Индонезия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индонезия

XI—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индонезия в XI—XV вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура

Рассматриваемый период в целом характеризуется усилением национальных элементов в культуре.

В эпическом произведении поэта М'пу Канвы «Свадьба Арджуны» («Арджунавиваха»), написанном около 1035 г. на кави, в аллегорической форме излагается история Аирлангги. Был широко распространен

[302]

традиционный яванский театр ваянг пурво — театр теней — с плоскими кожаными куклами, для которого были разработаны многочисленные сюжеты, как взятые из индонезийской действительности, так и заимствованные из индийского эпоса, но переделанные с учетом яванских условий. К их числу относится «Братаюда» (или «Бхаратаюддха») — переработка на кави истории борьбы между пандавами и кауравами, заимствованной из «Махабхараты». Она была начата поэтом М'пу Седахом и завершена поэтом М'пу Панулухом (середина XII в.). Последний создал также поэму «Харивамса» (собрание легенд о Вишну). В этот период зародился цикл повестей о приключениях героя Панджи.

В период Сингасари яванский язык и литература, национальный стиль в архитектуре окончательно вытесняют санскрит и индийские элементы в архитектуре. Происходит дальнейшее слияние шиваитского индуизма (точнее, его яванского толка) и буддизма, причем внешние атрибуты этих религий в той или иной степени оставались связанными с элементами анимизма и культа предков. Об этом мирном сосуществовании различных религий свидетельствует одновременное строительство храмов и в честь Шивы, и в честь Будды. О синтезе религий свидетельствует как попытка Кертанагары ввести единую религию, так и тот факт, что в одном чанди (храме) умершему правителю поклонялись как воплощению Шивы, а в другом — как воплощению Будды; изображения же, высеченные на стенах чанди, служили воплощением анимистических духов и магических сил.

Чрезвычайно большую роль в политической и культурной жизни страны сыграло проникновение ислама. Самая ранняя датированная мусульманская надпись в Индонезии относится к 1082 г.; она обнаружена на Яве в районе Сурабаи; по-видимому, эта надпись была составлена кем-то из прибывших на Яву мусульман. Впервые мусульмане из числа самих индонезийцев появились, вероятно, на рубеже XI—XII вв. Опорной базой ислама в Индонезии явилась Северная Суматра — район Аче, куда в первую очередь прибывали торговцы-мусульмане. К концу XIII в. основные районы Северной Суматры были уже исламизированы. С приходом ислама в Индонезию в стране образовались три культурно-исторических комплекса — первоначальный, связанный с коренными чертами индонезийской культуры, сформировавшимися до ее контактов с Индией и мусульманским миром; индуистско-буддийский и мусульманский. Их борьба и взаимодействие определили культурное развитие Индонезии на ближайшие столетия. При этом новая, мусульманская культура органически вошла в комплекс культурных ценностей индонезийских народов, подобно тому как ранее в нее вошли органической частью элементы индийской культуры. Вытеснению индуистско-буддийских черт и усилению мусульманских элементов способствовало то обстоятельство, что начиная с XIII в. влияние буддизма и индуизма из Индии прекращается, ибо новые торговые пути в Индонезию и далее на Восток проходили из стран Арабского Востока и через Западную Индию, т. е. через мусульманские районы.

В период Маджапахита национальные традиции заняли ведущее место. На базе общего экономического и политического подъема высокого развития достигли ремесла. Выделывались замечательные батиковые ткани — ткани с нанесенным на них при помощи воска многоцветным рисунком; кузнецы выковывали крисы — кинжалы с пламевидным лезвием, украшенным насечкой; ювелиры изготовляли тончайшие изделия из драгоценных металлов.

Расцвет Маджапахита — это также расцвет литературы, театрального искусства, архитектуры. Древнеяванский язык уступил место

[303]

среднеяванскому, в котором было меньше санскритской лексики. Придворный поэт Прапанча в 1365 г. завершил летописную поэму «Благоденственная страна» («Нагаракертагама») — эпическое произведение, прославлявшее Маджапахит и являющееся энциклопедией жизни на Яве в тот период. Ряд произведений оставил поэт и летописец М'пу Тантулар: «Хроники» («Верттасанчайя») и др. Ему принадлежит изречение, помещенное на гербе Индонезийской республики: «Бхиннека тунггал ика» — «Единство в многообразии». Был составлен новый свод законов, сделаны новые переложения индийского эпоса.

Театр кукол (ваянг пурво) приобрел ту традиционную форму, в которой дошел до наших дней; он стал неотъемлемым элементом праздников не только при феодальных дворах, но и в деревне. Представление ваянг пурво, праздники, танцевальные пантомимы шли в сопровождении музыки гамелана — оркестра из различных ударных инструментов типа ксилофонов и гонгов и нескольких духовых, напоминающих флейту. В стране были построены многочисленные храмы, в которых индонезийское начало особенно ощущается в барельефах и орнаментике. Слияние буддизма и индуизма в этих храмах отражено в еще большей степени, чем в предшествующих постройках. Столицу украшали каменные здания из красного кирпича, расположенные по сторонам широких улиц; от возможных нападений город был защищен каменной стеной.

Большую роль для культурного развития народов Индонезии играл тот факт, что вместе с малайскими купцами и мореходами по всему архипелагу в этот период начал интенсивно распространяться малайский язык, ставший впоследствии (после образования Республики Индонезии в 1945 г.) государственным языком страны.

[304]

Вернуться к оглавлению кн.: Индонезия в XI—XV вв. .

Вернуться к меню: Индонезия.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС