|
Повышение эффективности становления психомоторных функций
в процессе развития и обучения детей с помощью производственных ритмов
телесных усилий
Часть IV
4. Базовая роль низкокачественного ритма
произвольно-телесный усилий в психическом структуировании высококачественных
сенсо-моторных ритмов
Еще в начале ХХ столетия было замечено, что состояние покоя
организма, его расслабление способствует снижению эффективности
межсистемного (межорганного) его функционирования. И наоборот, включение
организма в ту, либо иную произвольную деятельность способствует росту
эффективности функциональной координации различных систем организма. Так,
Пипер (1912) выявил, что в самом начале произвольно-моторной деятельности
импульсы, исходящие из коры головного мозга, еще носили характер' "стрельбы
вразброд". По мере же повышения эффективности произвольной деятельности они
приобретали характер четко структуированного "залпообразного" строя (ритма).
Данное явление получило определение как врабатываемость центральной нервной
системы.
Учение о врабатываемости ЦНС в процессе произвольномоторной деятельности
получило свое определенное развитие в работах проф. М. Е. Маршака (1947). В
частности, им было вскрыто, что в процессе адаптации организма к
предъявленному ритму физических усилий наблюдается процесс четкой
реструктуризации вегетативных процессов в новые ритмические структуры. При
этом типичный для нового режима работы центральный ритм импульсов
устанавливался лишь спустя 2.5 - 3 минуты после начала произвольно-моторных
усилий. Необходимо заметить, что такие "навязанные" ритмы сохранялись
определенное время после прекращения отмеченных произвольных усилий. Более
того, при повторно предъявленных физических нагрузках ритм импульсов ЦНС
структуировался уже более короткий отрезок времени.
Кроме того, автором были также вскрыты некоторые закономерности
взаимоотношений между произвольными и вегетативными ритмами организма (на
примере анализа взаимоотношений ритма физических усилий и ритма дыхания). В
частности, в процессе врабатывания организма выявлялась закономерность
взаимной сонастройки ритма дыхания с ритмом произвольных усилий. Во-вторых,
вскрыта базовая роль темпа произвольных усилий в реорганизации ритма
дыхания. Втретьих, если ритм усилий продолжается определенное время, то
частота дыхания и частота усилий стремятся к установлению между собой
кратных соотношений (на начальных этапах это соотношение было как 1:2).
К сожалению, эти находки не получили должного звучания и дальнейшего
развития ни в фундаментально-физиологической, ни в
воспитательно-педагогической практике. В то же время эти данные дают
основания для следующих обобщений. Во-первых, произвольные усилия оставляют
глубокий след в организации нейродинамической цикличности вегетативных
процессов организма. Во-вторых, такой след наиболее глубок и устойчив тогда,
когда произвольные усилия структуированы в определенные ритмы. В-третьих,
ритмы произвольных усилий выступают системоорганизующим началом в
подключении "на себя" других циклических процессов вегетативной жизни
организма.
Данное обобщение, в свою очередь, выдвигает целый ряд новых проблемных
задач. Во-первых, отражаются ли и как общие низкочастотные произвольные
усилия на структуировании непроизвольной высокочастотной моторики, которая,
как известно, подведена под основу механихма функционирования органов
чувств, в т. ч. тонких произвольно-автоматических движений рук. Во-вторых,
Структуированы ли различные моторные ритмы организма в определенную
иерархическую целостность? В-третьих, какие ритмы произвольных усилий
являются ведущими, а какие - ведомыми?
Известно, что наиболее глубоко структуированной в моторном плане является
зрительно-поисковая моторная активность.
В этих условиях внутренний ритм органа зрения - это стратегия постоянного
непроизвольного и произвольного поиска в пространстве на основе как
высокочастотно сканирующих движений (с частотой моторных импульсов до 100 в
секунду), так и на основе управляемых волевым усилием движений (1-2 движения
в секунду).
Несмотря на то, что зрительная моторика является наиболее тонко и сложно
структуированным видом моторики, к счастью, она оказалась наиболее доступной
для объективных исследований (например, с помощью анализа структуры микро
движений глаз). Не случайно, что микродвижения глаз как раз и оказались
наиболее исследованными. Для нас важно то, что фундаментальные
закономерности зрительной моторики вполне могут быть адекватны и другим
видам непроизвольных сенсо-моторных ритмов в рамках целостного. организма.
Здесь необходимо особо подчеркнуть приоритет отечественных ученых в постановке столь тонких исследований, как изучение произвольной и непроизвольной зрительной моторики
(А. Л. Ярбус, 1965; Ю.Б. Гиппенрейтер, 1978 и др.).
Остановимся на некоторых фундаментальных выводах, полученных в итоге таких исследований и имеющих к выше поставленным задачам
определенное отношение.
В частности, одним из наиболее важных, на наш взгляд,
выводов известной школы проф. В. Д. Глезера (1985) является
установление факта, что простые и сложные рецептивные поля
зрительного анализатора в коре головного мозга "работают" в
режиме "решеток" пространственной фильтрации импульсов,
поступающих из зрительной системы. Понимание данного открытия чрезвычайно
важно, т. к. описанный механизм фильтрации есть не что иное, как механизм
отбора определенных сенсомоторных частот (ритмов).
Уже этот механизм делает неотделимым процесс восприятия (перцептивное) от
процесса мышления (психическое).
А поскольку речь идет о высших отражательных способностях коры головного
мозга, то здесь мы имеем дело с частотным сенсомоторным механизмом рождения
психического процесса.
Анализируя последовательность работы механизма принятия решений о форме -
МПРФ (а точнее механизма осознания
образа - МОО, - В. Ф. Базарный), Д. Митов (1982) вскрыл
чрезвычайно важную, с нашей точки зрения, следующую психофизиологическую
закономерность, проявляемую в процессе опознования образов. Человек
первоначально выделяет признаки, базирующиеся на низкочастотных компонентах,
и лишь только затем на высокочастотных. Вот почему при осознании образа
сперва включаются низкие частоты и только позже к ним подстраиваются
высокие. Последнее обусловлено в том числе и тем, что ответы зрительной
системы на стимулы с низкой пространственной частотой - импульсно-фазические,
а ответы на стимулы с высокой частотой - напряженно тонические
(Watson А. В., Nochmios J., 1972).
Эти фундаментальные психофизиологические данные дают нам основание для
следующего вывода. Только низкие частоты несут базовое информационное структуирование, с которыми связана работа механизма осознания образов (МОО).
Именно этим обстоятельством мы объясняем тот факт, почему даже значительное
запаздывание составляющих с высокой пространственной частотой принципиально
не сказывалось на восприятии форм. В то же время даже незначительное
запаздывание низкочастотных составляющих приводит к выраженным искажениям
воспринимаемых форм, т. е. резкому нарушению работы МОО. Эти данные
указывают на базовую роль в МОО той зрительной моторики, которая доступна и
управляема для импульсов произвольных усилий, являющихся по своей природе
низкочастотными.
Обобщение вышеприведенных данных фундаментальной психофизиологии позволило
нам выдвинуть следующую гипотезу.
Стратегия свободы психомоторных функций, базирующихся на высококачественных
сенсомоторных ритмах, обусловлена феноменом их сопряженной реструктуризации
с низкочастотными телесно-моторными произвольными ритмами-усилиями.
Согласно данной гипотезе, низкочастотные ритмы произвольных физических
усилий выступают центральным системоорганизирующим фактором в организации
любой психомоторной, в т. ч. тонкоординированной деятельности (речевой,
графической, психической и т. д.).
Для проверки данной гипотезы нами было выполнено следующее исследование.
У группы относительно здоровых 10-11 летних детей был проведен анализ
структуры непроизвольных микродвижений глаз при следующих режимах: сразу же
после пробуждения, после предъявления локализованного кистью ритма
произвольных усилий (письмо), после предъявления ритма произвольных усилий,
исходящих со стороны целостного организма (шаговый ритм) и, наконец, после
статически-напряженной нагрузки, исключающей ритмизацию произвольных усилий.
Анализ полученных данных (Рис. 2) выявил чрезвычайно важную закономерность.
После пробуждения моторная структура микродвижений глаз представляет собой
наиболее сложный разночастотный спектр с примерно равным распределением в
нем высоко-, средне-, низкочастотных составляющих амплитуд.
Это указывает на то, что данная сенсомоторная экспрессия отражает фоновую
непроизвольно-моторную поисковую готовность к автоматическому сканирующему
восприятию самых разнообразных метрических структур образов мира в свободном
пространстве.
В процессе же выполнения организмом произвольных физических усилий
происходит адекватное ритмическое реконструирование непроизвольной
зрительной моторики в основном в зоне средних и низких частот.
Рис. 2. Структура микродвижений глаза на фоне
различных телодвигательных режимов:
А. После сна.
Б. После импульсно-нажимного перьевого письма.
В. После шаговых усилий.
Г. После статически-напряженной нагрузки (письмо
шариковой ручкой).
При этом наиболее глубокая реорганизация непроизвольной
высокочастотной моторики выявляется при тех ритмах произвольных усилий,
которые исходят из целостного организма (ходьба, общие телесные физические
усилия и т. д.).
И, наконец, пролонгированно-напряженные произвольные усилия, не
организованные в ритмический строй, способствуют такому реструктуированию
непроизвольной микро-моторики, при которой в ней резко понижается мера
периодичности и определенности, т. е. информационного структуирования.
Анализ полученных данных позволил вскрыть еще и следующее. Во-первых,
продолжительность сохранения психомоторного "следа" со стороны произвольных
усилий в структуре непроизвольной высокочастотной моторики была прямо
пропорциональной мощности физических усилий, степени вовлеченности в них
различных мышечных групп, а также емкости и качеству ритмической структуры.
При прочих равных условиях "след" со стороны произвольных усилий В структуре
непроизвольной моторики был более продолжительным, если они осуществлялись в
состоянии общей моторно-координаторной и мышечно-тонической активации,
наблюдаемой в режиме телесной вертикали.
Более того, сам факт моторно-координаторной и мышечно-тонической активации
(в режиме телесной вертикали) является одним из фундаментальных условий для
взаимной сонастройки и синхронного взаимодействия самых различных
нейроэнергетических контуров организма (Рис. 3).
Рис.3. Уровень синхронизации различных
энергоинформационных контуров организма после многолетнего моторнозакрепощенного
("сидяче-слушающего") режима организации учебного процесса (А), а
также моторнораскрепощенной телесной вертикали (Б).
Это данные позволили нам сформулировать концептуальную формулу, определяющую
меру формирования психофизиологического потенциала в процессе развития
ребенка:
M = K * H * E * I, где
M - мера психофизиологического потенциала,
H - мощность произвольных физических усилий в процессе "обработки"
образа мира,
E - уровень вовлеченности телесно-мышечных групп,
I - уровень ритмизации произвольных усилий,
K - условный коэффициент.
Заметим, что здесь приведен лишь психофизиологический базис
рождения психического феномена. Завершающим же механизмом в строительстве
духовно-психического выступает слово. Однако оно всегда выступает как
завершающее звено, следующее только за произвольно-моторным действием.
К сожалению, отечественная дидактика построена на обратном принципе: "В
начале было слово...". Забывая, что оно вначале было только у Бога, но не у
смертного человека. Игнорирование же данного закона и привело уже к видовому
подрыву всей духовно-психической и физической конституции человека в эпоху
Просвещения.
Обобщение приведенных данных указывает на следующие основополагающие
принципы в организации и развитии психомоторной, В т. ч. психической
стратегии человека. Во-первых, все произвольные нейромоторные ритмы
организма сорганизованы в иерархическую структуру взаимосвязанных и
взаимозависимых контуров сенсор но-нервной энергии. Во-вторых,
фундаментальным системоорганизирующим фактором в таком иерархическом
структуировании непроизвольных нейромоторных ритмов выступают ритмы
произвольных телесных усилий.
В-третьих, одним из фундаментальных неспецифических механизмов гармонизации
между собой различных вегетативных ритмов организма выступает фоновый
мышечно-телесный тонус, активизируемый в режиме телесной вертикали.
Эти данные дают все основания сделать еще одно обобщение. Все возрастающий
из поколения в поколение бурный рост нарушений в психомоторной сфере детей и
подростков (различные проявления гиперкинезов, дизлексии, дизграфии и т. д.)
отражает падение на популяционном уровне базовой роли ритма
произвольно-телесных усилий, в т. ч. падения роли общей
моторно-координаторной и мышечно-тонической активности в информационном
структуировании высокочастотных сенсомоторных ритмов. И этот вывод дает все
основания утверждать, что падение психомоторных возможностей будет неуклонно
продолжаться на уровне популяции до тех пор, пока не будет реорганизован
традиционный образ школьной среды, который построен на основе
телесно-инактивизационной сидячей позы, на основе игнорирования физических
усилий в организации учебного процесса; а также все большего доминирования
чисто вербально-информационных принципов отрешенносхематического познания
мира.
Следовательно, для предотвращения дальнейшего уже начавшегося буквально
обвального процесса психомоторных расстройств среди новых поколений детей
уже по "жизненным" показателям целесообразно повсеместное построение
учебно-познавательного процесса на базе моторно-свободной телесной
вертикали, а также значительное расширение в образе жизни детей трудовых
рукотворческих начал, в т. ч. расширение плотности занятии физической
культурой.
Общие принципы организации учебного .процесса на основе телесно-моторной и
зрительно-поисковой свободы описаны нами отдельно как для
общеобразовательных школ, :гак и для школ коррекционного профиля (В. Ф.
Базарный, Л. П. Уфимцева, В. А. Гуров, Э. Я. Оладо, Т. П. Трубачева, Н. А.
Плахова,
Л. В. Koжуpeнко и т. д. (См.
раздел III из настоящей серии
изданий "Педагогика здорового развития").
В настоящей работе приведем некоторые приемы повышения
эффективности формирования психомоторных функций за
счет их подключения к ритмам телесных усилии. Причем они могут быть
использованы как в практике общей, так и коррекционной педагогики.
Здесь читайте:
Страница
Владимира Базарного
Педагогическая
литература
Владимир БАЗАРНЫЙ. Школьный стресс и
демографическая катастрофа России. М. 2004
г.
Владимир БАЗАРНЫЙ.
Методика и методология раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития
учащихся в структурах учебного процесса. Часть III. М. 1995
|