Петр Дик |
|
2000 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр ДикОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯУчебник РАЗДЕЛ IПОНЯТИЕ РЕЛИГИИ2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИВопрос о том, что такое религия является одним из «вечных вопросов». Вокруг этого вопроса на протяжении столетий идет острая полемика. Подход к объяснению сущности религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией теоретика. Например, в отечественной материалистической философии религия определяется как «…мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному».1 Православный богослов и философ, то есть теоретик идеалистического мировоззрения П.Флоренский не видит противостояния религиозного и научного: «…если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистическая религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение».2 Во многих десятках определений религий отражаются разные стороны явления, именуемого религией. О сложности и ценности религии свидетельствует факт множества терминов, которыми она обозначается в культуре. В то же время основной термин «религия» (лат. – набожность, благочестие, святыня, предмет культа или по другому переводу – связь, соединение) используют при обозначении таких разных явлений, как мистическое, конкретное религиозное направление (конфессия), убеждение, мировоззрение, вера, сознание, организация, действие, обряд, поведение, сверхъестественное и других относительно самостоятельных частей феномена. Определяя религию, мыслитель неизбежно занимает какую - либо позицию в отношении религии и стремится, отвечая на сущностный вопрос «что такое религия», выяснить ее влияние на человека, общество, выявить потребность в ней, доказать или опровергнуть реальность сверхъестественного вне и помимо сознания людей, объяснить природу сверхъестественного, характер веры в сверхъестественное, специфику бытия религиозных организаций. Ответы порождают новые вопросы, которые систематизируются в теоретических концепциях религии, различающихся по основанию или главному объяснительному принципу. Чтобы сформировать понятие религии, необходимо познакомиться с основными концепциями и определиться с исходной точкой размышления. В качестве первого приближения к сущности религии предлагается усвоить рабочее (предварительное) определение. Рабочее определение должно быть корректным, выражать сущность определяемого с учетом основных подходов. Последнее имеет особое значение в нашем случае, поскольку на понятие религии, как отмечалось выше, неизбежно влияет мировоззренческая позиция исследователя. Священное – сущностное отношение религии. Можно уклониться от священного при определении религии, тогда получится определение чего угодно – общества, отчуждения, психики, ценностей, познания – но не религии. Давая традиционное определение священного, теоретик в конечном счете объясняет его в богословской или светской версии. Попытаемся определиться с понятием религии не акцентируя мировоззренческой позиции «за» или «против». Сущностные характеристики священного в богословских определениях сводятся к абсолютизации качеств активности, в разной мере присущих каждому человеку. Прежде всего это знание в широком смысле слова (рациональное и чувственное, нравственное и эстетическое), воля и действие. Указанные выше качества объединяются в понятии творчества как создания нового. Воздерживаясь от указания на первоисточник творчества, мы можем сформулировать рабочее определение религии. Итак, религия – это система освящения творческого начала, включающая общение – преклонение. Освящение (лат.сакрализация) ведущий признак ставшей или становящейся религиозной культуры, как десакрализация или секуляризация (лат. мирской, светский) является признаком нисходящей религиозной и самостоятельной светской культуры, взаимодействующей с религиозной. Творческое начало может простираться от биологического источника жизни, в том числе гениталий человека, до абсолютной всесовершенной личности – духа, создавшей мир, человека и управляющей ими по собственной воле (Бог). Поклонение творческому началу может осуществляться в форме простейшего ритуала или сложнейшей системы норм, подчиняющей и определяющей всю жизнь человека. Философское познание творчества в единстве со свободой (Н.Бердяев) и религиозное познание Бога есть познание сущности в философской и теологической формах. В позиции поиска объединяющего начало значимы вопрос о творчестве как механизме культуры, ответы на вопросы что и как творить, поскольку они предваряют проблему источника творчества. В этом смысле культурологический подход плодотворнее богословского или атеистического.
Теологическая (богословская) концепция В историческом плане это первая форма религиоведения, явно преобладающая в истории культуры. Чуть ли не до эпохи Просвещения философия религии выступала исключительно как философская теология. Философская теология представляет собой положительное решение проблемы отношения философии и религии, теологии, отличаясь от альтернативной позиции как в теологии, так и в философии, утверждающей некомпетентность философии в религиозных делах. В философской теологии речь идет о рациональном получении знания в первую очередь из божественного откровения, из религиозной традиции или из религиозного опыта, а также противопоставляемого им. Сущностью теологии является понимание причастности или вовлеченности в религию, религиозную веру. Личная религиозность теолога – необходимое условие богопознания – определяет содержание самого рассуждения. Теология, в том числе философская, всегда связана с конкретной формой религии, что не мешает ей выражать общие для христианства и ислама идеи в первую очередь по причине типологической близости двух самых распространенных религий. Философская теология выступает в двух основных разновидностях. Первая, так называемая конфессиональная, связанная с конкретным видом религии, ставит задачу рационального служения сверхразумным истинам данной религии. Вторая, внеконфессиональная, стремится создать относительно самостоятельную религиозную веру, по своему теоретическому уровню скорее религиозно – философскую веру. Внеконфессиональная теология может выступать как критика религии в целях ее совершенствования. Центральной идеей, призванием теологии является богопознание. Остановимся на общем для теологов представлении о религии как разнообразных связях человека с Богом, Абсолютом, Духом и т.п. Мусульманский реформатор аль- Афгани (1839-1897), возрождая традицию мутазилитов рационального осмысления веры, предлагает свое толкование Корана, считает, что вера должна быть личным убеждением мусульманина в обоснованности доказательств существования Бога. Современная католическая теология ценит рациональное знание философии как теории о высших причинах. Главная задача философии и теологии состоит в познании Бога как первопричины. Теология выше философии в том плане, что ей свойственны вершины рационального знания и сверхрационального постижения божественного Откровения. Благодаря интуиции человек осознает свою связь с высшим и обнаруживает Бога в религии. Г.Марсель считает, что церковь создает предпосылки для принятия людьми религии, но приобщение к Богу возможно только благодаря личностному индивидуальному религиозному опыту. Православный богослов и философ Павел Флоренский (1882-1943) видит идеал христианской жизни не в отчуждении от мира, а в радостном мировосприятии. Истины людей это осколки небесной Истины, доступной человеку благодаря рациональной интуиции. Главная ценность религиозной жизни в обеспечении духовного и физического здоровья человека. Потерявший любовь Божию деградирует в нравственном, а затем и в психическом состоянии. Профессор теологии Р.Отто (1869-1937) исходит из реального существования объекта религиозного поклонения, который называет «святым». Святое не имеет ничего общего с реальным миром человека. Религия есть встреча с этим святым, которая вызывает у религиозного человека ужас и восхищение, благоговение и преклонение перед святым. Религиозные феномены недоступны научному познанию. Фундаменталистскую позицию теологии можно представить на примере протестантской теологии К.Барта (1886-1968). Он считал, что откровение несовместимо с философствующей религией. Религия не дает решения проблем земной жизни, она помогает бежать от человеческого мира к завету Бога. Иную позицию занимает теолог и философ П.Тиллих (1886-1965). Учение К.Барта представляется ему односторонним. Религия должна пронизывать всю жизнь человека, ибо все духовное в человеке, все то, что реализуется в культуре, по содержанию и смыслу религиозно. Бога следует искать в нашей жизни. Истина откровения не должна быть навязана миру извне, но именно к ней должно неизбежно вести понимание того, что происходит в мире.
Философские и социологические концепции Философские и социологические концепции разнообразны. Как уже отмечалось, философия всегда определяла свое отношение к религии, значительное внимание ей уделяет и социология. Истоки религиоведческой традиции в философии часто связывают с концепцией голландского мыслителя Б.Спинозы (1632-1677). Философ создал методологию научного анализа священных книг и оставил образец такой критики на примере Библии. Б.Спиноза различает религиозные суеверия и естественную религию. Суеверия порождаются страхом, а подлинная естественная религия покоится на философской мудрости. Библия в ее традиционном восприятии и толковании необходима для толпы, живущей страстями, но не нужна рационально мыслящему и живущему согласно повелениям разума свободному человеку. Скептицизм английского философа Д.Юма (1711-1776) распространяется и на трактование религии. Высшие истины религии откровения непознаваемы, неправомерны и религии разума. Религия порождается жизненными заботами, страхами и надеждами людей, причины которых человек видит в действии сверхъестественных сил и стремится приблизить их к себе. Народу нужна другая, естественная религия, которая современной религиозной организации противопоставит веру в надприродную первопричину, причину как таковую. Германская философия открывается И.Кантом (1724-1804), который одним из первых выделил философское осмысление религии. Он обосновывает несостоятельность классических доказательств бытия Бога и формулирует в качестве альтернативы доказательство на основе своей этической концепции. В понятии религии философ различает историческую веру («церковную», «Откровения») и моральную веру (чистого разума). Историческая вера мертвая, а моральная – живая, свободная. В богослужебной религии имеет значение внешнее совершение поступков за которым необязательно личное религиозное чувство. Чистая моральная религия есть исполнение нравственных обязанностей среди людей и тем самым исполнение существа божественных предписаний. В таком поведении выражается подлинное служение Богу. Существование и развитие моральной религии невозможно вне организации, а для этого необходима определенная церковная форма, то есть историческая вера. Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) рассматривает религию как форму абсолютного духа. Предмет религии и философии есть вечная истина в ее объективности. Философия отличается от религии методом. Познание религии состоит из богопознания, анализа религиозного отношения и культа. Отступая от христианской идеи триединства Бога, Гегель определяет его как абсолютный, единый и единственный Дух. Религия есть порождение Бога через человека. В спекулятивном, или диалектическом, разуме снимается избегание противоречий в рассудочном мышлении, в том числе о триединстве Бога. Противоречие – необходимая сторона Духа и познания. В соответствии с логикой спекулятивного разума в культе (практическая сторона религии) снимается противоречие между познанием Бога и анализом религиозного отношения, в культе завершается исследование понятия религии. История религии рассматривается Гегелем как единый процесс самопознания духа от религии природы через религию духовной индивидуальности к абсолютной религии (христианство). Л.Фейербах (1804-1872) объясняет религию в соответствии с логикой своей антропологической философии. У человека, в отличие от животных, есть религии. Действительной сущностью религии является человек, поскольку религиозный объект человека представляет собой объективную сущность человека. По Л.Фейербаху, у религии нет собственного особого содержания в том смысле, что она рассматривает человека – ошибочно в теологическом варианте и истинно в антропологии. Основу религии составляет чувство зависимости человека от внешних условий жизни, в первую очередь страх. В религии выражается стремление человека освободиться от бед, страха и достигнуть желаемого – счастья. Стремление к счастью, здоровый эгоизм есть основание, источник и цель религии. Нужна новая религия, религия гуманизма, в которой человек человеку бог. Этой религией должна стать гуманистическая философия любви, моральная философия. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) в своей концепции находятся под влиянием идей Гегеля и Фейербаха. По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, религия не имеет собственного содержания, она есть превратное мировоззрение несвободного социального человека, мировоззрение, в котором превратное общество в форме сверхъестественных сил восполняет несвободу общества и личности, утешая и примиряя с этим превратным обществом и государством. Наличие типа религии, этого специфически человеческого феномена, свидетельствует о существовании определенного уровня социального развития к свободе, уже и еще нуждающегося в религиозной форме духовно-практической деятельности. Человечество, достигшее свободы благодаря социально-экономической основе и реальному духовному развитию, перестанет нуждаться в превратном мировоззрении (религии). Философ и социолог, один из основателей социологии религии М.Вебер (1864-1920) полемизирует с К.Марксом в понимании социальных процессов в целом, а также соотношения религии и экономики в жизни общества. Если в науках о природе обобщающий метод является необходимым, то в социальных (науках о культуре) применяется индивидуализирующий метод. Этот метод предполагает создание идеальных типов, которые конструируются исследователем в соответствии с задачами. Идеальный тип в сопоставлении с эмпирическими (опытными) данными помогает осознанию культурного значения. Предпосылкой религии является проблема смысла жизни. Религия, придавая осмысленность социальным действиям, помогает объяснить мир и поведение человека как культурную систему. Системой норм, в основе которых идея воздаяния, религия содействует овладению миром, является условием направленной социальной активности людей. Социолог видит источники развития капитализма в особенностях протестантизма. Аскетический протестантизм, рассматривающий труд и бережливость как призвание свыше, стал носителем духа капитализма. Типу западно-европейского хозяйствования соответствует дух капитализма, понимаемый М.Вебером как стимул к рационально обеспеченному богатству. Противоположность суждений К.Маркса и М.Вебера является яркой иллюстрацией специфики социальной теории, предполагающей плюрализм подходов в объяснении и понимании социокультурной реальности. Французский социолог Э.Дюркгейм (1858-1917) считал, что идея сверхъестественного не объясняет религию как социальный факт. Он выделяет священное как сферу, область, производимую обществом и в обществе. Священное обладает свойствами запретности и способности быть почитаемым и потому имеет особую власть, авторитет. Религия, опираясь на священное, объединяет людей в моральную общину, именуемую церковью. Религия объясняет социум доступным языком мифологии. Источником религии является коллективная психология, возникающая на основе непроизводственной деятельности. В свою очередь религия своими функциями создает и укрепляет социальную солидарность между членами общины. Расширительно понимая религию, Э.Дюркгейм отождествляет религиозное и социальное как системы идеалов и коллективных представлений, обеспечивающие социальную интеграцию. Западная социология взаимосвязана с этнологией. Зарубежная этнология сделала много открытий в изучении социокультурных явлений так называемых отставших в развитии народов. Естественно возникла идея видеть в культуре современных народов развитие элементов культуры «примитивных» этносов. Э.Тайлор (1832-1917) основал анимистическую теорию. Анимизм (вера в духовные сущности) он объявил «минимумом религии». Исходной формой поклонения считал культ предков, возникший из незнания механизмов сна и смерти. Культ предков консервативен и противостоит социокультурной динамике. Дж.Фрэзер (1854-1941) уделил особое внимание изучению магии. В духовном развитии человечества выделил три этапа: магию, религию, науку. Магия безрелигиозна как и наука. Она соединяет в себе зачатки теории (науки) и практику человека. Магия – одна из ранних форм освоения мира человеком. Религия появляется тогда, когда магия исчерпывает себя как способ теоретического и практического освоения мира. Религия есть универсальная вера в бессмертие. Дж.Фрэзер на большом этнологическом материале разработал оригинальную концепцию развития верований. Тотемизм (вера в сверхъестественное родство рода с видом животных или растений), по его мнению, не является религией. Б.Малиновский (1884-1942) развивает идеи Фрэзера в отношении магии и религии. Магия стимулирует уверенность в действиях человека. Религия содействует интеграции общества в целое, помогает преодолевать социальные трудности и проблемы индивидуальной жизни. Религиозный культ первичен, он определяет возникновение и характер религиозных представлений.
Психологические концепции Психология религии выводит понимание феномена из особенностей индивидуальной или групповой психики. Один из основоположников психологии американский философ и психолог У.Джеймс (1842-1910) объяснял религию особенностями индивидуальной психики. Чувства – источник религии, религиозными они становятся тогда, когда обращены к божеству. У.Джеймс разработал понятия религиозного опыта. Религиозный опыт, составляющий основу религии, представляет собой сменяемые друг другом многообразные психические процессы, содержанием которых устанавливается отношение к тому, что данный индивид почитает божеством. Религиозный опыт строго субъективен, а потому существует столько форм религиозного опыта, сколько верующих людей. Религиозный опыт полезен и достоверен не менее научного, а в некоторых отношениях превосходит его своей непосредственностью, конкретностью. Высшей формой религиозного опыта является мистическое откровение. Австрийский психолог и психиатр З.Фрейд (1856-1939) применил принципы созданного им психоанализа к исследованию религии. Бессознательное, являющееся основой психики, наталкивается на сопротивление сознания. Индивидуальное сознание оказывается под влиянием бессознательного и сверхсознательного – социального в сознании человека. Стремясь примирить влечения бессознательного и нормы социального, индивидуальное сознание терпит неудачу. Развивается чувство страха, вины, вытесненные влечения бессознательного могут привести к неврозу. Религию Фрейд определил как общечеловеческий невроз навязчивости. Бог иудаизма и христианства является идеализацией образа отца. По мнению З.Фрейда, религия играет специфическую роль в истории культуры как средство защиты от индивидуального невроза. Религиозная вера иллюзорна, со временем человек расстанется с религией. Швейцарский психолог и культуролог К.Юнг (1875-1961) считает коллективное бессознательное базовым религиозным феноменом. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно является основанием душевной жизни. Его содержание входит в сознание благодаря архетипу (наследуемый общий для всех людей структурный элемент психики), задающему общую структуру личности. Архетипы заявляют о себе в фантазии, в мистическом опыте. Коллективное бессознательное, в том числе религиозное, вторгается в сознание. Человек лишь наблюдает эти факторы. Религия выражает коллективное бессознательное и защищает сознание от этих проявлений. Культурные символы религиозных обрядов являются обобщением религиозного опыта множества людей, они открывают человеку возможность понимания божественного и защищают от непосредственного соприкосновения с ним. В этом заключается ценность религии. «Новая теология» германо-американского философа и психолога Э.Фромма (1900-1980) дает религии широкое толкование. К религии он относит систему взглядов и действий, разделяемых группой людей и дающей систему ценностей и объект поклонения. Соответственно, религиозными являются все люди, а религия существует столько, сколько существует человечество. Среди разновидностей религии различает невроз, авторитарную и гуманистическую религии. В авторитарной религии человек избавляется от чувства одиночества потерей независимости и самостоятельности, а в гуманистической ориентируется на самостоятельность, ответственность и реализацию своего потенциала.
К сущности религии Множественность конкретных характеристик затрудняет выделение одного определения (дефиниции), однако в приведенных концепциях так или иначе присутствуют общие сущностные характеристики религии. Религия есть сфера духовной жизни общества, индивида, способ духовно-практического освоения мира и область духовного производства. Развертывание характеристик даже в самом общем виде неизбежно ведет к определенной философской системе. Каждая содержит часть истины, но ни одна не обладает абсолютной истиной. В качестве философской системы предлагается отечественная материалистическая традиция социальной философии. Религия необходимо возникает , существует в обществе и подвержена переменам в соответствии с общественными. В религии обнаруживается сущность определенного типа социокультурных систем в превращенном виде. Следовательно, через религию можно получить информацию о социальной системе и наоборот. На религию непосредственно влияют другие составные духовные жизни, в конечном счете она зависима от материального производства, как и духовная жизнь в целом. В тоже время религия развивается как относительно самостоятельное явление и влияет на все стороны жизни общества, в том числе на экономику. Появление и существование религии связано с той областью бытия устремленного к свободе и Абсолюту человека, которая недоступна регулированию, то есть с отношениями несвободы, ограниченности. Отчуждение – превращение деятельности человека и ее результатов в силы, враждебные людям – существует и в религии. Отношения отчуждения порождают соответствующие превращенные формы, в том числе религию, в духовном освоении мира. Специфически воспроизводя отношения отчуждения, религия вырабатывает способы их преодоления, смягчения. Религия как мировоззрение отражает всю действительность через призму отражения несвободы и зависимости. Являясь сложной подсистемой общества и культуры, религия занимает соответствующее времени место и выполняет функции, определенные конкретно – исторической ситуацией. Религиозная личность – это человек в совокупности его свойств, в том числе религиозных, способный быть субъектом религиозной деятельности. Такой личности присуще качество «религиозность», состоящей из религиозного в сознании и поведении. В условиях социализации в религиозной среде формируется религиозное качество личности, складываются религиозная духовность и религиозная культура личности.
К основам религии С сущностными характеристиками взаимосвязаны основы религии, под влиянием которых она возникает, существует и воспроизводится. Традиции отечественного светского религиоведения относят основы религии прежде всего к социальным отношениям, воспроизводящим объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами. На них опираются и вместе с ними действуют социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические факторы. В изданиях прошлых лет их метафорически называли корнями и делили на три группы: социальные основы, психологические факторы и гносеологические (познавательные) предпосылки. Основными сторонами социальных основ принято называть стихийность природных и общественных процессов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение работника; неблагоприятные условия жизни в городе и селе; разделение интеллектуального и физического труда, односторонняя специализация того или другого; жесткая зависимость от социальной, этнической, профессиональной группы; политический гнет государства; межэтнические конфликты, положение угнетенного этноса; войны; зависимость от экологических кризисов. Психологические факторы религии. К общественно-психологическим предпосылкам религии относят кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, психологическое воздействие традиций, обычаев. Индивидуально – психологические факторы действуют в психологии индивида. Это переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение безысходности кризисной ситуации, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли, закостенелые стереотипы мышления. Гносеологические предпосылки (превращаются в действительность при наличии социальных основ под воздействием психологических факторов). В процессе познания могут быть заблуждения. Знания могут устаревать. Непознанное может существовать как непознаваемое на данный момент («тайна»). Неограниченное познание мира человечеством осуществляется отдельными людьми, ограниченными во времени и сфере познания. Наряду с отражением реальности, образы, ощущения и восприятия могут представлять собой иллюзии. Примером иллюзии являются «движение солнца по куполу неба», «плоская и неподвижная Земля», «совпадение размеров солнца и луны». Иллюзорные продукты могут создаваться воображением, фантазией человека. Мышление познает действительность глубже, чем чувственное познание. Функционирование мышления осуществляется посредством данных чувственного познания, языка. Языковые значения свободны от непосредственных чувственных элементов. В сравнении с формами чувственного познания мышление имеет больше возможностей оторваться от действительности. Понятие тесно связаны с представлениями, поэтому возможно превращение отдельных свойств, сторон, отношений, идеальных конструкций в самостоятельные существа и наделение их объективным существованием.
ЛИТЕРАТУРАГараджа В.И. Социология религии. Учеб.пособие. М., 1996. С.29-49. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994. Гл.II. Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М., 1996. Основы религиоведения: Учеб. Под ред. И.Н.Яблокова – 2 изд. М., 1998. Гл.I, II. Сумерки богов. М., 1989. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. 2-е изд. М., 1985. Гл.I. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. / Пер. с анг. М., 1999.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯВозможно ли единое определение религии? Удалось ли автору объединить в рабочем определении религии светский и теологический подходы? Найдите общее и отличия понимания религии в философских, социологических и психологических концепциях. Изложите сущностные характеристики религии. Примечания 1 Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. 2 Флоренский П. Столп и утверждение истины. – М., 1990. Т.1. С. 818. Дик П.Ф. Основы религиоведения. Учебник. Астана-Костанай, 2000. Далее читайте:Петр Дик (авторская страница). Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Католические монашеские ордена (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Православные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий. Учебное пособие.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |