Николай Дик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >

ссылка на XPOHOC

Николай Дик

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Дик

Культура и традиции мировых религий

Учебное пособие

ГЛАВА 4

Культура и вероисповедание ислама

Ислам (с араб. покорность, верность Богу) самая молодая по времени возникновения, уступающая лишь христианству по числу последова­телей мировая религия. Ислам выступает как социокультурное явление и (влиятельная политическая сила.

Как ни очевидны различия ислама и христианства на уровнях вероучения и (особенно) религиозности, в сравнении с религиями Индии, Китая, Японии ислам типологически ближе к христианству.

Рекомендации преподавателю:

·       Изложение теоретического материала учителем должно быть этическим по форме, чтобы не оскорбить религиозные чувства учащихся данного классного коллектива, если в нём находятся подростки разных национальностей или приверженцы различных религий.

·       Приведённый ниже фактический материал желательно преподносить обучающимся в доступной форме, учитывая возрастные особенности конкретного классного коллектива или учебной группы.

·       Теоретический материал может быть использован для проведения классных часов, бесед с учащимися или в качестве дополнительного материала при изучении истории, МХК, факультативных курсов или учебных предметов религиозной направленности.

 

Кто такой Мухаммед

Мухаммед – основоположник мусульманства.

Население Аравийского полуострова до Мухаммеда - или эпохи джахилийи - было языческим, точнее, в переводе с арабского термина - невежественным, необузданным, жестоким.

В III -IV веках появляются элементы общеаравийского культа. Особое значение имеет храм Кааба близ Мекки, его коллективным хранителем становится племя курейшитов. Область Мекки превращается в священную, заповедную. Еже­годно аравитяне совершали хадж (паломничество) в Мекку. В Южной Ара­вии примерно в V-VI веках появились ханифы, поклоняющиеся единому Богу без собственного имени. Аравитяне рано познакомились с иудаизмом и христианством. Часть родовой знати обратилась в иудаизм и христианст­во монофизитского направления. Из Ирана в Аравию проникали зороаст­ризм и манихейство. Зародившийся в VII веке ислам максимально связан с предшествующим культурным развитием аравийских этносов. Многое из использованного Мухаммедом и его последователями было элементами духовной культуры народов аравийского полуострова.

Основатель ислама Мухаммед (570-632 гг.) родился в Мекке и при­надлежал к роду курейш. Его родители умерли рано. Мухаммед вынужден­но приобщился к труду взрослых, пас овец, сопровождал торговые карава­ны. Женился на богатой вдове Хадидже, которая была для него не только любимой женой, но и верной подругой, опорой жизни.

Мухаммед был благочестивым последователем древних верований. Дар пророчества, согласно утверждениям мусульманских историков, у него проявился во сне и первым человеком, поверившим в него как в пророка, была Хадиджа. Начало открытой проповеди относят к 610 году. Мухаммед распространяет свой взгляд на новую религию, выдвигает оригинальную систему ценностей, убеждает окружающих в том, что он последний по - времени пророк, В 619 году он теряет самых близких людей: покровителя и дядю Абу Талиба и жену Хадиджу. В 622 году Мухаммед и его сподвиж­ники переезжают в город Ясриб (будущая Медина). Так состоялась хиджра (переселение), с нее ведет отсчет мусульманское летосчисление. Проповедь в Ясрибе стала более успешной, мусульмане были провозглашены Мухам­медом в качестве надплеменной общности. В открытой борьбе с Меккой Мухаммед выходит победителем - в 630 году войска мусульман вошли в город. С падением Мекки большинство племен приняло ислам. После смерти Мухаммеда руководители общины стали избираться. Первые четыре ха­лифа в мусульманской традиции называются «праведными».

 

От Карана до Сунны – источники вероучения ислама

Коран (араб, чтение) - главная священная книга мусульман. Со­гласно традиции Коран представляет собой слово Аллаха, копию оригина­ла, хранимого на небесах. Коран продиктован Мухаммеду на «чистом араб­ском языке». Историки считают, что первые письменные версии Корана появились вскоре после смерти Мухаммеда. По указанию третьего халифа Османа был создан сводный текст Корана, который вытеснил иные списки. Канонизация Корана продолжалась до X века.

Текст Корана состоит из 114 сур (глав), расположенных по формальному признаку в порядке убываю­щей долготы. Суры состоят из айятов (араб, чудо) - стихов. Суры имеют собственные названия. Вторая сура («Корова») самая длинная: состоит из 286 айятов, заключительная («Люди») - из шести. Большая часть текста содержит обращения Аллаха через Мухаммеда к последователям и против­никам ислама. Аллах предстает в Коране единым Богам, творцом мироздания и первопричиной всего существующего. Значительная часть Корана посвящена вольному изложению известных по Библии сюжетов. Стиль Ко­рана считается непревзойденным и неповторимым.

Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб, обычай) - изложение жизненного пути Мухаммеда, образец жизни каждого мусульманина. Главный элемент Сунны - хадис (араб, из­вестие). Многочисленные хадисы освещают догматы и культ ислама, жизнеописания пророка, содержат предсказания, особое место занимают слова Аллаха. Составлены сотни томов комментариев к хадисам.

Основные догматы ислама - их пять - исходят из содержания Ко­рана.

Первый - последовательное единобожие (таухид).

Второй – вера в правосудие Аллаха (адл).

Третий - признание пророческой миссии Мухаммеда (нубуева). Мухаммед считается последним из множества пророков, приносивших людям слово Бога.

Четвертый - вера в воскресение, суд Бога и загробный мир (рай и ад).

Пятый посвящен имамату - халифату.

 Как и в христианстве, интерпретация догматов менялась в соответствии с требова­ниями времени. С раннего ислама сложились пять основных принципов вероучения, предписаний мусульманину.

Первая обязанность выражается в формуле «нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха».

Второе предписание - мусульманская молитва. Каждый мусульманин дол­жен совершать молитву пять раз в день (с рассвета и до наступления тем­ноты).

Третья обязанность состоит в соблюдении поста в месяц рамадан по мусульманскому (лунному) календарю. В дневное время суток мусульма­нин должен воздерживаться от еды и питья. Предусматривается освобож­дение от поста детей, больных, престарелых, беременных и кормящих и тех, кто не может соблюдать его по объективным причинам.

 Четвертой обязанностью является налог в пользу нуждающихся. Кроме обязательного закята существует садака - добровольная милостыня нуждающимся.

Пятая обязанность - паломничество в Мекку (хадж). Совершивший обряд полу­чает почетное звание «хаджи».

В исламе есть религиозные праздники. Два являются каноническими, составными частями обрядов паломничества и поста.

Первый - великий праздник жертвоприношения (тюрке, курбан-байрам). Отмечается в последний день хаджа и продолжается три - четыре дня. Наряду с паломниками в Мекке, праздник отмечается всеми мусуль­манами.

Второй праздник (тюрке, ураза-байрам) посвящен завершению поста. Оба праздника включают специальную молитву, посещение могил предков, подарки, милостыни и обильную трапезу. К мусульманским праздникам также относят пятницу, священный день в исламе, и два свя­занных с жизнью пророка: праздники рождения и вознесения.

В исламе существует ряд пищевых запретов, в общей форме изло­женных в Коране (мертвечина, кровь, мясо свиньи; мясо, освященное име­нем других богов, удавленное животное и другое). Запреты на употребле­ние в пищу мертвечины и крови широко распространены. Мясо свиньи за­прещено, как отмечают востоковеды, из-за отсутствия свиней среди до­машних животных кочевников и их распространенности в живности у оседлых народов. Шариат порицает, но не запрещает полностью употреб­ление в пищу мяса осла, мула, а также конины. Арабы, персы, турки не едят конину и не пьют кумыса. У народов с развитым коневодством - та­тар, казахов, киргизов, башкир - это предписание игнорируется. Мусуль­манам запрещено употреблять спиртные напитки: по шариату пьянство наказывается публичной поркой. Интересно, что алкоголь в чистом виде впервые выделили арабы. Почему и как возник «сухой закон» среди арабов-мусульман - народа, умеющего производить вино и потребляющего его (что отразилось и в Коране)? Среди версий наиболее распространены забота о здоровье и нравственности верующих, а также стремление строго соблюдать обрядность и успешно участвовать в джихаде. Впрочем, у данной версии есть контраргументы.

Суннизм запрещает изображать людей и животных. Изобразитель­ное искусство в мусульманских странах знает лишь орнамент и каллигра­фию. Это предписание обосновывается правом Аллаха на создание форм всего живого. Запрет на ростовщичество и азартные игры проистекает со времен джахилийи и, видимо, преследует социально-нравственные цели.

Если изложенные выше запреты так или иначе нарушались и на­рушаются мусульманами, то обряд обрезания (араб.суннат) стал чуть ли не высшим критерием мусульманства и этнокультурным атрибутом мусуль­манских народов. Обрезание - древняя традиция многих народов и рели­гий, но неизвестная Корану - видимо, у арабов он был общепринятым пле­менным обрядом перехода от детства к зрелости (инициация). В исламе возраст мальчиков, над которыми совершается обряд, строго не определен. Обрезание - личный и семейный праздник со своими атрибутами: одежда обрезаемого, подарки ему, угощение для гостей. У некоторых мусульман в странах Африки практикуется обрезание женщин.

Мусульманский погребальный обряд сохранил многое из домусульманских этнических традиций. Согласно преданию, Мухаммед реко­мендовал спешить хоронить своих мертвых: праведники скорее попадут в рай, а от порочных быстрее освободятся правоверные. Памятников на мо­гиле обычно не ставят, о чем оговаривается в одном из хадисов. Востоко­веды считают, что эта традиция восходит к бедуинам, которые не знали специальных кладбищ. Ислам принял переосмысленный обычай кочевни­ков приносить в жертву скот во время поминок по умершему.

 

Мусульманские праздники и обряды

Это особые праздники ислама. Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому ка­лендарю. Мусульманский календарь - лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по пре­данию, переселился из Мекки в Медину. Мусульманский год распадается на 12 месяцев, которые носят названия: мухаррем, сафар, раби аль-авваль, раби ас-сани, джумада аль-авваль, джумада ас-сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджжа.

В шести месяцах по 30 дней, в остальных шести — по 29. Год лунного календаря, таким образом, на 11 дней меньше года, определяемого по солнечному календарю.

Мусульман­ские же праздники по отношению к солнечному календа­рю каждый год начинаются на 11 дней раньше, чем в пре­дыдущем году.

Главными, наиболее значимыми для мусуль­ман считаются Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Еженедельный праздничный день мусульман - пятни­ца. В то же время последователи отдельных направлений в исламе (к примеру, мусульмане-шииты) отмечают соб­ственные праздники и исполняют специфические обряды.

К мусульманским нередко причисляют и праздники, не имеющие прямого отношения к исламу, но отмечающиеся в странах распространения этой религии. Так, отмечают праздник весеннего равноденствия – Навруз. Это один из наиболее яр­ких и красочных праздников, дошедший до нас из глубины веков, приходится на 21-22, иногда - 23 марта - по григо­рианскому календарю.

Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начи­наются с появлением бутонов первых весенних цветов. Группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по улицам и распе­вать песни, посвященные наступлению весны. Их называ­ют «гулгардони» (с перс. – «ношение цветов»). Пос­ле шествия люди начинают готовиться к Наврузу. Убирают дома, готовят праздничные кушанья, шьют себе новые яр­кие одежды, которые надевают в ночь перед праздником. Есть и специальное ритуальное лакомство — суманак (со­лодовая халва).

В ярко освещенном доме на­крывают специальный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь блюд, название которых на фар­си начинается с буквы «син» - проращенные зерна, чес­нок, яблоко, уксус, барбарис, дикая маслина, шпинат. На стол ставят также зеркало, по обе стороны от него - канде­лябры, в которых зажигают свечи, число их должно соот­ветствовать числу членов семьи. На столе непременно: хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зеленый лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, петух, рыба, молоко, сыр.

Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом. Свечи, зажженные на столе, должны догореть, и на них нельзя дуть, чтобы не укоротить жизнь кого-либо из чле­нов семьи.

Повсюду, где распространен ислам, широко отмечается праздник жертвоприношения - Курбан-байрам. Он праз­днуется через 70 дней после окончания поста — Уразы. День жертвоприношения связывается с трансформированной в исламе библейской легендой о пророке Аврааме (Ибраги­ме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (Исмаила). Но бог послал ангела с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом событии каждый право­верный мусульманин обязан принести жертву (курбан) все­вышнему, т. е. зарезать овцу, корову или верблюда.

Верующие ревностно выполняют это требование. Ведь, согласно поучениям духовенства, тот, кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай. В праздник мусульманин, имеющий средства на покуп­ку животного, приносит в жертву: один человек - барана, овцу или козу; до 10 человек вместе (т. е. вскладчину) - одну голову крупного рогатого скота или верблюда. (Жи­вотное должно быть установленного возраста - однолетка). По шариату, баран, овца или коза может быть заколота за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а вер­блюд - за десятерых. Если жертва приносится по обету (на­пример, о рождении сына) или в знак покаяния за грехов­ные действия, то все мясо жертвенного животного раздает­ся неимущим. В обычных условиях треть мяса идет на празд­ничную трапезу семьи, а остальное раздается. Последнее означает или прямую раздачу кусков сырого мяса бедня­кам, или их кормление за своим столом блюдами из жерт­венного мяса, чтобы в праздник не было голодных. Риту­альное закалывание животных происходит как в первый, так и в последующие дни праздника, но оставлять мясо на послепраздничные дни запрещено.

За двадцать дней до наступления праздника не полагается весе­литься, устраивать торжественных угощений, надевать но­вые одежды, стричься и т. д. Накануне праздника пекут ри­туальные хлебцы.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся разнооб­разные блюда, прежде всего, мясные. Курбан-байрам про­должается три дня. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.

Ураза-байрам - второй по значению праздник ислама, который называ­ют еще и малым (большой - Курбан-байрам). Праздник окончания поста приходится на начало следующего за ра­маданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульман­ского лунного календаря), и называется ид аль-фитр - празд­ник фитр. Из названия этого религиозного праздника сле­дует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обя­зан внести представителю духовенства фитр, т. е. подно­шение, состоящее обычно из пищевых продуктов или де­нег, а подчас и то, и другое.

Праздник длится три дня, со­провождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В истинном исламе во время этого праздника верую­щий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбы­вать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (Закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую жив­ность.

Обряд праздника заключается в специальной общей мо­литве, за которой следует праздничная трапеза, затягиваю­щаяся на много часов. В эти дни посещают родственников и друзей, обмениваются подарками. Празднично одетые семьи выходят на прогулку. Обязательна раздача милосты­ни беднякам.

Традиционно считается необходимым посетить могилы прямых предков и родственников. Люди, в основном жен­щины, много времени проводят на кладбищах. В арабских странах на кладбище нищим раздают главным образом хлеб, зеленые и черные оливки.

Лейлят аль-кадр – торжественный мусульманский праздник ночи предопределений. Три последние ночи поста в месяц рамадан мусульмане отмечают особенно торжественно. Наиболее почитаемая ночь - это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т. е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшеству­ющие празднику разговенья, называются ночами бодрство­вания, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола Господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо, и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лёт пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои «определения», т. е. ука­зания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдель­ным людям, в частности.

Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если сумеют услышать, увидеть или распознать их, получают благорасположения высших сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидете­лями хотя бы одного знамения для того, чтобы заслужить к себе внимание могуще­ственных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повли­яли на их судьбу.

Своеобразие этого праздника заключается в том, что он отмечается на фоне воздержания от еды и питья в течение всего светового дня поста рамадан. Следовательно, это ноч­ные праздники с разнообразными и вкусными кушаньями после дневного поста с томительным ожиданием вечера.

Не мене почитаем в исламе и праздник Мирадж. Он посвящен памяти чудесного ночного пу­тешествия пророка Мухаммеда на быстром коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесе­нию его на небо, случившемуся 27-го числа месяца раджаб.

Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана свя­тость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание святых мест этого города. В 27-ю ночь месяца раджаба про­рок Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иеру­салим, а оттуда - к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы; во время нее Мухаммед из­рек 99 тысяч слов. Все это, гласит предание, произошло мгновенно -  из случайно опрокину­того сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды.

Это предание, как и сам праздник, весьма популярно сре­ди мусульман, но в разных мусульманских странах празд­ник имеет свои ритуалы его проведения: с постом в тече­ние дня и праздничной вечерней трапезой или без воздер­жания от еды и питья днем.

Праздник Мавлюд ан - Наби установлен в честь для рождения пророка Му­хаммеда. Отмечается он 12 числа лунного месяца - раби аль- авваля. Впервые был объявлен официальным праздником в XVII в. в Османской Империи. До сих пор приверженцы чистого ислама отвергают его как нововведение, противо­речащее букве и духу ислама.

Мавлюд ан - Наби широко празднуется в Сирии, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. В Пакистане он является официальным праздником, отмечаемым в течение трех нерабочих дней. Праздник сопровождается молитва­ми и проповедями в мечетях, чтением вслух стихов, вос­хваляющих Мухаммеда, обязательной раздачей милостыни неимущим и праздничными угощениями.

Особое место в исламе занимает рамадан. Большой пост в течение месяца рамадан (рамазан) обя­зателен для всех взрослых, здоровых и ритуально чистых мусульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламе не сво­дится только к поддержанию чистоты и опрятности, но оз­начает освобождение от всего оскверненного. От поста ос­вобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые, те, кто занят на тяжелых работах, уча­ствует в военных действиях, путешествует и т. д.

Поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть и пить разрешено. Но от зари и до заката, помимо при­нятия пищи и супружеской близости, запрещаются куре­ние, вдыхание ароматных запахов и некоторых традиционных медицинских процедур. Вечером же, после заката, постящийся должен принять фатур - легкую пищу, вторая еда - сахур принимается перед возобновлением по­ста на заре.

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва - одна из основных обязанностей верующих в исламе. Перед на­мазом совершается ритуальное омовение - тахара.

Первая, утренняя молитва состоит из двух рак-атов (т. е. поклоне­ний); вторая, полуденная - из четырех; третья - во второй половине дня до заката солнца из четырех рак-атов; чет­вертая - при заходе солнца - из трех и пятая - в начале ночи - из трех рак-атов. В месяц рамадан введена особая молитва, совершаемая после проведенного днем поста.

Молитва может быть прочитана где угодно, за исключе­нием нечистых мест (отхожие места, бойни и т. п.). Во всех случаях молящийся должен повернуться лицом в сторону Мекки.

Во всём мусульманском мире известен Суннат - обряд обрезания крайней плоти, которо­му подвергаются мальчики в 7-10 лет. Само происхожде­ние слова «суннат» говорит о том, что обряд относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной – особым дополнением и разъяснением Корана. Среди мусульман широко распространено мнение, что сун­нат полезен и даже необходим мужчине, целесообразен в гигиеническом отношении. Этот обряд рассматривается также как важная черта, характеризующая национально-религиозную принадлежность.

В мусульманских странах брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответ­ствующих обрядов, освящен именем аллаха. Такой религи­озный свадебный обряд называется никах. Вступающие в брак, их родители, ближайшие родственники приглаша­ют муллу, который совершает обряд никах, т. е. читает со­ответствующие суры Корана, спрашивает, согласны ли сто­роны вступить в брак. При этом молчание женщины при­нимается за ее полное согласие. Совершая никах, мулла читает обычно четвертую суру Корана, которая называется «Женщины». В суре подчеркнуто право мужчины на мно­гоженство, на одностороннее расторжение брака, на при­менение наказаний, но осуждается излишняя жестокость мужа к жене, оговариваются имущественные права женщи­ны - на приданое, на наследство.

Джиназы - мусульманский погребальный обряд. Тело покойного у мусульман обычно предают земле в течение 24 часов после смерти.

В первоначальном исламе отношение к погребению было предельно простым. Это шло от кочевнических традиций. Бедуины не знали специальных кладбищ. Покойного про­сто закапывали в землю, не ставя даже надмогильных кам­ней. Когда хоронили героя, то в знак уважения к нему на месте погребения убивали верблюда: больше туда никто не возвращался, и скоро исчезали все следы захоронения.

В настоящее время чаще всего тело покойного обмывают, натирают благовониями, ра­створом камфары, заворачивают в саван (кафан) из белого полотна, также пропитанного ароматическими вещества­ми. Саван завязывается у головы и ног. Гроб или погребаль­ные носилки накрывают черным покрывалом и несут голо­вой вперед. Траурная процессия обычно не останавливает­ся у мечети и следует прямо на кладбище. Перед захороне­нием мулла читает молитву, как правило, — это сура 36, называемая «Йа-син».

Покойника кладут в могиле по-разному, исходя из мест­ных народных обычаев. Но если хоронят в гробу, тело дол­жно лежать либо головой, либо правым боком к Мекке. Если хоронят в саване, то слегка присаживают в нише, вырытой в боковой стенке могилы: лицо при этом должно быть об­ращено к Мекке.

Обычай приносить в жертву скот во время поминок сохранился в исламе. По мусульманским поверьям, жертвоприношение искупает мелкие грехи покойного, т. к. мясо убитого скота распределяют между бедняками.

В наши дни, в большинстве случаев, после похорон устраиваются обильные угощения для всех присутствующих (поминки). Отмечаются поминками также на седьмой, сороковой дни  и годовщина смерти.

Ашура (шахсей-вахсей) - день скорби у мусульман-шиитов. Суть его в траурных религиозных церемониях, совершаемых в десятый день месяца мухаррема. Этот день скорби установлен в память о «мученической кончине» имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. В этот день истинные мусульмане, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязани­ем, бичуют себя, наносят себе увечья в память о мучени­ческой кончине Хусейна.

 

Мусульманское право или шариат?

Шариат (от араб, шариа - правильный путь, закон) является уче­нием об исламском образе жизни, закрепленном в Коране и Сунне. Суще­ствует и второй нормативный термин - фикх (араб, знание, понимание) -которым обозначают мусульманскую теорию и практику права. Складыва­ние основных понятий мусульманского права относят к VIII - первой поло­вине IX вв. Ранние мусульманские правоведы разработали принципы кияс (суждение по аналогии) и иджма (решение авторитетных лиц). Эти прин­ципы признаются многими мусульманскими правоведами каноническим источником права.

В X веке сложилось мусульманское правоведение. В суннитском законоведении известны четыре школы - мазхабы (араб, путь, образ дейст­вий). Возникновение мазхаба ханифитов связывают с деятельностью Абу Ханифы (Ирак, VIII век). Основополагающим источником права признает­ся Коран. Ханифизм широко используют иджму и кияс, допускает обычное (местное доисламское) право. Ханифизм продолжает удерживать позиции в раде мусульманских стран. Его придерживается большинство мусульман стран бывшего СНГ.

Маликитский мазхаб (основан Маликом бен Анасом - Мекка, VIII век) отдает предпочтение нормам права раннего ислама. Главными источ­никами признаются Коран и Сунна, используется иджма и - в меньшей степени, чем ханифитами - кияс. Последователи школы маликитов прожи­вают в Африке.

Шафиитский мазхаб получил название от имени Мухамме­да аш - Шафии (VIII - IX века). Мазхаб считают упрощенным, с заимство­ваниями у маликитов и ханифитов. Он занимает прочные позиции в ряде мусульманских стран Африки и Азии.

Ханбалитский мазхаб (Ахмед ибн Ханбаль, IX век, Багдад) возник как религиозно-политическое движение, позднее ставшее религиозно-правовой школой.

В шиизме есть свои религиозно-правовые школы. Исламская концепция войны и мира отразилась в учении о джихаде (араб. старание, напряжение усилий). Джихад - одна из главных обязанно­стей мусульман, - по мнению теоретиков ислама, является борьбой за веру с военными или невоенными действиями. Борцам за веру - муджахидам - гарантируется рай.


Далее читайте:

Николай Дик (авторская страница).

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Католические монашеские ордена (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Православные деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС