Л.Г. Дейч
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >

ссылка на XPOHOC

Л.Г. Дейч

1926 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Л.Г. Дейч

Священник Георгий Гапон

Дейч Лев Григорьевич

V.

Свел Гапона с партией с.-р. тот самый инженер П. Рутенберг, у которого так своевременно оказались в кармане ножницы. Несмотря на уверенность Гапона в своих способностях подчинять себе других, он в действительности в течение всей его жизни находился под чьим-либо влиянием. Когда он очутился за границей, ему, в сущности, было совершенно безразлично, кем ни называться — социал-демократом, социалистом-революционером, — до того он ни в чем не разбирался, ничего не знал и не понимал. Попав сразу к Г. В. Плеханову и, благодаря этому, увидев себя окруженным социал-демократами, Гапон в тот момент, по всей вероятности, искренним образом признал себя приверженцем нашей партии. Но стоило ему вновь встретиться с предусмотрительным человеком, носившим с собой, на всякий случай, ножницы, как это обстоятельство должно было в его глазах перевесить другие, столь же крупные преимущества, бывшие, по его мнению, на стороне социал-демократов. Несомненно, что по своей подготовке, а также и по настроению Гапон больше всего подходил тогда к социалистам-революционерам. Известно, что все члены этой партии основывали свою программу, главным образом, на чувствах справедливости, сострадания и т. п.; поэтому Гапону легко было понять их без особого умственного напряжения. Готовности же на самопожертвование и решимости на смелый поступок, после всего испытанного им 9-го января, у него, по приезде за границу, было в достаточной степени.

Судя по некоторым данным, социалисты-революционеры также были очень довольны Гапоном, по крайней мере, в первое время. Они придавали ему неизмеримо большее значение, чем он заслуживал. Между прочим Гапон сообщил мне, как они возили его в Париж представлять Клемансо и Жоресу. По его словам, эти известные политические деятели советовали ему нигде публично не выступать, чтобы не ронять своего престижа. Не знаю, какие цели преследовали социалисты-революционеры, представляя Гапона названным лидерам крайних французских партий, — судя по его сообщению, эта встреча не принесла им никаких существенных результатов. В ответ на мой вопрос о впечатлении, произведенном на него Клемансо и Жоресом, он, помню, воскликнул:

— Удивительно крупные, выдающиеся люди!

Когда же я спросил, как мог он об этом заключить, не понимая ни слова по-французски, — беседа велась через переводчика, — Гапон заявил:

— Ну, ведь это и так видно.

Кроме «литературной деятельности», о которой я говорил выше, Гапоном было задумано за границей еще другое предприятие, вызвавшее различное к себе отношение со стороны социал-демократов и социалистов-революционеров. Я имею в виду созыв им за границей конференции всех оппозиционных и социалистических партий, действовавших тогда в России и имевших свои группы и кружки за границей.

Уже раньше, если не ошибаюсь, летом 1904 года, в Париже состоялась аналогичная конференция, в которой только социал-демократы отказались принять участие, не предвидя возможности, при разношерстном составе партий, прийти к сколько-нибудь серьезным результатам. Действительность оправдала этот скептицизм: выработанная конференцией платформа отличалась крайней непоследовательностью и скудностью, почему никого не удовлетворила; она не имела никаких практических последствий и вскоре затем была забыта даже самими ее инициаторами.

9-е января в сильнейшей степени подняло дух у всех, живших тогда за границей, возбудив надежды на близкое наступление в России крупных политических событий и перемен, что, как известно, впоследствии действительно и случилось. Многим тогда, в том числе и некоторым социал-демократам, казалось, что близится момент решительной борьбы за политическую свободу.

Приехав в это именно время за границу, Гапон стал усиленно агитировать, чтобы все русские оппозиционные фракции и партии объединились для выработки общих требований и единого способа деятельности. Не знаю, сам ли он набрел на эту мысль или ему ее кто-нибудь подсказал; скорее, думаю, последнее, хотя он-то, конечно, утверждал, что самостоятельно открыл ее, видя, мол, что все кругом действуют врозь и живут не в ладах. Ничего абсолютно не понимая в политических вопросах, нисколько не разбираясь в программах разных партий, Гапон представлял себе совершенно несущественными все разногласия. Поэтому ему казалось очень легкой задачей всех и все примирить и объединить, в особенности, если за это возьмется он, Георгий Гапон, приобретший всемирную известность.

— Ну, скажите, — спрашивал он с наивным недоумением, — ведь социал-демократы хотят, чтобы народ перестал бедствовать и получил свободу, и социалисты-революционеры того же желают, — так зачем же врозь идете?

Имея столь наивное представление о всех программных и тактических разногласиях, Гапон энергично принялся за объединение социал-демократов с социалистами-революционерами, с польской социалистической партией (P. P. S.) и даже с редактором «Освобождения» г. П. Струве.

В марте месяце того знаменательного года все находившиеся за границей и действовавшие в пределах нашей родины организации получили за подписью Георгия Гапона гектографированное воззвание, приглашавшее принять участие в имевшейся состояться, под его председательством, конференции.

За исключением с.-д. все остальные фракции, в том числе «бундовцы», сочувственно отнеслись к инициативе Гапона. «Меньшевикам» его популярность не представлялась достаточным основанием для того, чтобы он мог выступить в роли объединителя. Человек, чуть ли не накануне появившийся на политическом горизонте, к тому же не имевший никаких политических убеждений, брался за осуществление задачи, которая казалась неосуществимой лицам, давно участвовавшим в движении. Своим предложением Гапон как бы заявлял всем: «Ваши разногласия — сущие пустяки: я всех вас примирю и объединю».

Роль, которую брал на себя Гапон, казалась лишь следствием чрезмерного его самомнения. Социал-демократы не прочь были иметь его в своих рядах, но при условии, что он усвоит марксистское мировоззрение и не будет претендовать на роль большую той, на какую дадут ему право его знания и способности. При других условиях, уже тогда казалось, его громадное честолюбие может принести неисчислимый вред рабочему движению.

Не помню, как официально был нами мотивирован Гапону отказ принять участие в задуманной им конференции. Но мне передавали, что он пришел в негодование, когда прочитал ответ. Он будто бы воскликнул, что «уничтожит», чуть ли не «сметет» с лица русской земли всю социал-демократию, что свидетельствовало вновь о скромном его взгляде на свои силы и значение. Вообще, в первые месяцы своего пребывания за границей Гапон придерживался того убеждения, что с.-д.  партия существует благодаря лишь его милости и снисхождению. Так однажды он по какому-то поводу сказал в присутствии Г. В. Плеханова: «Стоит мне захотеть, и все рабочие отвернутся от социал-демократов», на что Плеханов с ироническим смехом заявил ему, что с.-д. партии не могли повредить Плеве с Зубатовым, ну, а уж «отца Георгия» ей и подавно не страшно.

 

Вернуться к оглавлению

Л.Г. Дейч. Священник Георгий Гапон. Из книги: Провокаторы и террор. Тула, 1926 г.

Далее читайте:

Дейч Лев Григорьевич (1855-1941), биографические материалы об авторе книги.

Гапон Георгий Аполлонович (1870-1906), биографические материалы о герое книги.

Гапон Георгий. История моей жизни. «Книга», Москва, 1990. (Вы можете стаже скачать файл в формате .FB2 для электронных книг - gapon-georgij_gapon.zip).

История моей жизни

Карелин А. Е. Девятое января и Гапон. Воспоминания. Записано со слов А. Е. Карелина. «Красная летопись», Петроград, 1922 год,  № 1.

С.А. Ан-ский. Мое знакомство с Г. Гапоном. С. А. Ан-ский (Семен Акимович Раппопорт). Собрание сочинений. Книгоиздательское Товарищество "Просвещение". С.-Петербург, 1911-1913, том 5. Из заграничных встреч.

Л. Г. Дейч. Священник Георгий Гапон. Из книги: Провокаторы и террор. Тула, 1926 г.

Рутенберг П.М. Убийство Гапона. Ленинград. 1925.

Чернов В.М. Личные воспоминания о Г.Гапоне.

Б.Савинков. Воспоминания террориста. Издательство "Пролетарий", Харьков. 1928 г. Часть II Глава I. Покушение на Дубасова и Дурново. XI. (О Гапоне).

Спиридович А. И. «Революционное движение в России». Выпуск 1-й, «Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия». С.-Петербург. 1914 г. Типография Штаба Отдельного Корпуса Жандармов. V. 1905 год. Гапоновское движение и его последствия. Третий партийный съезд. Конференция меньшевиков.

Маклаков В.А. Из воспоминаний. Издательство имени Чехова. Нью-Йорк 1954.  Глава двенадцатая.

Герасимов А.В. На лезвии с террористами. Воспоминания руководителей охранных отделений Вступ. статья, подгот. текста и коммент. З.И. Перегудовой. Т. 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. Глава 4. Герой «Красного воскресенья».

Э. Хлысталов Правда о священнике Гапоне "Слово"№ 4' 2002

Ф. Лурье Гапон и Зубатов.

Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II, 9 января 1905 г.

Революция в России 1905 - 1907 (хронологическая таблица).

Кто делал две революции 1917 года (биографический указатель).

Царские жандармы (сотрудники III отделения и Департамента полиции).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС