Николай Дик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >

ссылка на XPOHOC

Николай Дик

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Дик

Культура и традиции мировых религий

Учебное пособие

ГЛАВА 5

Особенности культуры и вероучения буддизма

Рекомендации преподавателю:

·       Приведённый ниже фактический материал необходимо преподносить обучающимся в доступной форме, учитывая возрастные особенности конкретной аудитории учащихся.

·       Теоретический материал может быть использован для проведения классных часов, бесед с учащимися или в качестве дополнительного материала при изучении истории, МХК, факультативных курсов или учебных предметов религиозной направленности.

 

Буддизм - самая ранняя и наименее распространенная в современ­ности мировая религия - возник в  Индии и остался преимущественно ази­атской религией. Как традиция этнических религий Востока, буддизм сильно отличается от христианства и ислама.

С возникновения и по настоящее время буддизм является необы­чайно сложным феноменом. Среди учёных и исследователей мировых религийсуществует мнение, что буддизм - атеистическая религия. Даже авторы-буддисты аргументи­руют это положение утверждением, что бога-творца как господина всех творений буддизм отвергает. Не исключены новые открытия в познании сущности буддизма.

 

Кто считается основателем буддизма?

Ранняя история религии известна по позднейшим буддийским преданиям. Согласно им основателем религии был сын царя одного из северо - индийских государств Сиддартха (VI-V века до н.э.). Достигнув исти­ны размышлением, Сиддартха (Гаутама) становится Буддой - Просветлен­ным. Истина, учит он, заключается в правильном пути: самоуглублении для поиска пути, ведущего к покою и к просветлению духа. Следует избегать крайности жизни, заключающихся в жизни ради удовольствия или жизни ради страдания. Основу раннебуддистского мировоззрения составляют «четыре возвышенные истины»:

·        учение о страдании;

·        учение о причинах страдания;

·        учение о прекращении страдания;

·        учение  о пути к прекращению страдания.

Причина страдания видится в привязанности к жизни. Чтобы преодолеть привязан­ность к жизни необходимо избавиться от желаний. Следуя по «восьмисоставному пути» - праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, правед­ные помыслы, праведное созерцание - человек погружается в нирвану (идеальное состояние, совершенство). Нирвана означает прекращение веч­ной цепи перерождений (сансара). Никто и ничто не может спасти человека от мучительной сансары, если он не добьется этого сам.

Ранний буддизм ориентирует человека на нормы поведения. Близки индуизму заповеди буддизма о любви и милосердии ко всему живому, а также непротивление злу насилием, уклонение от зла. Элементарные заповеди - не убивать живого существа, не брать чужой собственности, не касаться замужней жен­щины, не лгать, не пить вина - были доведены до такого уровня, что для их исполнения с целью достижения совершенства требовался монашеский образ жизни, отшельничество. Поэтому ранние буддийские общины (санга) были братствами нищенствующих монахов (бикшу) и монахинь (бикшуни). Члены общины имели только простую одежду желтого цвета, жили подая­нием, скудно питались, давали обет безбрачия. Мирские сторонники буд­дизма (упасака - почитатели) соблюдали пять запретов без строгих ограни­чений санга и жертвовали в пользу общины.

В III веке до н.э. буддизм получил статус государственной религии и начал проникать за пределы Индостана вместе с индийской культурой. Изменения в буддизме происходили на уровнях теории (философии) и по­вседневности.

Буддийская космология исходит из существования неисчислимого количества миров. Каждый мир это диск земли, лежащий в океане, который помещается в воздухе. В мире четыре континента, главный ассоциируется с Индостаном. Миры существуют миллионы лет, сменяя друг друга. Будды появляются периодически, примерно по одному на каждые пять тысяч лет. Особую силу закон (дхарма) каждого будды имеет лишь около пятисот лет, после чего мир постепенно погружается в тьму - до появления следующего будды. Будды занимают особое место: они бесконечно выше всех, включая и богов. Рождение будды в виде человека - великое событие, сопровож­даемое природными знаками. Будды обладают чудодейственной силой на уровнях психического и физического. Только будды могут собственными умственными усилиями создавать целые миры.

Буддизм проникает в Китай из Индии преимущественно в форме махаяны. Укрепляясь, буддизм подвергался изменению под воздействием китайской культуры. Будда стал воплощением Дао. Буддизм народный бы­стро превращается в разновидность китайского даосизма. Зачислив в свой пантеон многочисленных будд и бодисатв, народный уровень буддизма принимает нормативно-практическую сторону. Нормы, обряды и праздни­ки, многие элементы магии стали интегральной частью жизни Китая. Ин­теллектуальная элита делает упор на философию и идеологию буддизма.

В IX веке буддизм в Китае уступает влиянию конфуцианства. И хотя со временем буддизм в какой-то мере восстановил свои позиции, уровня VIII века он не достиг и остался второстепенной по сравнению с конфуцианством мировоззренческой системой. Буддизм оказал влияние на искусство, мифологию и философию Китая. В буддийских монастырях на­коплены сокровища письменной культуры. Многие из сочинений буддий­ской Типи-таки (Трипитаки) сохранились благодаря китайским буддистам-переводчикам, переписчикам.

К концу VI века китаизированный буддизм укрепился в Японии. Здесь нашли свою вторую родину многие школы буддизма, в том числе исчезнувшие на материке. Провозгласив принцип единства синтоистских божеств и перерождений будд, школы японского буддизма заложили осно­вы «двойного пути духов», в рамках которого синтоизм и буддизм должны были слиться. Приблизительно в X веке буддизм превращается в государ­ственную религию. Центр административного руководства перемещается в буддийские монастыри: императоры, крупные чиновники в определенном возрасте становятся монахами с сохранением власти в обществе и государ­стве.

 

Ламаизм  как религиозно-философское течение в буддизме

Ещё на ранней ступени развития в буддизме появились секты. Около I века н.э буддизм распался на два течения: хинаяну (малая колесница, узкий путь), и махаяну (большая колес­ница, широкий путь). Сторонники хинаяны ориентировались на строгое соблюдение догматов раннего буддизма, а последователи махаяны следо­вали по пути модернизации. Махаяна развивается как доступная и понятная большинству населения религия. Будда из учителя мудрости превращается в божество, развивается культ Будды. Утверждается идея о множестве будд: в монастырях есть изображение тысячи будд. В их число включаются божества индуизма, местные божества других стран, святые буддизма. Кроме будд в махаяне почитаются бодисатвы (бодисатва - достигший со­вершенства, но оставшийся среди людей для спасения других). В махаяне появляется учение о рае, в котором блаженствуют души в предпоследнем воплощении (последнее воплощение завершается нирваной). Появился и буддийский ад.

В странах Индокитая буддизм распространился в форме хинаяны, а махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии. Монголии.

В позднем Средневековье на основе махаяны и хинаяны в Тибете возникла новая форма буддизма - ламаизм. Культ тибетского Далай-ламы является высшей ценностью не только для ламаистов, но и для многих по­следователей хинаяны и махаяны. Ламаизм («лама») - тибетск. - высший) опирается на единство буддизма и тибетской этнической религии. На лама­изм оказал значительное влияние тантризм. Главное в буддийской тантре мистика и магия. Специфика тантризма в медитации проявляется в глубо­кой интимности обряда, длительном личном контакте учителя (лама) с по­свящаемым. В буддийской тантре введена в практику мандала - графиче­ская диаграмма Вселенной с множеством вариантов и модификаций. В ее основе «Колесо времени» (Калачакра) с 60-летним звериным циклом лето­счисления, символизирующим бытие человеке в сансаре.

Основы ламаизма заложены Цзонхавой (XIV-XV вв.), который синтезировал наследие своих предшественников. Все буддийские тексты впоследствии собраны в 108-томное собрание Ганджур, включающее ти­бетские переводы трактатов хинаяны, махаяны, ваджраяны и других школ. Комментарий к Ганджуре - Данджур - еще обширнее, состоит аз 225 то­мов. Ламаизм заместил отодвинутую нирвану космологией. В строго упо­рядоченной системе вершиной является будда будд Адибудда, владыка всех миров и творец сущего. Люди делятся на разряды, пятый (высший) приближает к состоянию бодисатвы. Лишь немногим уготована нирвана, для большинства главное - возродиться человеком, лучше в стране лама­изма. Избавившись от незнания и вступив с помощью учителя-ламы на путь познания, ламаист совершенствует свою карму с перспективой оче­редного возрождения на одном из многочисленных небес вместе с божест­вами и святыми. Легендарная страна Шамбала воспринимается как мир грядущего.

Ламаизм предусматривает строгую этику. Каждый последова­тель должен стремиться избегать грехов тела, слова, мысли и следовать добродетелям. Путь к состоянию бодисатвы нелегок, в качестве главного условия его прохождения выступают жестко определенные нормы поведения. Для большинства это недосягаемый идеал, на который следует ориен­тироваться. Видимо поэтому в ламаизме наибольшее внимание уделяется мистике и магии, позволяющим достигать целей более просто и быстро. Магия слова переплелась с магией ритуального действия. Широкое рас­пространение получили молитвенные барабаны с множеством записанных на бумажках заклинаний и молитв. Разовый оборот барабана-цилиндра приравнивается к разовому зачтению всех священных текстов, помещен­ных внутри. Эту же цель достигает постоянное повторение молитвы-заклинания ламаизма. Достойное место в религии занимает магия чисел и цифр.

Ламаистское богослужение сопровождается музыкой и пением. Большую роль играет колокольчик, звон которого извещает о переходе к очередной фазе богослужения. Наряду с ним используются как музыкаль­ные инструменты морские раковины и трубы. Практикуется хоровое пение. В жертву богам приносят во время богослужения рис и балин - специаль­ные хлебы. Существует в ламаизме и ритуал, напоминающий причащение в христианстве: присутствующим раздают по глотку освященного вина и по три хлебные пилюли - символ приобщения к благодати богов. В ламаист­ском культе ведущую роль играют ламы. Чаще всего во время богослуже­ния верующие даже не допускаются в храм.

Важнейшую роль в становлении ламаистского культа сыграл добуддийский культ обо. Древние объекты религиозного поклонения - боже­ства какого-нибудь природного феномена - были распространены в кон­фессиях монголов и тюрок. Скопления приносимых им жертв в виде кусков ткани или (чаще всего) камней стали именоваться обо. Ламаизация культа приводила к появлению двухслойных обо: буддийское культовое сооруже­ние на древней куче камней. Такие синкретические святилища распростра­нены в странах ламаизма.

В семейном быту ламаистов большое значение имеет культ докшитов - богов-охранителей. В их числе и онгоны - демоны доламаистского пантеона. Наряду с личным и семейным культом в ламаиз­ме существует общественный (публичный) культ, отправляемый в дацанах и храмах. В монастырях три раза в день происходят малые хуралы-богослужения. Кроме того, по отдельным поводам проводятся большие хуралы. Великими и по придаваемому им значению, и по продолжитель­ности являются хуралы в честь докшитов. Наиболее пышным централизо­ванным дацанским обрядом в ламаизме является цам. Цель этого действия состоит в очищении данной местности от злых демонов. Обряд выступает в форме театрализованного представления, в котором изображается борьба между охранителями - докшитами и врагами религии, злыми духами. Кос­тюмы и маски, символизирующие побежденных врагов, сжигаются по окончании обряда.

Количество лам, проживающих в тибетских монастырях, исчисля­лась в начале XX века сотнями тысяч. Почти каждая семья посвящала одного из сыновей духовному служению. Новопосвященный проходит три ступени иерархии до обретения статуса ламы кроме этого существует око­ло тридцати наименований ученых степеней лам и множество специализа­ций. Ламы выступали в роли советчиков по всем вопросам жизнедеятель­ности верующего и потому играли ведущую роль в общественно-политической жизни Тибета.

Возглавляли ламаистскую иерархию Далай-лама и Панчен-лама. Далай-лама, кис и Папа Римский, возглавляет не толь­ко религиозный, но и государственно-политический, и экономический ин­ституты. Ламаизм содействовал формированию этноконфессиональной общности тибетцев.

На протяжении XIX века продолжалась борьба между Китаем, Англией и Россией за овладение Тибетом. В 1900 году тринадцатый Далай-лама прислал делегацию к русскому царю в противовес английскому дав­лению. Во время русско-японской войны Англия захватила Лхасу, из кото­рой Далай-лама своевременно скрылся в Монголии. Три государства дого­ворились о невмешательстве во внутренние дела Тибета, но уже в 1910 го­ду Китай вторгся в Тибет, его войска заняли Лхасу. После революции 1911 года в Китае, войска ушли из Тибета. Тибет, на протяжении нескольких последних столетий включенный в состав Китая, длительное время сохра­нял свою этнорелигиозную и политическую автономию. После образования КНР четырнадцатый Далай-лама с группой лам и мирян (до ста тысяч) по­кинул Тибет и обосновался в пригималайских районах Индии. Культурная революция 1966-1976 годов в КНР сильно затронула ценности ламаизма, но он продолжает играть существенную роль в современном Тибете.

 

Индуизм в буддизме

Индуизм - религия индусов, а по мнению некоторых исследовате­лей ,система из нескольких исторических религий народов, проживающих в Индии. До 83% населения страны являются последователями индуизма. Индуизму свыше трех тысяч лет. Самый древний период индуизма - веди­ческая религия. Религиозные представления зафиксированы в Ведах, одном из древнейших религиозных памятников письменной культуры человечест­ва. Веды почитаются во всех последующих формах индуизма. Для веро­учения индуизма характерны учение о перерождении души в мире (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма). В социальной системе древней Индии каждый индивид вел себя в соответствии с нормами данной касты. Нарушение норм грозило не только прижизненным наказанием вплоть до изгнания из касты, но и последующим рождением в более низкой касте или в образе животного. Индуизм сохраняет в своей системе местные древние культы, что увеличивает его возможности воздействия на различ­ные этнические группы Индии. Сложной культовой практикой конфессии фактически ритуализирована вся жизнь индивида и группы.

В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного нача­ла, имеющего три ипостаси: Вишну, Шиву, Брахму. В двух основных на­правлениях индуизма (шиваизм и вишнуизм) наиболее почитаемым боже­ством являются Шива или Вишну. Главная функция Шивы состоит в ис­пользовании накопленной энергии на разрушение и воссоздание мира. Ужасному образу Шивы соответствует образ его супруги (ипостаси) Кали, управляющей демонами, насылающими несчастья. Бог Вишну вы­ступает хранителем мирового порядка, является в мир в различных вопло­щениях (аватарах). Наиболее почитаемые аватары - царь Рама и бог Криш­на. Привлекательность бога-заступника Кришны обусловила распростране­ние кришнаизма в Индии и за ее пределами. Брахма, третья ипостась Три­мурти, воспринимается первопричиной мира без заметной роли в культе индуизма.

К специфике индуизма относят пересечение религиозного и фило­софского. Своеобразны пространственно-временные характеристики Все­ленной: единица космического времени - «день Брахмы» - равен 4320 млн. астрономических лет. Центральное место философской концепции индуиз­ма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслу­гами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью культа является связь с объектами, снимающая противопоставление индивидуаль­ной души (атман) мировой (Брахман). В высокоразвитом сознании индиви­да противопоставление Пракрита (природы) Пуруше (духовному образу Вселенной) тоже должно исчезнуть. Согласно религиозно-философским представлениям настоящее лишь условие последующих перерождений, важно следовать детальной регламентации поведения каждого индивида и группы (касты).

В XIX - XX веках предпринимается попытка реформирования индуизма в контексте переосмысления места индийской культуры в общечеловеческой и борьбы за национальную независимость. Индийские мыслители стремятся преодолеть идолопоклонство, политеизм, избавиться от кастовой системы, неравноправия женщин, утвердить здравый смысл в отношении к обычаям и традициям. Наиболее успешно проводили новое в связи с традицией Рамакришна, Парамахамса (1836-1886 гг.) и его ученик Свами Вивекананда (1863 – 1902 гг.), возглавивший неоиндуистскую органи­зацию «Миссия Рамахришны». Отстаивая мысль об истинности и непроти­воречивости всех религий. Вивекананда утверждал приоритет индийской культуры (и индуизма) в духовно-нравственном совершенствовании чело­века и признавал первенство Европы в покорении внешней природы. «Миссия Рамакришны» как всемирная организация (с 1897 г.) распростра­няет идеи неоиндуизма во многих странах мира, а индуизм в Индии про­должает играть значительную роль как господствующая по количеству по­следователей религия, объединяющая религиозную и этническую общно­сти в этноконфессиональную. Во второй половине XX века обострилось противостояние индуистской и мусульманской общин (мусульмане состав­ляют 11% населения страны).

 

Вероучения и обряды – основа буддистской культуры

Своеобразие культуры буддизма состоит в церемониальном исполнении буддистских праздников, обычаев и обрядов.

Цагалган (цагансара, т.е. – белый месяц) – один из почитаемых праздников ламаизма. Он посвящается началу нового года, согласно старинному монгольскому (лунному) календарю.

         В течение 16 дней этого праздника проводятся несколько обрядов, посвящённых «Двенадцати чудесам Будды». Большинство этих обрядов связаны с ожиданием появления Лхамо - главной помощницы владыки ада Эрликхана.

         Ламами (буддийскими священниками) в присутствии верующих торжественно разрубается на 12 частей слепленная из теста фигурка обнажённого человека (линга), олицетворяющая врагов веры. Ламы сооружают из дерева, бумаги и теста некое подобие увен­чанного черепом огромного наконечника стрелы (дугжуба или сор) и под пение молитв бросают его в подо­жженный соломенный шалаш, что, согласно вере,  должно при­вести к уничтожению врагов веры.

Круговращение Майдари или Майдри-хурал - самый пышный из праздников ламоизма. Обычно он протекает при большом скоплении верующих; проведе­ние этого праздника должно ус­корить приход грядущего Буд­ды на землю и установление им счастливой и радостной жизни. Праздник проводится в летние месяцы, в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи во­круг дацана. В центре процессии находится колесница с по­золоченным крупным изображением Майдари, священны­ми книгами, курительными свечами, кадильницами и т. п. Колесница окружена музыкантами дацанского оркестра с  голосами огромных труб (ухыр-бурэ).

Процессию охраняют вооруженные нагайками ламы - к колеснице ве­рующих приближаться нельзя. Каждый из верующих ос­тавляет в дацане какое-нибудь приношение - деньги, одеж­ду, продукты, которые вечером будут разделены между мо­нахами.

В буддизме до нынешних времён осталась вера в талисманы. Бу (талисман) носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний - для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти. Сло­женный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу - маленькая статуэт­ка Будды или часть одежды «живого бога», которая  носится на шее в деревянном или серебряном, украшенном чекан­кой футлярчике. После обряда, совершаемого при присво­ении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые дол­жны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Один из распространённых обрядов в буддизме является Дзул-хурал – «святильный обряд», совершаемый по­здней осенью. Он сочетает в себе буддийское учение о пе­рерождении с первобытным культом животных и культом предков.

Дацанские храмы освещаются снаружи и изнутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются за случаи плохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосиль­ная работа животных  - тяж­кие грехи, вызывающие дурное перерождение. В каж­дом домашнем животном, по ламаистским представлени­ям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими.

Найдани-хурал - обряд, посвященный отшельникам (найданам), возве­денным в ранг божеств. Совершается также осенью. Выве­шивая изображения найданов, ламы расска­зывают верующим, что найданы были когда-то мирскими людьми, но, уйдя в отшельничество, заслужили спасение. Обряд Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным пе­рерождениям.

Обо - обряд, совершаемый обычно летом, перед на­чалом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на верши­не холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие чи­тают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов – «хозяев местности». На камнях оставляют жертву - пищу, монеты, шелковые платки (хадаки). Особенно усиленно молятся во время обо в засуху, так как, по уверению лам, дождь посылается «хозяевами местности». Во время проведения обо нередко забивают скот.

Буддисты иногда соблюдают близкий к обо обряда - обряд усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу – «хозяину воды». Для увеличения улова рыбы на специаль­но сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой.

В буддизме также почитается поклонение святым местам. В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются свя­щенные места, к которым верующие совершают паломни­чества. Особенно славится гора Аршан в Бурятии и Алханай в Читинской области. Принято считать, что магиче­скую целебную помощь оказывают источники (аршаны), а также скалы и камни необычной формы. Часто у святых мест ищут по­мощи от бесплодия, хронических болезней и других недугов.

В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с по­лочкой перед ним – это семейный алтарь. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие, писанные на полот­не, шелку или дереве иконы, лежат различные священные предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жерт­воприношений, курильные свечи, цветы.

Молитвы, обращенные к бодхисатвам (или бодхисаттва - букв, «существо, стремящееся к просветлению». В буд­дийской религии - человек (или какое-либо другое суще­ство), который принял решение стать буддой.  Принятие такого решения связано со стремлением выйти из беско­нечности перерождений и спасти все живые существа от страданий. Кроме молитв, верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. С по­мощью специальных четок желающие могли вести счет про­изнесенным молитвам и заклинаниям. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и от­давали идущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его благочестии.

Наряду с этим ламаизм использовал убыстрение молит­вы. В так называемые хурдэ (полые, обычно металличе­ские, цилиндры) закладываются молитвенные тексты. Ци­линдры бывают самых различных размеров: диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дно цилиндра пропущена ось, во­круг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов.

Любое событие в жизни верующего буддиста заставляет его обращаться за советом к ламе - зурхачину, т. е. гадателю-астрологу. Отсюда и популярны обряды гадания - гурумы и абаралы.  Зурхачин указывает верующему, какие обря­ды и заклинания надо провести, чтобы успешно перекоче­вать на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника.

В менее ответственных случаях гадают по трещинам, об­разующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо). Когда установлена причина болезни, кражи, стихийного бед­ствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин или гурумчин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд — гурум или абарал. Особенно много гурумов связано с пред­ставлением о злых духах как причине болезни и смерти че­ловека, падежа скота и других несчастьях. Одним из популярных гурумов является аминзолик, дорогостоящий обряд гадания, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного. Затем путем заклинаний загонял туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум требовал сооружения на специальном сто­лике из теста или глины изображений людей или живот­ных, которым надо оказать помощь. Они окружены огра­дой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи. Во время гурума «ухедэл дараха» ламы ловят чертей и могут даже победить смерть.

Многие буддийские обряды связаны с представлением о том, что сча­стье — нечто полуматериальное, могущее быть приданным или отторгнутым от данного дома. Для удержания счастья в доме при удалении из него части имущества (при прода­же скота, молока и т. д.) верующие оставляют в доме части­цу удаляемого - клок шерсти овцы, несколько капель мо­лока, проливаемых на пол.

Своеобразны у буддистов и похоронные обряды. К умирающему должен быть при­глашен лама для совершения обряда напутствия – зурдайн - судур, во время которого лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, расставшись с телом.

После смерти человека лама смазывает макушку покой­ника особой мазью (пузей), которая дает душе возможность выйти через смазанное место, облегчает душе дорогу для нового перерождения. Родственники умеряющего  заранее узна­ют у зурхачина, кто может готовить покойника к погребе­нию, какие хуралы следует отслужить, в какой день хоро­нить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье.

После похорон проводятся очиститель­ные обряды, молитвы и обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы «обеспечить» умершему хорошее перерож­дение.


Далее читайте:

Николай Дик (авторская страница).

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Католические монашеские ордена (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Православные деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС