Религиозные термины |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Справочный разделРелигиозные термины:Д Дажьбог (Даждьбог) - для славян это бог, дарующий свет и тепло солнца.
Двоедушник, в древнерусской языческой мифологии несчастное существо, способное совмещать в себе две души: человеческую и сатанинскую. Днем двоедушник ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засыпает глубоким сном, так что его невозможно разбудить. В это время он бродит вне своего тела или в своем обличье, или в обличье пса, зайца, коня. После смерти двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая становится упырем.
Двунадесятые праздники, в христианской церкви двенадцать самых важнейших после Пасхи праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, День Св. Троицы, Успение Божией Матери, Воздвижение Креста Господня.
Деды, в древнерусской языческой мифологии, пережитки которой сохранялись вплоть до XIX в., души всех умерших родственников, независимо от пола. По народным поверьям, в определенные дни года “души предков приходят “с того света” в свой дом и их живые сородичи обязаны их встретить и накормить. Деды праздновались в доме от трех до шести раз в году. Чаще всего это происходило в субботу Масленой недели (“Зимние” или “Масленые деды”), после Пасхи перед Радоницей (“Радоничные деды”); в Духовскую субботу перед Троицей (“Троицкие деды”); в один из осенних праздников: в субботу перед Дмитриевым днем, или перед днем Кузьмы и Демьяна, или в субботу перед Михайловым днем. Наиболее известными и обязательными считались осенние, Масленые и Троицкие деды. На празднике дедов собиралась вся семья, приезжали даже те, кто был далек от дома. Обязательными поминальными блюдами в этот день были: кутья, канун, сыта, а иногда блины. О.П.
Деисус (греч.: молитва), икона или ряд икон, образующий 3-й ярус иконостаса; в центре изображается Иисус Христос, а по сторонам — предстоящие ему в молении Богоматерь, Иоанн Предтеча и другие святые. // Деисис (деисус) — «моление»; композиция из трех икон, где в центре изображение Иисуса Христа, слева — обращенная к Нему Богородицы, а справа — Иоанн Креститель. *
Десница Иоанна Крестителя — правая рука святого пророка Иоанна Предтечи.
Десятина - церковный округ, часть епархии до XVIII в. Во главе Д. стоял десятинник, функции которого (с 1551) частично перешли к церк. старостам и десятским священникам.
Детереон (девтерарий) — главный помощник и заместитель игумена в византийском монастыре. *
Диакон — «служитель»; лицо, помогающее священнослужителю при совершении богослужений.
Диаконисса — в Восточной Церкви IV-VIII вв. особый разряд женщин, принявших посвящение от епископа.
Диакониты — штат должностных лиц в крупных византийских монастырях, помогавших игумену в управлении хозяйством, следивших за организацией богослужений, надзиравших за дисциплиной среди монахов. *
Диаконник — правый предел христианского храма, служивший для хранения церковных облачений (риз) и переодевания в них священнослужителей. *
Диатаксис — «устав» (X-XII вв.) В Византии специальный текст, регламентировавший обрядовую сторону совершения Божественной Литургии.
Диатрибы — «времяпрепровождение, обучение»; специфическая форма речей философско-нравственного содержания.
Див (дива), в древнерусской языческой мифологии дух леса, по мнению некоторых исследователей, одно из воплощений верховного бога Сварога. Дважды упоминается в “Слове о полку Игоревен: сначала наверху дерева — “Див кличетъ връху древа”, а затем внизу — “уже връжеся дивъ на землю”. В произведениях славянской литературы есть упоминание о дивах и самодивах, позволяющее также считать, что в языческой культуре дивы занимали срединное положение между богами и героями. Дива или Дева - славянская богиня охоты и лесов. В жертву Диве славяне приносят шкуры убитых животных, прося богиню об удачной охоте и даже об удачной торговле. [Славянская Дива близка римской богине Диане. В “Слове о полку Игореве” читаем: “Дивъ кличетъ връху древа” - Древа Мирового. Далее там же: “уже връжеся дивъ на землю”. Тут возникает соответствие с хеттским преданием о боге луны, упавшем с неба, с древнеиранским “patat dyaos” - сверзился с неба, с древнегреческим - сверженный с неба. Славянское слово бог отошло от древнего Дэва и сблизилось со словом bhaga (др. инд.) - “доля”.]
Дидилия - славянская богиня, дарующая жизнь роду. Дидилия покровительствует рожаницам, детям и матерям.
Диканикий — посох епископа. *
Дикирий — «двухсвечник»; подсвечник для двух свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум природам — Божественной и человеческой — Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет паству. *
Дипнист — «будильщик»; монастырский служка, в урочное время обходивший кельи монахов и будивший их ударами била, созывая на богослужение. Во время утренней и всенощной службы обходил ряды иноков и будил задремавших. *
Дискос— круглое блюдо на подставке, на котором во время евхаристии освящается хлеб. // Дискос — ритуальное блюдо на подножии, используемое в церковном таинстве евхаристии. *
Догматы (догмы) — «установленные мнения»; основополагающие формулы христианского вероучения, выражающие Богооткровенные истины и обязательные для верующих.
Догода, славянское весеннее языческое божество ясной погоды.
Додолы - славянские божества дождя. Согласно древнему обычаю славянские девушки, облаченные в платья с бахромой, просят о ниспослании дождя.
Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный святым Домиником в Тулузе
Домовой, олицетворенное понятие огня, хранимого на домашнем очаге.
Донатизм - ересь в христианстве; возникла в Северной Африке и связана с именем карфагенского епископа Доната (313-360 гг.), восходила к учению апостола Иоанна и признавала лишь невидимую церковь "чистых", находившихся в состоянии благодати. Ересь выступила против верующих, против официальной церкви, довольствующейся минимальными требованиями к верующим и обеспечивающей себе господствующие позиции путем благословения существующего строя. На Западе с донатизмом боролся папа Мильтиад. В октябре 313 года а Латеранском дворце проходил собор, на котором донатизм был лсужден, а сам Донат отлучен от церкви. В 314 году на соборе епископов Западной Европы в в Арле ересь была также осуждено, но покончить с ней не удалось вплоть до V века.
Духоборы - христианская секта, образовавшаяся в России в XVIII в., отрицавшая Церковь, православные обряды, таинства монашества и объявлявшая веру делом внутреннего убеждения; проповедовали общность имущества и неподчинение властям
Духов день, второй день Пятидесятницы, празднуется во славу третьего лица Св. Троицы — Духа Святого.
Духовенство - особое сословие, подразделялось на белое и на черное.
Духовник — священник, совершающий таинство покаяния в Православной Церкви. Духовник под опасением потери духовного сана обязан соблюдать тайну исповеди — ему запрещается открывать грехи исповедающегося или укорять его за них; после исповеди они должны быть им забыты. *
Духовное княжество, до XIX века владетельное княжество в Германии, в котором князь был духовным лицом (архиепископ, епископ); их было несколько, и наиболее важные из них три курфюршества (архиепископства Майнцкое, Кельнское и Трирское) и такие княжества, как Зальцбург.
Духовные князья, средневековые владетели в сане епископа или аббата в Германии. Владения многих духовных князей в период Реформации превратились в светские княжества; в период наполеоновских войн ликвидированы.
Душа - божественная основа человека.
Примечания * Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |