления о высшем не нуждаются ни в каких объяснениях. Точно так же не следует отвергать всех эллинских учений о Боге; отцовский же источник, три триады, десять мироправителей, опоясанного отца, бока и кудри Гекаты, а также другие подобные вещи следует считать мифами, при помощи которых они выясняют начало всего сущего. Что же произошло от этого начала, что это не рожденное начало есть сущее и остальное, что похоже на нашу веру, надо стараться соединять с божественными изречениями и делать из нашей души чашу, совмещающую и то и другое. Допускайте и монаду Гермеса Трисмегиста, и остальные сочинения этого мужа, написанные им в назидание своему сыну Тату [2], которые прямо не противоречат истинным догматам; ибо эти сочинения лучше платоновской философии, они очень похожи на пророчества и душу выводят из материи. Отвергайте его «Пимандра» (такое заглавие дал он своему сочинению), как составляющего грезы, точно так же «Похищение разума» Емпедотима, которое хвалит Ямвлих, но отвергает философ Посидоний. То, что говорят эти философы, представляя доказательства о едином, сущем, самодвижущемся и раздельном, принимайте, если оно согласуется с выводами нашей религии, если же расходится, отвергайте. Не верьте в аристотелевскую энтелехию душ, в мучение душ в мутных реках ада, в Проклово делание чудес и его рассказы о чудесах, также в плотиновское призывание Бога. Уклоняйтесь и от божества Сократа, о котором он часто говорил и которым пользовался, чтобы придать своей речи больше силы.

Если будете поступать так, то, как моряки, будете извлекать из соленой воды годную для питья. Как же это делают моряки? Когда они находятся на море и у них нет пресной воды, они вешают губки над морем и, выжимая из испарений воду, пьют приятнейшую влагу. Поэтому и вы, прикрепив свою душу над эллинскими учениями, как солеными, превращайте исходящее оттуда эхо тяжелое и землевидное в тонкое и легкое, и вы тотчас же услышите пленительную песню, исходящую из самой верхней струны.

Подготовка электронной публикации: Тесля А.А.

Примечания

[1] Пер. с греч. П.В. Безобразова. Приводится по изданию: Безобразов, П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл / П.В. Безобразов // Безобразов, П.В. Две книги о Михаиле Пселле / П.В. Безобразов, Я.Н. Любарский. – СПб.: Алетейя, 2001. С. 168 – 169, 151 – 152.

[2] Т.е. богу Тоту. Имеется в виду корпус текстов, известный как «Герметический корпус».


Здесь читайте:

Михаил Пселл (Michaēl Psellós), (Константин) (1018-1096), византийский политический деятель, писатель, учёный.

Михаил (Констант) Пселл. Патриарху Константинопольскому Михаилу Кируларию.

Византия (краткая справка).

Византия полная хронологическая таблица и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС