Николай Дик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >

ссылка на XPOHOC

Николай Дик

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Дик

Культура и традиции мировых религий

Учебное пособие

ГЛАВА 6

Религиозные и культурные ценности иудаизма

Рекомендации преподавателю:

·       Теоретический материал может быть использован для проведения классных часов, бесед с учащимися или в качестве дополнительного материала при изучении истории, МХК, факультативных курсов или учебных предметов религиозной направленности.

·       Изложение теоретического материала учителем должно быть этическим по форме, чтобы не оскорбить религиозные чувства учащихся данного классного коллектива, если в нём находятся подростки разных национальностей или приверженцы различных религий.

 

Иудаизм (от названия одного из еврейских племен - Иуда) возник на рубеже II-I тысячелетий до н.э. на территории современного Израиля. В древнейший период у скотоводов-бедуинов были развиты родовой и скотоводческий культы, элементы этих культов вошли в иудаизм этногосударственного этапа. Центральный прин­цип иудаизма - вера в единого Бога. Верующий поддерживает связь с Бо­гом через молитву. Среди принципов (догматов) иудаизма богоизбранность израильского народа и его мессианское предназначение. Религиозный за­прет на вступление в родство с другими народами ограничил возможности иудаизма в распространении конфессии, но, с другой стороны, стал факто­ром сохранения этноса несмотря на тысячелетия бытия среди многих наро­дов мира.

 

От Танаха до Талмуда

Священная книга иудаизма Танах включает Тору (Учение), или Пятикнижие и другие части. В Танахе космогонические мифы сочетаются с религиозно-мифическим осмыслением истории Израиля, правовыми и моральными нормами. Святыня иудеев Ковчег Завета первоначально находился в переносном храме, а с образованием единого государства перенесен в построенный храм. Культ осуществлялся особым сословием священников.

Бурная политическая история Израиля и Иудеи сопровождалась изменениями в религии. Иудаизм знает заимствования, о чем свидетельствуют и книги Танаха. Серьезные социально-политические потрясения в годы римского господства стали одним из факторов развития христианства в среде изгоев еврейского общества. Иудаистскую секту ессеев некоторые религиоведы считают раннехристианской общиной. В условиях диаспоры (диаспора - колонии евреев в странах мира) значительную социально-религиозную роль выполняет синагога (дом молитвы), формируются этно-конфессиональные общности евреев. Во II-V веках были составлены сборники правовых норм, которые вместе с Торой образовали Талмуд (Учение). Талмуд стал основой законодательства и моральным кодексом для последователей иудаизма. Вместе с утверждением Талмуда оформились основные направления иудаизма - традиционалистское и модернистское.

В иудейской религии почитается только Ветхий Завет, дохристианская часть Библии. Иудеи (евреи) называют её Танах. При этом нельзя путать понятие «еврей» и «иудей» («русский» и «православный»). Первое понятие - этническое, второе - религиозное.

Совокупность заповедей, данных Богом еврейскому народу через пророка Моисея, а также само Пятикнижие носит название Тора (древнееврейский закон); так же называется пергаментный свиток с текстом «Пятикнижия», хранимый в синагоге.

В современном Израиле иудаизм финансируется государством, хотя статус официальной религии законодательно не оформлен.

 

Кидушин, трапеза и другие иудейские обычаи

Тора - основа основ иудей­ской веры - рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть дней. К седьмому дню дело Творения ока­залось завершенным, и в этот день Всевышний ничего не создавал. Так освятился этот день и превратился в день по­коя - шаббат (субботу). С соблюдением субботы в жизни верующих связано много обычаев и традиций.

Народ Израиля первый в истории ввел обычай не рабо­тать в седьмой день недели, но отдыхать от работы. Шаббат не является праздником, но своеобразным круглогодичным праздничным днем покоя и отдыха. Работать в субботу запрещается даже домашним живот­ным. Человек должен освободить свое сознание для высо­ких духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. В этот день все члены семьи остают­ся дома, идут в синагогу молиться и слушать чтение Торы, а потом все вместе садятся за субботнюю трапезу.

Трапеза - один из главнейших ритуалов субботы, при­дает настроение всему субботнему дню. Вся семья собира­ется за столом, забывая о нуждах и  повседнев­ных заботах и тревогах.

Поскольку в субботу нельзя зажигать свет, то еще в пят­ницу, до захода солнца (новый день, по традиции, начина­ется накануне с заходом солнца) женщина зажигает свечи, принося в дом свет, красоту и добро.

Стол накрыт по-праздничному. Горят свечи. Перед тра­пезой муж читает вслух библейские строки из «Притч Со­ломоновых», поют гимн об ангелах, которые сопровожда­ют евреев по субботам. Читается молитва над вином. После церемонии омовения рук следует благословение над хлебом.

Обычно на субботнем столе - две пышные плетеные бул­ки-халы в память о двойной порции манны, которую евреи получали в пустыне по пятницам после исхода из египет­ского рабства. Часто употребляется субботнее блюдо чолент, вкус которого улучшается от долгого стояния в тепле - с пятницы. Традиционна рыба, в частности, фарширован­ная. Еда завершается благословениями Богу за пищу. Традиция обязывает произносить их после каждой еды с хле­бом, но вслух они поются только по субботам, в празднич­ные и торжественные (свадьба и др.) дни.

С древнейших времен празднование субботы является отличительным признаком верующих евреев.

Еврейский месяц определяется по луне, т. е. длина меся­ца равна времени оборота луны вокруг земли - между 29 и 30 днями.

День, когда рождается новая луна, - новомесячье, рош-ходеш. Сам смысл слова ходеш (месяц) можно пояснить так: оно — однокоренное со словом хадаш (новый), т. е. месяц начи­нается вместе с новой луной.

В последнюю субботу перед началом нового месяца мо­лятся и совершают церемонию «Благословения месяца». В некоторых общинах устраивают и праздничную трапе­зу.

Кидушин - брачная церемония у евреев. В ходе этой церемонии невеста посвящается своему жениху, и они объединяются неразрывными узами святости. Церемонию проводят обычно под открытым не­бом. Над женихом и невестой развертывают специальный балдахин, который называется хула. Это символизирует собой, что невеста входит в дом своего жениха, и они ста­новятся единой семьей под крышей своего дома.

По обычаю жених надевает на палец невесты золотое кольцо со словами: «Ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моисея и Израиля!». Это и есть момент заключе­ния брака.

После завершения кидушин устраивают праздничную трапезу. Свадебный пир продолжается семь дней, которые так и называются: «семь дней пира». Каждый вечер во время праздничной трапезы произно­сят «Семь благословений», в которых возносят благодар­ность Всевышнему за то, что Он создал мужчину и женщи­ну, и соединяет их браком.

В иудаизме имеется большое количество поверий, находящих отра­жение в похоронных и поминальных обрядах.  В свое время каждый знаток Талмуда стремился к ним что-либо добавить. Например, после сложной (кстати, также фиксированной в Талмуде) процедуры констатации смерти из дома покойника полно­стью выносили мебель. Его соседи выливали все запасы воды — считалось, что ангел смерти обмыл в ней свой меч. Оплакивание умершего сопровождалось стенания­ми, родственники и близкие рвали на себе одежду.

Современный обряд похорон у приверженцев иудаиз­ма сильно отличается от древних обычаев. Религиозный обряд похорон чаще всего ограничивается чтением молитв над покойником, как правило, специально нанятыми чтецами, а поминаль­ный цикл - заказами на чтение соответствующих молитв в синагоге. От обычая разрывать на себе одежду остался надрез на лацкане, который делают родственники покой­ного.

 

Наиболее почитаемые иудейские праздники

Один из почитаемых праздников - Рош-Гашана, который выпадает на  первые дни нового года, 1-го и 2-го числа месяца тишрей (со­ответственно - сентябрь-октябрь). Традиция придает этому праздни­ку своеобразный оттенок. С одной стороны, в эти дни че­ловек подводит итог своему поведению - по отношению к самому себе, к другим людям, к Богу. Это - дни самоочи­щения, молитв, раскаяния, просьб о прощении, дни при­нятия добрых решений исправить свое поведение в насту­пающем году.

Вера в то, что в Рош-Гашана Бог судит человека и пре­допределяет его судьбу в наступающем году, придает этому

празднику серьезную атмосферу дней, когда решается во­прос о жизни и смерти человека. Вместе с тем он отмечаются как любой дру­гой праздник: люди красиво одеваются, собираются всей семьей за праздничным столом.

Во время первой праздничной трапезы, вечером, сразу после наступления нового года, принято есть то, что заключает в себе добрый признак - чтобы наступающий год был счастливым. Обмакивают в мед кусок яблока и го­ворят: «Пусть новый год будет добрым и сладким!».

Не принято есть горькое и соленое. В зависимости от местных условий праздничные блюда могут меняться, но традиционны также хала, морковь кусочками - символ успеха в делах, плоды и овощи - в знак надежды на будущий хороший урожай.

Не менее почитаемый праздник в иудаизме - Йом-Кипур. Самый святой день в году - десятый день месяца тиш­рей – «День искупления». Это последний из Десяти дней покаяния. Если Рош - Гашана - это дни суда, когда Всевыш­ний предопределяет судьбу всех Своих созданий на буду­щий год, Бог утверждает приговор, давая человеку целых десять дней на то, чтобы исправиться и добиться измене­ния своего приговора. Йом-Кипур — высшая точка Десяти дней покаяния. В этот день люди обязаны двадцать пять часов подряд поститься - не мыться, не надевать кожаную обувь.

Незадолго до начала Йом-Кипура, в конце дня, предше­ствующего ему, устраивается особая «разделяющая трапе­за» - последняя перед началом поста. Весь последующий день проводится в синагоге, в молитвах. Заканчивается день протяжным звуком шофара (полый бараний рог, в кото­рый дуют с узкого конца).

В 15-й день месяца тишрей начинается праздник Сукот – Кущи  - самый веселый из главных праздников. В Торе праздник обозначен как «время радости» и время собирания плодов. Одновременно праздник связан и с памятью о 40-летнем странствовании евреев по пустыне. Когда еврейский народ ушел из Египта и двигался по пустыне, чтобы прийти в Страну Израиля, Всевышний окружил его со всех сторон чудесными облаками. Днем они защищали людей от паля­щего солнца, ночью - от стужи. В шалашах из зеленых вет­вей (кущи) или в шатрах (др. евр. - суккот) жили евреи и во время сбора урожая.

В память об этом 7 дней празднуется Сукот-Кущи.

Восьмой день после начала праздника Сукот имеет два названия: Шмини-Ацерет, или Симхат-Тора.

После семи дней праздника Сукот Всевышний как бы обра­щается к верующим и говорит: «Позади - великий празд­ник, в течение которого вы исполняли Мою волю. А те­перь, пожалуйста, задержитесь и побудьте со Мною еще на один день…». Поэтому праздник так и назы­вается: Шмини-Ацерет, т. е. «задержка на восьмой день».

С течением времени этот праздник приобрел еще один смысл. Каждую субботу в синагоге читают определенный отрывок из Торы, таким образом за год прочитывая всю. Последний от­рывок читают в этот праздник, и поэтому он называется также Симхат-Тора - «Веселье Торы», т.е. веселье по случаю завершения годового цикла чтения Торы. Совершаемые с Торой церемонии сопровож­даются радостью и весельем. 

В память о победе над захватчиками - греками во II в. до н.э.,   и о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме после победы евреев в 164 г. до н.э., восемь дней празднуется Ханука  - начиная с 25-го дня ме­сяца кислее (ноябрь-декабрь).

Едва спускается вечер, зажигают свечи в светильнике (др. евр. - ханукие) у входа в дом или на подоконнике, чтобы объявить всему миру о чуде, совершенном Всевышним. Каждый день прибавляется один огонек, пока в восьмой вечер не горят все восемь. Поют традиционный гимн. Во время праздника принято есть пончики и картофель­ные оладьи, которые жарят на масле - это напоминает о чуде с кувшинчиком масла. У детей в Хануку веселые ка­никулы.

Пятнадцатый день месяца шват (февраль) считается днем, когда в Стране Израиля деревья пробуждаются от зимней спячки. Наступает «Новый год деревьев» или праздник Ту-Бишват. Предпочтительно в этот день есть те плоды, которыми славится земля обетованная, их семь: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, мас­лины и финики. В этот день принято выезжать за город, чтобы сажать новые деревья.

Пурим – это праздник, напоминающий о чуде спасения народа Из­раиля, отмечается 14 адара (конец февраля). История названия слова «Пу­рим» (от др. евр. пур - жребий) такова. После разрушения Первого Храма еврейский народ был изгнан в Персию, Мидию и другие страны. Властелином над 127 странами, входившими в Пер­сидскую империю, был царь Ахашверош, взявший в жены еврейскую девушку Эстер. Один из ближайших министров - Гомон убедил царя уничтожить евреев, живших в огром­ном царстве. Выбирая день уничтожения, он бросал жре­бий...

 Перед лицом смертельной опасности евреи объяви­ли пост и стали взывать ко Всевышнему, умоляя Его о по­мощи. Во время пира в честь царя Эстер обратилась к нему за помощью о спасении еврейского народа и они были спасены. 

За день до праздника Пурим проводится  пост в память о том, что пости­лась Эстер. Этот праздник веселый, хмельной; в этот день устраиваются карнавалы с переодеванием, музыкой и танцами.

После полудня справляется особая трапеза со всеми чле­нами семьи. Для обильного праздничного стола характер­ны сладости, вина, наливки и другие напитки, пироги и печенье, торт в виде «персидского дворца». Особое место среди угощений занимает самое известное блюдо Пурима - треугольные пирожки с толченым маком и рубленым изю­мом (гоменташен - «гомоновыуши»). В этот день люди, по обычаю, шлют угощение друзьям и сосе­дям, оказывают помощь тем, кто в ней нуждается.

История ещё одного почитаемого праздника – Песах (Пасха) связана с историей исхода еврейского народа из Египта и происхождением пресных лепешек (мацы), которые едят в течение семи дней Пасхи (др. евр. - переход). Приготовления к празднику (март-апрель) начинаются за несколько недель. Дом очищают от любых остатков «квашеного тес­та». Устраивается большая семейная трапеза - Седар (др. евр. - порядок), в ходе которой вкушают особые кушанья, напоминающие о событиях освобождения из Египта. Кро­ме мацы, едят марор - горькие овощи, вкус которых оли­цетворяет горечь жизни предков. Ритуал Седара предписы­вает выпить четыре рюмки вина.

Во время трапезы читают Агаду (др. евр. - рассказ), ко­торая повествует о сути праздника.

Шавуот (с древнего еврейского – «недели») – праздник, связанный с историей еврейского народа.

Через пятьдесят дней, т. е. через 7 недель после исхода из Египта, народ подошел к горе Синай. И там Сам Всевыш­ний открылся им и вручил Моисею Тору. Бог дал Моисею скрижали, на которых были написаны десять заповедей (Почитай отца своего и мать свою, не убей, не воруй, не лжесвидетельствуй и т. д.). Кроме того, Господь дал и дру­гие законы: религиозные и гражданские для «сынов Израилевых». Моисей записал все эти законы в книги. Так по­явилась Тора.

В память об этом событии, согласно Торе, где сказано: «Семь дней отсчитай себе … и соверши праздник недель во Имя Господа, Бога твоего»», и возник этот праздник.

В течение двух дней праздника Шавуот принято есть молочную и молочно - мучную пищу с медом (молочный суп, сырники или блинчики с творогом и медом и т. п.), потому что, согласно истории,  получив заповедь Господню, запрещающую смешивать молочное и мясное, и не имея посуды для приготовления мясной пищи, весь народ Израиля ел в этот день только молочное.

Пасха, Шавуот и Сукот - три главные праздника года. Шавуот отмечается 6-го сивана (июнь), в день, когда кон­чаются семь недель после Пасхи.

Праздник Шавуот, как и другие праздники года, имеет также земледельческое значение: это праздник жатвы пше­ницы. Итак, в трех его названиях - Шавуот, Праздник да­рования Торы, Праздник жатвы - отражаются все стороны этого праздника.

 

Особенности семейного воспитания детей

С особым трепетом к этому вопросу относятся евреи. Наверное, самая известная еврейская молитва -  «Шма». Её говорят дважды в день: в вечерней (Маарив) и утренней (Шахарит) молитве. Первая и последняя части - благословения - различны в утреннюю и вечернюю молитву; есть также изменения, когда молитва произносится в Субботу и праздники. А вот фраза «Шма Исраэль...» и три следующие за ней отрывка из Торы одинаковы во всех случаях. В первом отрывке, в частности, говорится: «… Пусть будут в твоем сердце те слова, что приказываю Я тебе сейчас. Обучай им детей твоих, говори их, когда ты живешь в твоем доме и когда идешь по дороге, когда ложишься и когда встаешь. Повяжи их, как знак, на свою руку, начертай их украшением между твоих глаз. Напиши их на косяке твоего дома и твоих ворот» (Дварим, 6:4-9).

Второй из отрывков Торы, включенных в «Шма» («Дварим», 11:13-21), включает предложения, практически дословно повторяющие слова из первого отрывка, говорящие о заповедях тфилин и мезуза. Однако в этом отрывке появляется, в частности, и такое «новое требование»: «... обучайте им (словам Торы) детей ваших...» («Дварим», 11:19).

Таким образом, обучение детей - это заповедь Торы.

Выполнение этой заповеди было заботой всех еврейских общин во все времена. В самом бедном местечке существовал хедер (буквально – «комната»), куда приводили детей учиться уже в пятилетнем возрасте, и нанимался учитель - меламед для их обучения. Бедных и сирот обучали бесплатно; традиция оговаривала и минимальное количество учебных часов, и максимальное число учеников в классе. За тысячелетия были опробованы разные подходы и методы, во многих местах появились свои красивые обычаи, связанные с обучением детей. Несмотря на разнообразие этих обычаев, их объединяло понимание: традиция омертвеет, если станет достоянием только немногих. Для того, чтобы Тора была достоянием всего еврейского народа, надо, чтобы весь еврейский народ мог ее изучать.

Многим, наверное, трудно представить себе сегодня, что еще всего двести лет тому назад в странах Европы абсолютное большинство населения не умело читать и писать. В то же время среди евреев существовала поголовная грамотность.

Сегодня как в Израиле, так и практически во всех странах существуют еврейские учебные заведения, в том числе - начальные, для самых маленьких детей. Означает ли это, что сегодня эта заповедь стала настолько общепринятой, что выполняется «автоматически» и поэтому «рядовой» еврей не должен заботиться об обучении своих детей Торе? Разумеется, нет. Согласно иудейской вере об этой заповеди должен помнить каждый родитель - даже если он живет в том месте, где много еврейских школ. Он, а не руководство общины, должен позаботиться о том, чтобы его дети пошли учиться в одну из этих школ; он должен выбрать школу для своих детей; он должен постоянно обращать внимание, как учатся его дети, и проверять, отвечает ли выбранная им школа необходимым требованиям; наконец, он должен, по мере возможности, поддерживать школу - материально и организационно.

Обучение детей Торе - основа того трудного и длительного процесса, который называется «воспитание детей» в иудаизме. Традиция говорит, что у отца есть четыре обязанности по отношению к сыну:

- привести его к Торе - чтобы не вырос невеждой;

- обучить какой-либо профессии - чтобы не подтолкнуть к воровству;

- женить его - чтобы построил еврейский дом и передал Тору детям;

- научить плавать - чтобы сумел избежать опасностей (в последнее время это требование понимают как необходимость физического развития детей.


Далее читайте:

Николай Дик (авторская страница).

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Католические монашеские ордена (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Православные деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС