Евреи |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ЕвреиЭпиграфБауэр говорит об евреях, как о нации, хотя и "вовсе не имеют они общего языка", но о какой "общности судьбы" и национальной связности может быть речь, например, у грузинских, дагестанских, русских и американских евреев, совершенно оторванных друг от друга, живущих на разных территориях и говорящих на разных языках? Упомянутые евреи, без сомнения, живут общей экономической и политической жизнью с грузинами, дагестанцами, русскими и американцами, в общей с ними культурной атмосфере; это не может не накладывать на их национальный характер своей печати; если что и осталось у них общего, так это религия, общее происхождение и некоторые остатки национального характера. Все это несомненно. Но как можно серьезно говорить, что окостенелые религиозные обряды и выветривающиеся психологические остатки влияют на "судьбу" упомянутых евреев сильнее, чем окружающая их живая социально-экономическая и культурная среда? А ведь только при таком предположении можно говорить об евреях вообще как об единой нации. Иосиф Сталин. "Марксизм и национальный вопрос Исторический очеркЕвреи — народ, по языку относящийся к семитской семье языков и после 2-го разрушения Иерусалимского храма рим. имп. Титом (70 г. н. э.), а особенно после подавления восстания Бар-Кохбы (132— 135), начавший где добровольно, но чаще насильственно покидать Палестину и расселяться сначала в соседних странах, а затем перебираться в Европу и Азию. На Руси Е. стали появляться ещё задолго до падения Хазарского каганата в качестве то купцов, то сборщиков налогов, то врачевателей и т. д. В нек-рых городах Руси (Киеве, Переяславле Южном и др.) Е. было достаточно много. В XII в. одни из город. ворот Киева даже назывались «Жидовскими». В 1113, после смерти вел. кн. Святополка Изяславича, на Е. за ростовщичество обрушилась ярость киевлян. По данным В. Н. Татищева, на княж. съезде в Выдубичах по требованию киевлян было даже принято решение об изгнании Е. из Русской земли, что было отмечено в летописи: «С сего времяни жидов на Руси нет, и когда к-рой приедет, народ грабит и убивает». Вел. кн-во Литовское, сложившись из древних рус. земель, унаследовало от них вместе с языком, культурой, правом, обществ. строем и т. д. и различные слои населения. В числе древних жителей рус. княжеств находились и Е. Но интенсивное проникновение пришлых Е. на территорию России стало особенно заметным в XV в. Они переселялись тогда из Польши в зап. области Малороссии, Литвы и Белой Руси, уходя от преследований католиков. Уже в период правления вел. кн. лит. Витовта (1396— 1430) брестские Е. получили привилегию, обеспечившую их правовое и имуществ. положение. С течением времени эта привилегия была распространена на всех Е., живших в пределах Вел. княжества Литовского. Гл. занятия Е. составляли торговля, ростовщичество, откуп податей, ремесло. Нек-рые из них занимались земледелием. Почти поголовные практические способности евр. населения к указанным занятиям, поразительное умение пользоваться психическими слабостями каждого отдельного человека, не относящегося к Е., крайняя «всемирная» сплочённость и плодовитость, освящённые иудаизмом,— всё это, как в древние времена в Египте, Вавилоне, а впоследствии в Испании, Франции, Германии и т. д., вызывало в Малороссии и Белоруссии ропот населения, а богатства отдельных Е.— зависть. Появилось то двойственное отношение к Е., которое метко охарактеризовал А. С. Пушкин: «проклятый жид — почтенный Соломон». Естественно появился и здесь т. н. «еврейский вопрос », сопровождавшийся колебаниями политики по отношению к Е. то в одну, то в другую сторону, что вело повсеместно к урезанию прав Е. по сравнению с правами проч. национальностей, проживавших на данной территории. Вел. кн. лит. Александр Ягеллон, напр., издал даже закон, по к-рому все Е. были изгнаны из государства, а имущество их конфисковано. Но уже скоро этот закон отменили. Из-за неожиданно громадного наплыва в Польшу переселенцев из Моравии и Чехии в кон. ХV и нач. ХVI в. пребывание масс только в собств. кор. владениях стало невозможным, и Е. заполнили владения магнатов. Ещё в 1533 кор. Сигизмунд I Старый, разрешая шляхте принимать Е. в число подданных, постановил, что шляхетские Е. не будут иметь права пользоваться теми же льготами, что и кор. Е. Сигизмунд II Август, устанавливая в 1549 особую поголовную евр. подать (по 1 червонцу), имел в виду «дать почувствовать более других тяготу охранения и защиты государства тем, которые богатеют от выгод Польского кoролевства». Вместе с тем он предоставил всем шляхетским Е. возможность воспользоваться льготами, существовавшими для кор. Е.; для этого шляхетские Е. должны были принять участие в платеже поголовной подати. Видимо, большинство польских Е. поспешило воспользоваться этим разрешением и оказалось, т. о., в числе кор. подданных, одновременно примкнув к какой-либо из евр. общин. Е. почти исключительно жили в городах. Согласно своим привилегиям евр. «зборы» (впоследствии кагалы) жили особой жизнью, имели право суда над своими сочленами, были обложены особыми от др. горожан, евр., податями. Богатство Е. часто провоцировало правительство на обложение их очень большими, чрезвычайными налогами. Великокняж. казна охотно прибегала к крупным займам, с готовностью предоставляемым евр. богачами, несмотря на то, что деньги частенько не возвращались. Чтобы уравнять себя в правах с местным населением, нек-рые Е. крестились. Кроме торговли, Е. занимались наукой, врачеванием, аптекарским делом. Принятие христианства открывало Е. путь к дворянству и высшим гос. должностям. Так, к примеру, крещёный еврей Авраам Езофович Ребичкович проявил себя сначала способным администратором и финанс. агентом, а во время правления Сигизмунда I Старого достиг поста подскарбия земского (министра финансов) и члена Гос. совета. В 1551 было постановлено, чтобы еврейские общины городов Краков, Познань, Люблин и Хельм не вторгались бы в компетенцию друг друга, а любой Е. для защиты своих прав мог обращаться к раввину и старшинам того евр. округа, где жил Е.-ответчик. Неповинующихся решениям этих лиц согласно евр. закону подвергали отлучению, и тот, кого отлучали, не имел права возражать против его правильности под страхом штрафа в 1100 венг. червонцев. Тому же Е., к-рый не позаботился в течение 4 недель о снятии с себя отлучения, грозила смертная казнь. Кор. грамотой 1571 подтверждалось право познан. Е. подвергать каждого из их общины, кто не подчинялся установлениям евр. закона, наказаниям и даже смертной казни. Опираясь на все свои привилегии и с трудом добытые урезанные права, E., проживавшие на всей терр. Речи Посполитой, в т. ч. и в Малороссии, к кон. XVI в. выработали (применительно к гос. устройству Речи Посполитой) следующую организацию. Всё евр. население было разделено на 4 провинции, имевших совершенно самостоятельное управление. Е., приписанные к провинции, составляли синагогу. Каждая провинция или синагога распадалась, в свою очередь, на меньшие округа, называвшиеся кагалами; территория кагала делилась на прикагалки. Во главе каждого кагала или прикагалка находились избираемые Е. на определённый срок раввин и старшины, к-рые исполняли все суд. и адм. функции по управлению делами округа. Основанием для разрешения всех споров между самими Е. служил Талмуд с позднейшими комментариями его, и местные евр. обычаи. Кагал являлся оффициально признанным органом, к к-рому обращалась гос. власть со своими требованиями и предписаниями. Для разрешения вопросов, касавшихся всей провинции, Е. соответствующей провинции собирались на сеймики, состоявшие из кагальных старшин и депутатов, специально избираемых от каждого кагала. По делам, касавшимся всех Е. Речи Посполитой, дважды в год (в г. Ярослав, Галичина, и в г. Люблин), собирались старшины всех кагалов страны и депутаты от всех 4 провинций (от Великой Польши, Малой Польши, Руси (Червонной) и Волыни) на ген. сейм польск. Е., известный в истории под названием Синода четырех стран. Гл. задачей этого синода были раскладка евр. податей, выдача окладных листов, издание обязательных постановлений для всех Е. Речи Посполитой, принятие мер для исходатайствования новых привилегий и подтверждения старых, разрешение дел, исходивших по апелляции из евр. судов низших инстанций, цензура евр. книг и т. д. Опираясь на такую стройную организацию, безусловно подчиняясь авторитету евр. права, польские Е. сложились в замкнутое торг.-промышл. cocлoвиe, овладели всей торговлей и большей частью промыслов Речи Посполитой. Пользуясь покровительством воевод и их наместников, в непосредственном ведении к-рых они находились, поддерживаемые шляхтой, в качестве арендаторов её поместий, и католич. духовенством, крому (особенно иезуитам) они платили большие проценты на занятые у него капиталы, Е. быстро взяли верх над христ. купцами и ремесленниками, находившимися в постоянных столкновениях между собой благодаря уродливому городскому устр-ву, вмешательству воевод и их наместников во внутр. город. дела, соперничеству цехов и т. д. Однако победы над своими христ. конкурентами по торговле и ремеслу, а также нещадная эксплуатация отданных им на откуп крестьян помещиками (в основном, в Малороссии и Белоруссии), всегда выходили Е. боком и обычно заканчивались очередными погромами и экспроприациями. По словам Н. И. Костомарова, «…ничто так не тяготило и не оскорбляло русского народа, как власть иудеев. Паны, ленясь управлять имениями сами, отдавали их в аренды иудеям с полным правом панского господства над хлопами. И тут-то не было предела истязаниям над рабочею силою и духовною жизнью хлопа. Кроме всевозможнейших проявлений произвола, иудеи, пользуясь унижением православной религии, брали в аренды церкви, налагали пошлины за крещение младенцев (дудки), за венчание (поемщина), за погребение и, наконец, вообще за всякое богослужение; кроме того, и умышленно ругались над религией. Отдавать имения на аренды казалось так выгодным, что число иудеев арендаторов увеличивалось все более и более, и Южная Русь очутилась под их властью. Жалобы народа на иудейские насильства до сих пор раздаются в народных песнях. “Если — говорится в одной думе, — родится у бедного мужика или казака ребенок, или казаки либо мужики задумают сочетать браком своих детей,— то не иди к попу за благословением, а иди к жиду и кланяйся ему, чтобы позволил отпереть церковь, окрестить ребенка или обвенчать молодых”. Даже римско-католические священники, при всей своей нетерпимости к ненавистной для них схизме, вопияли против передачи русского народа во власть иудеев. Так, в одной проповеди — сказанной уже тогда, когда Хмельницкий разбудил дремавшую совесть панов — говорится: “наши паны вывели из терпения своих бедных подданных в Украине тем, что, отдавая жидам в аренды имения, продали схизматиков в тяжелую работу. Иудеи не позволяли бедным подданным крестить младенцев или вступать в брак, не заплатив им особых налогов”. Понятно, что народ, находясь в таком положении, бросался в казачество, убегал толпами на Запорожье и оттуда появлялся вооруженными шайками, которые тотчас же разрастались» и в первую очередь расправлялись с ненавистными арендаторами, а потом уже со своими панами. Так, когда в Малороссии 1648 разразилось восстание, к-рое возглавил гетман Б. Хмельницкий, «самое ужасное остервенение показывал народ к иудеям: они осуждены были на конечное истребление и всякая жалость к ним считалась изменою. Свитки закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них иудеев и резали без милосердия… Убийства сопровождались варварскими истязаниями: сдирали с живыхь кожи, распиливали пополам, забивали до смерти палками, жарили на угольях, обливали кипятком, обматывали голову по переносице тетивою лука, повертывали голову и потом спускали лук, так что у жертвы выскакивали глаза; не было пощады грудным младенцам… Тысячи иудейских младенцев были бросаемы в колодцы и засыпаемы землею… В Ладыжине, по известию современника, казаки положили несколько тысяч связанных иудеев на лугу, сначала предложили им принять христианство и oбещали пощаду, но иудеи отвергли эти предложения; тогда казаки сказали: так вы сами виноваты; мы перебъем вас, за то, что вы ругались над нашею верою. И потом всех истребили, не щадя ни пола, ни возраста. Страшное избиение постигло иудеев в Полонном, где так много их перерезали, что кровь лилась потоками через окошки домов. В другом месте казаки резали иудейских младенцев и перед глазами их родителей рассматривали внутренности зарезанных, насмехаясь над обычным у евреев разделением мяса на кошер (что можно есть) и треф (чего нельзя есть), и об одних говорили: это кошер — ешьте! а о других: это треф — бросайте собакам… По сказанию современников, в Украине их погибло тогда до ста тысяч, не считая тех, которые померли от голода и жажды в лесах, болотах, подземельях и потонули в воде во время бесполезного бегства. “Везде по полям, по горам лежали тела наших братий,— говорит современный иудейский раввин. — Не было им спасения, потому что гонители их были быстры, как орлы небесные”. Только те спасли себя, которые, из страха за жизнь, приняли христианство: таким русские прощали все прежнее и оставляли их живыми с их имуществами; но перекресты скоро объявили себя снова иудеями, как только миновала опасность, и они могли выбраться из Украины». Благодаря Люблинской унии (1596) появилась возможность массовому перемещению E. из Польши в Литву. Польск. Е. немедленно воспользовались этим, и в волнах новых переселенцев быстро растворились старые русские Е. Постепенно и в Литве евр. жизнь стала складываться по польск. образцу. И здесь Е. быстро превратились в такое же замкнутое сословие. Разница заключалась лишь в том, что все упом. выше явления евр. жизни появились в Литве сравнительно позже; так напр., предоставление кагалу права над жизнью и смертью своих членов состоялось нашло своё применение лишь в кон. ХVII в., право собираться на евр. сеймы было подтверждено спец. гpaмoтой только в правление кор. Владислава IV Вазы и т. д. В одном лишь отношении лит. Е. не отстали от своих польск. собратьев: они столь же стремительно оказались в неоплатных должниках католич. духовенства. 1-е заёмное обязательство, выданное, виленской евр. общиной иезуитам, относится к 1647. С кон. ХVII в. кол-во евр. долгов катол. церкви возрастает с удивительной скоростью до баснословных сумм, к-рые душили всё евр. население Речи Посполитой. В Моск. гос-ве до вел. кн. Ивана III Васильевича Е. пользовались полной терпимостью, хотя появлялись в рус. пределах сравнительно редко, большей частью в порубежных городах, как напр., в Новгороде Великом. Появление ереси жидовствуюших стало причиной установления в рус. законодательстве отрицательного отношения к Е. Не только их пребывание в России, но даже приезд на короткое время обставляется разного рода препонами; так напр., в 1539 потребовалось ходатайство самого Сигизмунда I перед пр-вом вел. кн. моск. Ивана IV Васильевича, чтобы Е.-истцам разрешили явиться в Москву для суд. разбирательства. Известно, как ответил 33-летний царь Иван IV на вопрос о том, что делать с E., взятыми в плен при завоевании г. Полоцк (1563): «Согласных креститься — крестить! А несогласных утопить в р. Полоть». Когда рус. войсками был взят г. Вильно, то в ответ на просьбу виленских мещан (30 июня 1658) о выселении Е. из лит. столицы царь Алексей Михайлович постановил: «жидов из Вильны выслать на бытье за город». В царствование Петра I Е. было дозволено приезжать в Россию лишь на короткое время для торговли на малорус. ярмарки. Превратившись в польск., лит., белорус. и малорус. мещан, Е., однако, не в состоянии были выйти из своего замкнутого положения. Лишённые в то же время возможности получать иное образование, кроме талмудического, Е. остались безучастными к внутр. жизни польского общества, остались иностранцами, прозябавшими в чуждом для них по духу гос-ве. Не находя иной духовной пищи, польские Е. попытались вновь воскресить талмудические времена. До XII в. все Е. в Европе придерживались Талмуда, но затем у них стали появляться секты, самой многочисленной из к-рых была каббала (от др.-евр. kabbala — предание), в недрах крой родилось впоследствии мистическое учение хасидимов (от др.-евр. hasid — благочестивый). Несмотря на деление на секты, между Е. не было религ. антагонизма, что объяснялось не только их сплоч ённостью перед лицом гонений, притеснений и необходимостью постоянной борьбы за физическое, психическое и родовое выживание, но и тем, что Ветхий завет и Талмуд для всех сект служили общей основой. Если говорить об общей массе Е., то всё их мировоззрение было проникнуто глубокой религиозностью. Они отличались чрезвычайной суеверностью, были преисполнены массой предрассудков, но это суеверие находило подтверждение и объяснение в религии, собственно в толковании её книгами Талмуда. Вся деятельность Е. было связана с религией; домашний и обществ. строи находились в непосредственном подчинении религ. требованиям. Даже одежда — и та имела связь с религией. В обществ. жизни евр. масса не была единой: одни пользовались в евр. общине большим почётом, другие — меньшим. Положение в своей среде каждого Е. обусловливалось 3 факторами: происхождением, учё- ностью и богатством. По происхождению Е. делились на каганов, левитов и израилей. Каганы вели своё происхождение от старшего сына патриарха Иакова — Рувима, левиты — от 2-го сына (Леви), израили — от остальных его сыновей. У Е. в то время не было священников, поскольку, по их разумению, жертва Богу (к-рую обычно совершали священники) могла быть приносима лишь в Иерусалим. храме. Раввин был духовным главой, но каганы и левиты пользовались нек-рыми правами древних священников. Напр., каганы благословляли народ в синагоге, первыми приглашались для чтения Пятикнижия, за ними — левиты и в последнюю очередь — израили; каждый израиль должен был выкупать своего первенца муж. пола у кагана и т. д. Затем Е. различали несколько степеней религ. учё- ности: высокоучёные, из к-рых выбирали раввинов; учёные и отличные, из к-рых назначались ученики и резники; книжники и сведущие, к-рые могли принимать участие в совещаниях по религ. делам. Остальные назывались неучами, хотя они могли читать и писать по-еврейски, поскольку грамотность была обязательна для любого Е. Учёность заключалась в знании Священного писания и умении толковать его согласно книгам Талмуда. Деление на разряды по учёности и по происхождению регулировалось всё-таки материальным достатком. Е. весьма почтительно относились к богачу и умение нажить богатство также считали проявлением мудрости. Поэтому неучёный богач непременно считался в разряде книжников, а если он был уже книжником, то автоматически попадал в высокоучёные. Для богатого израиля в синагоге всегда делали предпочтение перед нищим каганом. Е. было очень легко отличить не только по его своеобразному типу, но и по одежде особого покроя и материала. Е. не брили бороды; гладко остригая волосы на голове, оставляли на висках длинные пряди волос — пейсы. Согласно своей религии, они могли молиться и произносить имя Бога только с покрытой головой. Чтобы случайно не произнести молитвенных слов с непокрытой головой, Е. всегда носили на голове лёгкую скуфейку (ермолку). По требованию Талмуда Е. не имели права носить одежду из шерсти и льна, поэтому чаще всего носили длинные сюртуки из шёлковой или атласной материи (лапсердаки), опоясываемые широким чёрным поясом. Молодые еврейки носили европ. платья; замужние — брили голову и надевали парики. Талмуд требует, чтобы замужняя женщина брила голову, потому как коса — лучшее украшение жен. пола, и женщина должна была избавляться от неё, чтобы не искушать посторонних мужчин. В согласии с тем же Талмудом Е. всегда ели много редьки, чеснока, лука, чрезвычайно мало — мяса, причём никогда не сочетали его с молоком, и вовсе не употребляли свинины. Вино пили только своё. В брак евр. юноши вступали на 18-м году, а девушки — на 16-м. Заключение брака зависело только от воли родителей, и молодожён мог увидеть лицо своей жены лишь после венчания. Е., даже бедняка, нельзя было никогда упрекнуть в лености: Е. всегда был трудолюбив, настойчив, изворотлив, всегда способен попробовать счастья в каком-нибудь новом предприятии, легко передвигался из одного места в другое в поисках работы или прибыли. Е. нельзя было упрекнуть и в расточительности, т. к. скупость и расчётливость изначально составляли осн. черту его характера. Среди Е. никто не видел пьяниц. Е. умел сводить свои потребности к минимуму. Крайняя умеренность осн. массы Е. в пище, скорее излишнее воздержание от неё, производило неблагоприятное воздействие на организм: Е. вообще отличались хилостью телосложения. Современников поражали бедность евр. лачужек и нездоровые лица их обитателей. С коренными жителями — белорусами, русскими, поляками, литовцами и украинцами — в обыденной жизни до поры до времени Е. умели прекрасно уживаться. Хорошо изучив характеры и психологию и тех, и других, и третьих, они умели пользоваться их слабостями. Поэтому ничего удивительного в том, что время от времени на Е. срывали зло, подвергали гонениям, иногда совершенно незаслуженно. Однако проходило какое-то время, и «всё возвращалось на круги своя». Вообще же провести Е. в коммерческом деле считалось у нееврского населения верхом сообразительности и удавалось лишь в исключительных случаях. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Из энциклопедииЕВРЕИ, йегудим (самоназв., на иврит), иид, или айид (самоназвание, на идиш). Этноним Е. через церковнославянский язык восходит к греч. эбрайос ("еврей"), в свою очередь восходящему к ивритскому иври ("перешедший через что-либо"). Как этнич. обозначение в Библии впервые применено к праотцу Аврааму, предположительно перешедшему реку Евфрат, затем к Е. периода Исхода и до первых царей (кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.). Рус, этноним Е., как и однокоренные англ. Hebrew, франц. Hebreu, нем. Hebraer, относится к книжной библ. традиции. В живом изустном употреблении обычны разл. эндо- и экзоэтнонимы, этимологически относящиеся к ивритскому yehudi ("иудей, житель Иудеи"), ставшему самоназв. Е. с сер. 1-го тыс. до н. э. Через древнегреч. иудайо с, лат. iudaeus образуются рус. иудей, рус. жид (заимствовано из польского яз.; с сер. 19 в. превратилось в уничижительное или архаичное обозначение Е. - англ. Jew, франц. Juif, нем. Jude, польский zyd, араб.яхуд, тур. чуфут, перс. джухуд и пр.). Древним самоназв. Е. является йисраэль ("израильтяне"), беней-йисраэль ("сыновья Израиля"), восходящее к племенному эпониму Йисраэль-Израиль, второму имени Иакова ("борющийся с Богом"). Числ. в России 536,85 тыс. чел. (1989). Е. России - гор. жители (98,4%), в сел. местности Е. преим. жители пригородов. Наиб. кр. общины в Москве (174,7 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (106,1 тыс. чел.). На Дальнем Востоке существует Евр. авт. область с центром в г. Биробиджан (8,9 тыс. Е.). Проблема числ. Е. как диаспорального народа осложняется расплывчатыми критериями этнической филиации. Переписные данные основаны на динамичном критерии самосознания, изменяющемся в зависимости от изменения социальных и политич. факторов. Близкой к переписным данным в бывшем СССР была числ. Е., зарегистрированных в качестве таковых во внутр. сов. паспортах. Евр. традиция (галаха) считает Е. рожденного от матери-еврейки и (или) исповедующего иудаизм. Количество Е. по этому критерию примерно на 25% превышает переписные данные. Широко применяются на практике критерии израильского "Закона о возвращении", согласно к-рому каждый человек, у к-рого дед или бабка были Е., имеет право на репатриацию в Израиль (их числ. на 100-150% больше, чем переписная). Общ. числ. 12,8 млн. чел.; в США ок. 6 млн., Израиле (где Е. являются осн. нас.) св. 4000 тыс., Франции 650 тыс., на Украине 486 тыс., в Великобритании 410 тыс., Аргентине 300 тыс., Канаде 300 тыс., Бразилии 150 тыс., ЮАР 120 тыс., Белоруссии 111 тыс.; по неск. десятков тыс. живут также в Австралии, Венгрии, Бельгии, Германии, Иране, Италии, Мексике, Молдавии, Нидерландах, Румынии, Турции, Узбекистане, Уругвае, Чили; более мелкие группы Е. живут в др. странах мира. Подавляющее большинство Е. России относится к субэтнич. группе ашкеназов (ашкинази, от древнеевр. Ашкиназ, Германия), потомков восточно-европ. Е. говоривших в прошлом на идиш. До 2-й мировой войны сохранялось подразделение на этнографич. группы: лытваки в Литве и Белоруссии, в зап. р-нах совр. Брянской, Смоленской обл. и на юге Псковской обл.; укр. Е. на Украине и в Бессарабии; курляндцы в Латвии; поляки в Польше; галыцианер в Зап. Украине и Юж. Польше и др. После окончания войны и ликвидации центров традиц. евр. культуры и расселения на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Молдавии значительная часть ашкеназов переместилась в Россию, где подверглась языковой и культурной ассимиляции. К потомкам ашкеназов относится большая часть Е. мира: Е. Вост. Европы, вкл. европ. респ. бывш. СССР, большая часть Е. Зап. Европы, США, Канады, Лат. Америки, Юж. Африки, почти половина Е. Израиля. Общим языком Е. является иврит (или др.-евр.), на к-ром написан Ветхий Завет (Танах). Первые аутентичные письменные памятники на финикийско-палеоевр. письме - с нач. 1-го тыс. до н. э., наиб. древние аутентичные фрагменты библ. текста - 8 в. до н.э. С сер. 1-го тыс. до н, э. до наших дней иврит пользуется слого-алфавитным т. н. квадратным еврейским письмом. Сохранялся в качестве разговорного языка Е. древнего Израиля до первых веков н. э., затем сменился на арамейский, впоследствии в диаспоре заменившийся на разл, евр. языки и этнолекты, возникавшие в замкнутых общинах Е. на базе языков окружающих народов. С 19 в. начинается общ. движение за возрождение иврита в качестве живого разговорного языка, к-рое во 2-й пол. 19 в. объединилось с палестинофильским движением; отцом совр. иврита считается Элиезер Бен-Иегуда (Лазарь Перельман) (1858-1922). За последние сто лет произошло превращение иврита в разговорный язык израильтян, на к-ром говорят несколько млн. Е. В диаспоре знание иврита по-прежнему остаётся пассивным, хотя ивритская культура оказывает влияние на культуру Е. диаспоры в возрастающей степени. В дореволюц. России ивритом как языком литургии владели практически все взрослые мужчины. Многие использовали иврит и как язык литературы, религ. и светского образования, издавались периодич. издания на иврите, существовала худ. литература. Из Рос. империи вышли осн. классики и создатели совр. ивритской культуры: Аврахам Maпy, Иегуда-Лейб Гордон, Хаим-Нахман Бялик, Шаул Черниховский, Владимир-Зеев Жаботинский и др. В 1920-е гг. иврит в СССР подвергся гонениям, была прекращена творч., издат. и преподават. деятельность на иврите. В наст. время иврит преподаётся на спец. курсах, во всех евр. общеобразоват., религ. и высших школах. Знание иврита среди Е. России пассивное, большинство Е. языком не владеет вообще. Идиш (букв. "еврейский", евр.-немецкий, "жаргон") - язык ашкеназов, зародился в Германии в 10-12 вв. как евр. этнолект на базе верхненем. диалектов ср. Рейна (р-н Майнц-Вормс-Шпейер), с 14-15 вв. идиш был перенесён евр. мигрантами на терр. Речи Посполитой в слав. окружение. Идиш использует квадратное евр. письмо с 12 в., делится на диалекты: сев.-вост. (Литва, Белоруссия, вост. Латвия, Псковская, Смоленская, Брянская обл. России); центр. (Польша, Зап. Галиция); юго-вост. (Украина, Молдавия, Румыния). Идиш был разговорным языком большей части Е. мира на протяжении всего средневековья и нового времени. Число говорящих на идиш, оценивавшееся в 11 млн. чел. накануне 2-й мировой войны, резко уменьшилось вследствие геноцида и последующего вытеснения идиш языками окружающих народов и ивритом в Израиле. До сер. 19 в. Е. воспринимали идиш как язык "второго сорта", или как "жаргон" и "женский" язык по сравнению с ивритом. В отличие от мужчин, женщины получали образование на идиш через популярные издания. Во 2-й пол. 19 в. в Рос. империи начинается расцвет худ. литературы на идиш (Менделе Мойхер Сфорим, или Ш. Я. Бройде-Абрамович; Шолом Алейхем, или Ш. Н. Рабинович; И. Л. Перец). Одновременно идиш (как "язык народных масс") берётся на вооружение евр, социалистич. движением и противопоставляется им ивриту. В 1920-30-е гг. получает развитие "евр. пролетарская культура" на идиш, противопоставленная запрещенному "сионистскому" ивриту. В кон. 1930-х гг. начинается преследование евр. культуры и общ. деятельности, приведшее к полному прекращению общественного функционирования идиш к кон. 1940-х гг. С нач. 1960-х гг. восстанавливается пресса на идиш. Но сфера применения идиш резко сокращается. Идиш перестал быть коммуникативным средством, им владеют преим, представители старшего поколения. Традиц. евр. языки диаспоры, в их числе идиш, стали в послевоенные десятилетия выходить из употребления вследствие размывания границ старых субэтнических образований. Разговорным языком большинства евреев России является сейчас русусский, распространённый также среди недавних эмигрантов в Израиле, США, Германии и др. странах. Национальная религия евреев - иудаизм, представленный разл. направлениями: традиционно-ортодоксальным, или миснагедским; хасидским, вкл. любавичский, карлинский, брацлавский, сквирский и др. хасидские течения; мизрахистским, или ортодоксально-сионистским; реформистским. Начинается распространение консервативного иудаизма. Действует несколько десятков синагог и исшив (высших религ. училищ), но практически нет раввинов и раввинских судей. Число соблюдающих предписания иудаизма невелико, по опросным данным, не более 5% от общего числа Е. Иудаизма придерживаются также русские по происхождению - приверженцы иудействующих конфессий: геры и субботники, расселенные в центр. России, Забайкалье, юж. части Дальнего Востока. Группа геров из р-на с. Ильинка Воронежской обл. в нач. 1990-х гг. эмигрировала в Израиль. Небольшая часть Е. придерживается иных вероисповеданий, в частности православия или протестантских христ. деноминаций. Этнич. и конфессиональное самосознание у Е. часто слиты воедино. Согласно иудаистским нормам, Е. принявший др. религию, перестаёт принадлежать к евр. народу, а иноверец, совершивший обряд перехода в иудаизм (гиюр), считается Е., но гиюры совершаются редко и раввину предписывается отговаривать иноверца, обратившегося к нему с просьбой о переходе в иудаизм. Тем не менее, в последние годы этот процесс усилился из-за роста эмиграции в Израиль и большого количества национально-смешанных браков (формально признанные гиюры стали производиться в Москве только с 1991). Др.-евр. этнос сформировался в течение 2-го тыс. до н, э. на терр, Ханаана (совр. Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов (вероятно, иври, или хабиру месопотамских надписей) и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно евр. традиции, записанной в Торе, Е. сложились в народ в процессе исхода порабощенных предков Е. из Египта и завоевания ими обетованной Богом "земли Израиля" в сер, 2-го тыс, до н. э. На рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. Е. уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое др.-евр. царство, основанное царями Саулом (1025-1004 до н. э.) и Давидом (1004- 965 до н. э.) со столицей в Иерусалиме, строится Первый Иерусалимский храм, складывается монотеистич. религия Е., жреческий иудаизм, создаётся на протяжении 1-го тыс. до н. э. крупнейший религ., литературный и историч, памятник Танах, или Ветхий Завет Библии, центр, частью к-рого является Тора, или Пятикнижие Моисееве. Этнич. и культ, единство древних Е. было нарушено с распадом др.-евр. царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудейской) Ассирией и Вавилоном в 8-6 вв. до н. э. Завоеватели разрушили Первый храм и увели большую часть нас. за пределы Израиля. Нар. традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, т. н. "10 потерянных коленах", чьи следы навсегда потерялись где-то за Ираном. В кон. 6 в, до н.э. часть Е. возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается снова гос. и духовная консолидация Е. С тех пор складывается модель этнич. развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже н. э. охватившую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Сев. Африку, Зап. Средиземноморье, Крым, Кавказ, часть Ср. Азии. В период второго древне-еврейского Хасмонейского, или Маккавейского, царства (164 - 37 до н. э.) в состав евреев включаются неевр. семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное население Галилеи и береговой полосы Израиля. Римское завоевание и разгром евр. национально-освободит. движений 1-2 вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части евреев из Иудеи; изгнанники пополнили евр, общины диаспоры. Этнич. центр в Иудее практически прекратил существование после араб. завоевания Палестины в 638, хотя небольшие группы Е. продолжали жить на историч. родине постоянно. Тяга к возвращению в Израиль ("шиват Цийон", т. е. "возвращение в Сион", к горе, на к-рой стоял Иерусалимский храм) сохранялась среди евреев все время, была освящена иудаизмом и закреплена в литургич. формуле "В следующем году в Иерусалиме". С гибелью Иерусалимского Второго храма в 70 н. э. оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистич. иудаизм, в основе к-рого наряду с Танахом лежит др. крупнейший евр. религ. и юридич. памятник Талмуд, созданный в Иудее и Вавилоне в период от 2 в. до н.э. до 5 в. н.э. Центром религ. и общинной жизни становится вместо храма синагога, или место для собраний ("дом собраний"), а её служителем не жрец (коген), приносящий жертвоприношения, а раввин (рав), учёный знаток и толкователь традиции. В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, носивших традиц. евр. наименования: Бавель (Месопотамия с прилег. р-нами Закавказья и Курдистанского нагорья), 5-11 вв. н.э.; Сефарад (Пиренейский полуостров), с грани эр до 1492, когда Е. были изгнаны из Испании; Ашкеназ (первоначально Центр. Германия, затем Вост. Европа), с 10 в. до перв. пол, 20 в. Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к 4-3 вв. до н.э. У горских Е. сохранились предания о переселении части их предков на Кавказ после гибели 1-го Храма и о происхождении от "10 потерянных колен". С 1 в. до н. э, Е. селятся в греч, колониях в Крыму, в частности в Боспорском царстве, и на Таманском полуострове. В раннем средневековье Е. - беженцы из этих р-нов, находившихся под контролем Византии, и из вост. Закавказья, входившего в состав Ирана, а с сер. 7 в. н.э. подчинённого Халифату, начинают проникать на терр. южнорус. степей, где в 6-8 вв. складывается гос-во тюркояз. кочевников хазар (Хазарский каганат), в период расцвета в 9-10 вв. включившее земли от устья Днепра до Аральского моря с центром в Нижнем Поволжье и береговой полосе Дагестана, Вовлеченная в конфликт с христ. Византией и мусульм. Халифатом, Хазария в 8 в. принимает иудаизм в качестве гос. религии. Сохранилась переписка на иврите хазарского властителя кагана Иосифа (сер. 10 в.) с евр. визирем Кордовского халифата Хасдаем ибн-Шафрутом. В кон. 10 в. Хазарский каганат гибнет под ударом Киев. Руси, в результате чего оси, торговые пути Вост. Европы переносятся с Волги на Днепр ("путь из варяг в греки"). В Киеве в нач. 10 в. существует община Е., имеющая смешанное евр.-хазарское происхождение. В 10-13 вв. Е. расселяются в Чернигове, Владимире-Волынском, Перемышле, в Чехии, возможно, на заселённой славянами части Вост. Германии. Они формируются в отд. славянояз. субэтнич. группу Е. - кенаанитов соспецифич. евр. этнолектом на основе древнерус. яз. После распада Киев. гос-ва кенааниты продолжали жить на Волыни, в составе Великого княжества Литовского и сохранялись в р-не Бреста вплоть до нач. 17 в., когда окончательно ассимилировались в ашкеназской среде. Ашкеназы стали продвигаться на В. от долины Рейна и верх. Дуная в 12-13 вв., первоначально поселившись в Силезии, а к 14- 15 вв. распространившись по всей терр. Речи Посполитой и Великого княжества Литовского, В последнем они встретились с кенаанитами и небольшими группами караимов, поселённых литов. князьями в Галиции и Литве. Первые поселенцы, спасавшиеся от гонений в Центр. Европе и привлечённые покровительством короны и деловыми перспективами, были жителями кр. городов, где, как и в Германии, они селились в особых кварталах - гетто. В 1264 князь Болеслав V Благочестивый дарует привилегии Е. Калишского воеводства, распространённые затем при Казимире III Великом в 1334-1367 на Е. всей Речи Посполитой. Аналогичные привилегии были дарованы Е. Литвы в 1388- 89 князем Витаутасом, Ими определялся правовой статус Е. как непосредственных подданых короля, платящих налоги в казну в обмен на защиту личности, собственности и свободы вероисповедания, общинную автономию и право заниматься торговлей и ремёслами. По мере ослабления королевской власти в 15-16 вв. Е. стали переселяться во владения шляхты на терр. Польши и совр. Украины и Белоруссии, положив начало т. н. "местечковой" модели расселения и культуре, характерной для вост.-европ. еврейства. В 16 в. Вост. Европа становится центром развития евр. духовности. Во многих городах открываются евр, школы и иешивы, разрабатывается новая методика схоластич. толкования Талмуда ("пильпель"), развиваются каббалистические штудии. Раввин Мойше Иссерлес из Кракова (1525-1572) кодифицирует ашкеназский вариант основного евр. кодекса "Шулхан арух". Распространение получает и светское знание среди Е., особенно медицина. В сер. 18 в. на 3. Украины зарождается новое мистич, учение в иудаизме - хасидизм, проповедующее служение Всевышнему в материальном мире. Основателем хасидизма считается проповедник Исраэль бен-Элиэйзер Баал-шлем-тов, илиБешт (1700-1760), живший в Прикарпатье. Хасидизм охватил бблыпую часть укр. Е. и проник в Литу (евр, обозначение Белоруссии и Литвы, терр. бывш. Великого княжества Литовского). Среди наследников Бешта наиб. известностью пользуются рабби Нахман из Брацлава, внук Бешта, основатель т, н. брацлавского хасидизма, и Шнеер-Залман из Ляд, положивший начало наиболее влиятельному хасидскому течению Хабад, возглавляемому с тех пор его потомками из династии Шнеерсонов. Хасидизм остался как самостоятельное течение в рамках ортодоксального иудаизма, Экономич. конкуренция и католич. фундаментализм привели к росту антисемитизма. Различные ограничения в правах, обвинения в осквернении гостий (облатки), "кровавые наветы", погромы, изгнания из городов происходили на протяжении 15- 1-й пол. 17 вв. В 1495 Е. были изгнаны из Великого княжества Литовского, однако в 1503 получили разрешение вернуться. Возможно, это изгнание привело к усилению евр. влияния на соседний Новгород, где в 1471 зарождается т. н. "ересь жидовствующих". Московские власти вплоть до 18 в. занимали антиевр. позицию, запрещая Е. селиться в пределах России и подвергая Е. гонениям. Так, во время Ливонской войны в 1563 по приказу Ивана Грозного были убиты Е. захваченного рус, войсками Полоцка. В 1740 в России был издан указ об изгнании всех проживавших там Е. - 292 мужчин и 281 женщины. В ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648- 1654) и последовавших вслед за ним русско-польской войны 1654-67 и польско-шведской войны 1656-60 погибли не менее 100 тыс. Е. В Левобережной Украине, отошедшей к России в 1667, Е. не осталось вообще. В 17-18 вв. Е. удалось восстановить числ. и общинные структуры, в т. ч. существовавшие с 16 в. органы евр. самоуправления - ваады (Ваад Четырех земель, т. е. Великой и Малой Польши, Волыни и Подолии; Литовский ваад и др.), обладавшие и фискальными функциями. Погромы сер. 17 в. и последовавшие погромы гайдамаков сер. 18 в. (Уманская резня 1768, в к-рой погибли 20 тыс. Е.) привели Е. Речи Посполитой к полному банкротству и духовному обнищанию. В результате 5 разделов Польши между Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793, 1795) бблыыая часть Е. Речи Посполитой, в их числе 676 тыс. Е, на терр. совр, Украины, Белоруссии, Литвы и России, оказалась на терр. Рос. империи. В 1787 рос. гражданами стали ок. 2 тыс. крымчаков и 3 тыс. караимов бывш. Крымского ханства. В 1812 была присоединена Бессарабия, в к-рой к тому времени проживало ок. 20 тыс. Е. ашкеназов и неОолыпое число сефардов. В кон. 18 в, в рос. подданство из Черкесии перешли неск. сот адыгоязычных Е., принадлежавших к исчезнувшей группе мамшухов, потомков древнего евр. нас. Зап. Кавказа. К 1801-28 Россия завоевала Вост. Кавказ, вкл. Дагестан и Сев, Азербайджан, где к тому времени жило ок. 7 тыс. горских Е., и Грузию с несколькими тыс. груз. Е. В 1864-84 к России отошли среднеазиатские территории, где проживало около 10 тыс. среднеазиатских, или бухарских, Е. В перв. пол. 19 в. Рос, империя стала местом обитания самой многочисл. евр. общины мира (до 1914в России проживало более половины Е. мира). Большинство Е, в кон. 18 в. жило в сел. местности и в маленьких городах-местечках. Занимались ремёслами, промыслами, многие были посредниками между городом и деревней, управляющими имениями, корчмарями, мелкими торговцами, Е. держались обособленно, слабо владели польским языком и вообще не владели русским, управлялись общинными, или кагальными, оргциями. Рус. пр-во пыталось ограничить влияние Е. на нас. собственно России, в частности оградить рус. купечество от конкуренции. В 1791, т.е. ещё до окончат. раздела Польши, было положено начало учреждению т. н. "черты евр. оседлости", в к-рую в её окончательных границах 1835 входили доставшиеся России от Речи Посполитой и от Крымского ханства земли, т. е. Ковенская, Сувалкская, Виленская, Витебская (в т. ч. Себежский, Невельский уезды, относящиеся сейчас к Псковской обл., и Велижский уезд, входящий сейчас в Смоленскую обл.), Могилёвская, Минская, Гродненская, Волынская, Киевская, Черниговская (в т. ч. Суражский, Мглинский, Новозыбковский и Старо-дубский уезды, входящие сейчас в Брянскую обл.), Полтавская, Екатеринославская. Таврическая, Херсонская и Бессарабская губ. и 9 губ. Царства Польского без Киева, Николаева, Ялты и Севастополя. Е. разрешалось жить только внутри "черты оседлости", выезд из неё, даже временный, был осложнён. В то же время рос. пр-во стало принимать меры по изменению социального статуса Е. внутри "черты оседлости". Уложение 1804 потребовало выселения Е. из сел. местности, к-рое ввиду отсутствия средств и тяжёлых социальных последствий было отменено в 1808. Были предприняты меры по созданию евр. земледельч. колоний в Новороссии, большинство из к-рых просуществовали до 2-й мировой войны, когда они были уничтожены нацистами. Миграции Е. в юж. р-ны Украины и России на протяжении 19- 1-й пол. 20 вв. привели к образованию заметных центров евр. расселения в Одессе и Ростове-на-Дону. Присоединение польских земель к России не остановило антисемитских гонений. Периодически в разных местах вспыхивали процессы "кровавого навета", в к-рых Е. пытались обвинить в ритуальном употреблении крови христ. младенцев: Сенненское дело в Белоруссии 1799, Гродненское дело 1816, Велижское дело 1822-24 в Смоленской обл., Тельшяйское дело 1827, Изяславское дело 1830, Саратовское дело 1853-60, практически все оканчивавшиеся оправдательными приговорами. Несмотря на отчёт правит, комиссии 1855, квалифицировавший "кровавый навет" как клевету, процессы продолжались. Вершиной и одновременно концом "кровавого навета" в царской России стало дело М. Бейлиса 1911 - 1913, окончившееся оправданием подсудимого. Относительно либеральная политика эпохи раннего правления Александра I, стремившаяся во "исправление" Е. побудить их к физич. и земледельч. труду, сменилась в николаевский период откровенно дискриминационными мерами. В 1827 был отменен денежный налог, к-рым облагались Е. взамен воин, повинности. Был введён рекрутский набор малолетних детей Е. в т. н. солдатские школы кантонистов с последующим отбытием 25-летнего срока воин. повинности. Эта мера должна была содействовать насильственному крещению. С 1827 по 1856, когда институт кантонистов был упразднён, число малолетних рекрутов Е. было св. 50 тыс. Значительная часть кантонистов крестилась, что не означало для них полного растворения в христианстве. Кантонистам присваивались рус. фамилии и имена, и их потомкам разрешалось жительство вне "черты оседлости". Так возникали первые евр. поселения в собственно рос. губерниях. Др. мерой "исправления" Е. было вмешательство властей в их религ. и культурную жизнь: введение в 1826 надзора над евр. книгами, ввозимыми из-за границы, введение общей цензуры евр. книг, издание закона, разрешавшего книгопечатание только в местах, где есть цензор (1836). Дискриминац. политика рус. властей по отношению к Е. была заново сформулирована в законодательстве 1835, закрепившем "черту оседлости", институт кантонистов, цензуру. Продолжалась политика создания земледельч. поселений, в т. ч. кратковременная попытка заселения Е. Сибири. В кон. 1840-х гг. был учрежден спец. комитет "для определения мер коренного преобразования Е. в России", разработки к-рого носили ярко выраженный антиевр. характер. Власти пытались принудить Е. к отказу от традиц. образа жизни и религ. образования и видели путь решения "евр. вопроса" в христианизации и макс. приобщении к рус. яз. и культуре. Рекрутская норма увеличивалась в пять раз, в 1844 царским указом была упразднена юридич. самостоятельность евр. общины, кагала. Надзор за евр. учреждениями и взыскание налогов были переданы в ведение гор, дум и полиции. Вместе с тем пр-во не уравняло Е. в правах с ост. нас. страны и по-прежнему возлагало на оставшиеся евр. институции рекрутский набор и сбор спец. евр. податей, В эпоху Александра II вместо крещения в качестве необходимого средства "преобразования" Е. в правит, политике заняло "просвещение" как инструмент социальной и культурной ассимиляции в окружающей среде через усвоение рус. яз., отказ от традиц. образа жизни, получение светского образования. Натолкнувшись вначале на сопротивление большей части Е., этот план в либеральную эпоху 1860-х гг. стал всё больше привлекать евр. молодёжь, к-рая в последней трети века активно повернулась в сторону образования и отказа от арх. форм евр. традиции. В то же время были утверждены разл. льготы, разрешавшие проживание вне "черты оседлости" купцам 1 гильдии (1859), обладателям учёных званий (1861), нек-рым категориям ремесленников (1865). В Царстве Польском Е. было разрешено приобретать недвижимость и селиться повсеместно. Эти льготы, а также рост образоват. уровня и ассимиляц. тенденций привели к некрому увеличению числа Е. во внутр. губ. России, в т. ч. в Санкт-Петербурге, Москве, городах Поволжья, Урала, Сибири. С 1870-х гг. Е. начинают селиться в Баку, привлечённые открытием и эксплуатацией нефт. мест-ния. В Сибири к ним присоединяются ссыльные Е., высланные в район Байкала за участие в польском восстании 1863. Появляется прослойка евр. предпринимателей и аристократов (нотаблей), в их числе династия финансистов, меценатов и общ. деятелей баронов Гинц-бургов, банкиры и строители рос. ж.д. братья Поляковы. Евр. предприниматели заняли видное место в пищевой, текстильной, табачной пром-сти, участвовали в стр-ве ж. д., развитии горно-добыв. пром-сти. Возросло число лиц свободной профессии, интеллигенции, инженеров. Но всё же число Е., усвоивших рус. культуру, вплоть до революции оставалось сравнительно небольшим и на них продолжали распространяться разл. дискриминац. ограничения, в частности запрет на занятие гос. и правит, должностей. Огромное большинство Е., живших в "черте оседлости" в маленьких городах-местечках, оставалось слабо затронутым рус. культурой и продолжало говорить на идиш и придерживаться религ. и нац. традиций. Расширение прав Е. прекратилось в 1870-е гг., когда началась гос. кампания против "инородцев". В конце царствования Александра II антисемитизм снова начинает доминировать в гос. политике. "Городовое положение" 1870 вновь подтверждает ограничения евр. представительства в гор. думах. В 1873 закрывают гос. школы, учрежденные для Е. в 1844. Наиболее сильную антисемит. реакцию проявила периодич. печать. После убийства~Алёйеацдра II (1881) реакц. антисемит. тенденции в гос. политике полностью восторжествовали над либеральными. Начался период постоянных инспирированных пр-вом погромов. В 1881-1921 сотни погромов унесли, по разным оценкам, от 100 до 250 тыс. жизней Е,, уничтожили полностью евр. собственность и имущество в 700 городах и нас. пунктах. Погромы, изгнания (напр., повторное изгнание из сел. местности в 1882 или изгнание всех Е. из Москвы в 1891) и дальнейшее усиление дискриминац. мер в виде введения в 1887 квоты на числ. студентов, т. н. "процентной нормы", сохранение арх. ограничения Е. в правах даже после отмены крепостного права вызвали резкую реакцию в среде Е. Начавшие развиваться ассимиляц. тенденции и стремление к сближению с рус. культурой, опр. идентификация с русскими сменились стремлением к сохранению Е. как этнического целого, отдалению от рос, общества. Началась массовая евр. эмиграция. Всего за период с 1881 по 1914 из Рос. империи эмигрировали ок. 1,7 млн. Е. - 85% в США, остальные в страны Зап. Европы (преим. в Германию и Великобританию), Канаду, Юж. Африку, Аргентину. В кон. 19 в. намечается консолидация евр. общ. жизни в Рос. империи, складываются все осн. политич. и общ. движения, доминирующие в еврействе на протяжении 20 в. В 1882 зарождается палестинофильское движение Ховевей-Цион (иврит, "Ревнители Сиона"), призывавшее Е. обрести древнюю родину в земле Израиля. В том же году группа первых колонистов Билу (аббревиатура четырех слов из Библии "Да двинется дом Иакова") прибывает в Палестину. В конце 19 в. после 1-го Базельского конгресса сионистов (1897) в Рос. империи возникло активное сионистское движение, поставившее целью восстановление евр. гос-ва в Израиле. Из Российской империи вышли осн. лидеры сионизма Ахад-га-Ам (Ашер Гинзберг), Е. Членов, Н. Соколов, М. Усышкин, 3. Трумпельдор и др. На Украине и в Белоруссии родились основатели из-. раильского гос-ва, его первый президент X. Вейцман, президент И. Бен-Цви, премьер-министры Г. Меир, Ш. Персе, И. Шамири др. В 1899 была создана партия Поалей-Цион (иврит, "Рабочие Сиона"), сочетавшая социалист. идеологию с сионистской программой построения евр. гос-ва (просуществовала до 1928). В 1897 зарождается евр. социалист, рабочее движение, возглавленное партией Бунд. Евр. историк С. Дубнов становится в нач. 20 в. основателем т. н. фолькистского (от идиш "фольк" - народ) движения, ставившего целью достижение нац. автономии Е. в странах диаспоры. Большое число Е. примкнуло к разл. рос. политич. движениям: от кадетов до эсеров, меньшевиков и большевиков. В 1902 в Вильне было учреждено движение ортодоксально-религ. сионизма Мизрахи (абб-рев. иврит "мерказ рухани", "духовный центр"). Одновременно развернуло свою деятельность антисионист, движение Агудат Исраэль (иврит, "Объединение Израиля"). После революции 1905-07 получила большое распространение евр. периодич. печать. В 1919 на терр. бывш. Рос. империи издавалось 120 евр. журналов и газет, из них 10 на иврите, остальные на рус. яз. и идиш. Наряду с худ. лит-рой на иврите и идиш существовала русскоязычная евр, лит-ра, наиб. яркими представителями к-рой были С. Фруг и С. Ан-ский. Его пьеса "Га-диббук", переведенная на иврит, была поставлена первой иврит-ской театральной труппой Габима в Москве в 1922, положив начало совр, израильскому театральному искусству. В Рос. империи существовало большое количество евр. общ., культурных, проф., науч. благотворит, орг-ций. Наиболее ранним объединением было общество для распространения просвещения между Е. в России, созданное в 1863. В 1880 в Санкт-Петербурге было учреждено Общество ремесленного и земледельческого труда среди Е. России, всемирная евр. просветит, и благотворит. орг-ция. В осн. центрах религ, учености существовали иешивы. Наибольшей известностью пользовалась иешива в Воложине (Белоруссия, Минская обл.), из к-рой вышло большинство выдающихся раввинов и учёных-талмудистов России. В кон. 19 - нач. 20 вв. Е. внесли свой вклад и в развитие обще-рос. культуры (живописец И. Левитан, скульптор М. Антокольский, композиторы и музыканты братья А. и Н. Рубинштейны, литературовед и философ М. О. Гершензон, востоковед А. Гар-кави и др.). Первая мировая война привела к приостановке массовой эмиграции Е, на Запад и вызвала новую волну антиеврейских гонений, в ходе к-рых по инициативе военных властей ок. 500 тыс. Е. были изгнаны из прифронтовых губерний и либо брошены на произвол судьбы, либо отправлены на поселение во внутр. губернии России. Это привело к фактической отмене правил "черты оседлости". Формально она была отменена после Февр. революции спец. Постановлением Врем. пр-ва от 25 марта 1917. Одновременно были сняты и пр. дискриминац. ограничения Е. Возникли врем. органы евр. самоуправления - кегилес. В партии большевиков до 1917 состояло 958 Е. и ещё 1175 чел. вступили в неё в 1917. Гражданская война, происходившая в значительной мере на терр. "черты оседлости", сопровождалась со всех сторон погромами. Большевики резко осудили погромы и тем способствовали привлечению Е. на свою сторону. Е. повсеместно организовывали отряды самообороны. Но уже в 1918 сов. власть силами евр. коммунистич. секций РКП(б), т. н. евсекций, начала преследование всех некоммунистич. форм евр, жизни. К 1920 были закрыты осн. евр, орг-ции, вкл. сионистские и Бунд, началась активная кампания против иудаизма как религии, закрывались синагоги. Иврит был объявлен "буржуазным" языком и все издания на нем были запрещены. К нач. 1930-х гг. прекратилась вся деятельность в сфере евр. науки, благотворительности, просветительства и т. д., к-рая не следовала в русле новой политики "евр. пролетар. культуры". Она базировалась исключительно на идиш и преследовала цель внедрения в евр. трудовые массы коммунистич. идеологии и отказа от религии и нац. традиции. За 1920-30-е гг. резко возросло количество изданий на идиш, развивалась худ, литература на идиш. В уч. заведениях на идиш в нек-рых р-нах бывш. "черты оседлости" училось до 50% евр. детей. В 1920 - нач. 1930-х гг. стали создаваться идишские советы, на Украине их было 169 в 1930 и они охватывали 12% евр. нас. респ.; возникали идишские судебные палаты, профсоюзы, институты, партячейки. На Украине в зоне евр. земледельч. колоний (в Запорожской и Херсонской обл.), а также в Крымской АССР были провозглашены неск. евр. нац. р-нов. Планы создания евр. области или республики были отвергнуты в пользу основания Евр. авт. области на Дальнем Востоке в долине Биры и Биджана с центром в г. Биробиджан (официально провозглашена / мая 1934), Колонизация ЕАО, оторванной от каких-либо ист. связей с Е., протекала неравномерно и неоднократно прекращалась вследствие массовых репрессий и поголовного уничтожения колонистов, среди к-рых кроме Е. из зап. областей СССР были также переселенцы из США, Канады, Палестины, Зап. Европы и Юж. Америки. Макс. число евр. поселенцев в ЕАО составило ок. 30 тыс. чел. (1948). В послевоенный период ЕАО превратилась в адм. анахронизм. После Гражданской войны началась массовая миграция Е. в кр, города (Киев, Харьков, Москву, Ленинград и др.). Мн. жители бывш. "черты оседлости" оказывались "лишенцами" из-за рода занятий или соц. происхождения, и они селились в пригородных посёлках, образуя своего рода новые местечки вокруг столиц. Евр. мигранты в больших городах быстро подвергались аккультурации, забывали евр. языки, переходили на русский как на язык внутрисемейного общения, постепенно вливались преим. в состав новой сов. интеллигенции. Местечко, сосредоточение традиц, евр. ашкеназской культуры и идиш, продолжало деградировать и было окончательно уничтожено во время 2-й мировой войны и геноцида. Кроме миграции в большие города власти предпринимали меры для поселения Е. на земле, что считалось единственным путём разрешения евр. вопроса. К сер. 1930 ок. 200 тыс. Е. занимались земледелием. Изменение границ России и потери в период войны привели к изменению числ. Е. Перепись 1897 зафиксировала 5215 тыс. Е. в Рос. империи (вкл. Царство Польское); в 1923 (оценка) - 2454 тыс. чел., из них в РСФСР 443 тыс. (вкл. входившую в то время в Россию Гомельскую обл. с 153 тыс. Е.); в 1926 - 2601 тыс. Е. в СССР, в т. ч. в РСФСР 567 тыс. Е. (вкл. Крым с евр. нас. в 40 тыс. чел.); в 1939 - 3020 тыс. Е. В том же году к СССР были присоединены р-ны плотного сосредоточения Е.: Зап. Украина и Белоруссия с 1300 тыс. Е.; Бессарабия и Сев. Буковина - 330 тыс. Е.; Литва - 150 тыс. Е. Латвия и Эстония - 100 тыс, Е. В то же время в СССР бежали ок. 300 тыс. Е. из оккупированной нацистами части Польши. Т. о. накануне войны в СССР снова оказалось от 5000 тыс. до 5200 тыс. Е., т. е. треть евр. нас. мира. На протяжении 1938-39 гг., особенно после заключения пакта - Молотова - Риббентропа в авг. 1939, были закрыты все культурные и образоват. учреждения, большая часть прессы на идиш. Предполагалось сконцентрировать остатки евр. жизни в ЕАО и отчасти в Одессе. Одновременно шёл процесс искоренения евр. общ., полит., религ. и культурной жизни Е. вновь присоединённых обл. Планомерное уничтожение Е. нацистами во время 2-й мировой войны, т. н. Холокост (англ., "жертва всесожжения") унесло 2500 тыс. жизней сов. Е. Всего на терр. Польши и зап. областей терр. СССР было убито 4565 тыс. Е. Вначале в 1941 нацисты устраивали массовые расстрелы Е, в оккупированных городах. Только 29-30 сент. 1941 в Бабьем Яру в Киеве было расстреляно 30 тыс. Е, Начиная с кон. 1941 Е. стали сгонять в гетто, где создавались нечеловеческие условия жизни. К 1943 гетто были ликвидированы, а их обитатели отправлены в лагеря смерти на терр. Польши. Большинство Е., оказавшихся под нацистской оккупацией и ок. 2/3 под рум. оккупацией в Молдавии, Буковине и Одесской обл., погибли во время геноцида. Ок. 500 тыс. Е., т. е. ок. половины взрослых мужчин вне оккупированных терр., прошли войну в составе Красной армии, 200 тыс. из них погибли на фронтах. Св, 130 награждены званием Героя Советского Союза. Многие Е. воевали в составе партизанских отрядов. В Литве, Белоруссии, Польше существовали спец. евр. партизанские отряды. С конца войны возобновилось вытеснение Е. с руководящих прстов во всех сферах жизни страны. В 1947 восстанавливается процентная норма для Е. в уч. заведениях, престижных сферах труда. В 1948 репрессиям подвергается созданный во время войны для сбора средств в пользу СССР среди американских Е. Евр. антифаш, комитет, возглавлявшийся актером С. Михоэлсом. В том же году были арестованы и расстреляны 12 августа 1952 все наиболее видные представители евр. советской культуры: писатели П. Маркиш, Д. Бергельсон, Л. Квитко, Дер Нистер, Д. Гофштейн, актёр В. Зускин, журналист и политик А. Лозовский и др. Началась развязанная властями антисемит, кампания против "безродных космополитов", под к-рыми подразумевались Е. В её ходе травле и репрессиям подверглись тысячи Е., деятелей сов. культуры и науки. Е, лишались работы, ссылались в отдалённые части страны, подвергались арестам. Своего апогея антисемитизм достиг в "деле врачей". 13 янв. 1953 были арестованы и обвинены в покушении на убийство И. Сталина и др. руководителей сов. гос-ва 9 врачей, из них 6 Е. Смерть И. Сталина не дала развернуться сценарию этого дела, согласно к-рому после публичной казни врачей Е. должны были быть депортированы в Вост. Сибирь на ссыльное поселение. В течение послевоенного периода до смерти И. Сталина были полностью ликвидированы все формы евр. нац. проявления: пресса, музеи, общ. орг-ции, театры и т. д. В 1940-50-е гг. Е. подверглись насильственной ассимиляции. Любое проявление связи с еврейством порицалось; само слово "еврей" не принято быЛо упоминать. В офиц. прессе Е. как этнос стали рассматриваться как нелояльная к гос-ву группа. После провозглашения гос-ва Израиль в 19^8 Е. СССР было запрещено репатриироваться в него, были приняты меры для подавления любых проявлений нац. чувств. С 1950-х гг. антисемит, пропаганда принимает характер антисионистский, антиизраильский. Во 2-й пол. 1950-х - нач. 1960-х гг. возникли условия для нек-рого восстановления офиц. евр. культуры. В 1961 разрешено издание в Москве журнала на идиш "Советиш Геймланд", в 1962 в Москве создаётся Евр. театр. ансамбль (ныне Евр. театр "Шалом"). Во 2-й пол. 1960-х гг. начинается процесс евр. нац. возрождения, принявший характер массового движения за право на эмиграцию и на алию, или репатриацию в Израиль. Власти отказывают Е. в выезде, и так появляется постоянно растущая группа отказников, взявшая на себя миссию воссоздания евр, нац. бытия. Мн, отказники подверглись репрессиям. В годы существования "отказного" движения в кр. городах СССР сложились основы для неподконтрольного властям функционирования евр. общ. жизни и культуры. Повсеместно возникали кружки изучения иврита, религии, истории, философии, клубы знакомств и др. В результате эмиграц. поток из СССР с 1967 привел к отъезду ок. 800 тыс. Е., из них ок. 500 тыс. в Израиль, остальные в зап. страны, гл. обр. в США. В 198"-1991 в результате массовой эмиграции Е. из СССР выехало 500 тыс. В послевоенные годы численность Е. в России неуклонно падает. Причины этого явления: ненормальный половозрастной состав и низкая рождаемость вследствие нацистского геноцида во время Второй мировой войны и урбанизированной модели расселения; насильственная ассимиляция, вызванная гос. антисемитизмом сов. периода; начавшаяся в нач. 1970-х гг. эмиграция. Уменьшение числ, Е. остается осн. демографич. тенденцией при нек-ром замедлении ассимиляционных процессов, но росте эмиграции. Продолжает сохраняться высокий процент нац.-смешанных браков (68,5%, 1988), низкая рождаемость, резко повышенная доля старших возрастов в популяции. Впервые в истории рос. Е. в дек. 1989 был созван 1-й съезд евр. орг-ций и общин, к-рый создал Ваад, Конфедерацию евр. организаций и общин СССР, в 1992 на съезде в Нижнем Новгороде создан Ваад России, Федерация евр. орг-ций и общин России, в к-рую вошло ок. 200 разл. евр. орг-ций. В стране возникла сеть евр. школ, дет. садов, культурных и религ, центров, науч. и высших уч. заведений, спортивных, жен., молодежных, партийных, в т. ч. сионистских объединений. В России издаётся ок. 10 евр. газет, в их числе "Биробиджане? штерн" на идиш; моек. "Еврейская газета", санкт-петербург. "Ами-Мой народ", самарская "Тар-бут", моек. совместные российско-израильские издания "Бокер" и "Москва - Иерусалим" и др. В диаспоре неполноправный социально-экономич. статус Е. способствовал формированию специфич. культуры и хоз-ва. Большинство Е. жили в городах, до 19 в. часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто) или местечках. Осн. массу составляли ремесленники и мелкие торговцы, значит. часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие Е. в с.-х. произ-ве обычно ограничивалось, но там, где его стимулировали, возникали, как это было на юге Украины, евр, земледельч. поселения. Была характерна высокая доля лиц свободной профессии, Основу традиц, социальной орг-ции в диаспоре составляла община (кегила), сосредоточенная в гор. поселении или его части; местное самоуправление (кагал) возглавлялось элитой (гвиры, пар-насы). Преобладала малая семья. С 10 в. Е.-ашкеназы перешли к нормативной моногамии, полигиния сохранялась до недавних пор у Е. Бл. Востока, в частности на Кавказе и в Ср. Азии. Брак матри- и неолокальный у ашкеназов. До недавнего времени бытовал левират. Традиц. форма поселения в Вост. Европе - местечко (идиш, "штэтл") - переходное от сел. поселения к гор., где Е. составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое евр. кладбище, Традиц. жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось нек-рыми особенностями - спец. аппликациями или росписью на вост. стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников. Евр. костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религ. норм. Универсальные черты традиц. муж. костюма: шерстяные черно-белые или бело-голубые молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательно покрытие головы спец. шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиц. ашкеназский муж. костюм включал в себя туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком. Характер пищи определяется местными традициями и религ. табу (каш-рут, кошерная пища): запрещается смешение молочных и мясных продуктов; из белковой пищи разрешается есть рыбу, только покрытую чешуей, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанной специальным резником (шойхетом). Основу пищи составляют мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клецки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда, в частности фаршированная рыба (ге-филте фиш), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты, форшмаки. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетеные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др. Богат песенный и танц. фольклор, сохранивший элементы ближневост. мелодики и обогатившийся путём заимствований из музыки окружающих народов. Сохранились т. н. хасидские песни, нар. драматич. инсценировки и карнавалы (пуримшпил). Для повествоват. фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библ. и талмуд, сюжеты. М. А. Членов (Москва). Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994.
Лагерь в Окутицке, 9 июля 1812 года. Евреи глазами французских офицеров[Описание событий в районе Орши] Наполеоновская гвардия нашла здесь возможность сбыть собранные в Москве ассигнации. Некоторые из гвардейцев изрядно запаслись ими. Я еще не знал ассигнаций и только раз видел в Гжатске синюю бумажку, стоимости которой не знал никто из нас. Лишь впоследствии, когда я ознакомился с этими денежными знаками, я понял, насколько чудовищно солдаты обмануты были евреями в Орше при размене денег... Роос. Орша. (Свидетельство очевидца). + + + [Описание событий зимы 1812 года в Вильно] К великому счастью, у меня были еще деньги. Эти почтенные торговцы, конечно, евреи, пускались по обыкновению на всякий риск, чтобы получить какой-нибудь барыш. Они раньше нас пробрались в Вильно, добыли там хлеба и водки, потом вышли нам навстречу и продавали свои товары по баснословным ценам. Нечего и говорить, что дела их шли блестяще: съестные припасы разбирались нарасхват, несмотря ни на какие цены, и с жадностью поглощались, каковы бы они ни были. Голод — лучший из поваров. Фон Зукков. По дороге в Вильно. (Свидетельство очевидца). Евреи глазами русского офицера[Речь идет о Литве весной 1822 года] Среднее сословие — купцы, ремесленники, трактирщики — состояло из многочисленной массы жидов-торгашей, неутомимо деятельных. Ни днем, ни ночью, во время частых моих переездов и переходов, я ни разу не видел спящего жида; питается он бедно, луком и блинами, терпит ругательства и побои, готов бегать целый день за пятак. Главный его двигатель — деньги: с помощью их откупается он легко, когда сам попадется в беду. Жиды потакают беспечности крестьян, давая им взаймы деньги, а в долг — водку, чтобы после жатвы содрать с них по сто процентов и больше, снова обязать и одолжить их и потом разорить совершенно. Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство 1984. с. 86. Далее читайте:История евреев (хронологическая таблица). Иудеи и Израиля цари, царские династии, правившие, по преданию, в Палестине до вавилонского пленения (генеалогическая таблица). Бунд, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (1897-1921), (справочная статья) Гобино Артур де. Опыт о неравенстве человеческих рас. ГЛАВА IV. Ассирийцы; евреи; хореяне. Достоевский Ф.М. Еврейский вопрос (статья). Астафьев П.Е. Еврейство и Россия (письма). 07.02.2005 Дубнов С.Н. Краткая история евреев. Ростов-на-Дону "Феникс", 1997 Карл Маркс. К еврейскому вопросу. Кожинов В. Война и евреи. (глава из книги) Любарев А.Е. Исход из Египта и завоевание Ханаана (статья). Сталин И.В. "Марксизм и национальный вопрос" Судоплатов П.А. "Калифорния в Крыму" (глава из книги Судоплатова П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы) Хереш Элизабет. Купленная революция. Тайное дело Парвуса. Перевод с немецкого И.Г.Биневой. М., 2005, с. 21-27. Фрагмент Евреи в царской России. Цундел Эрнст. Шесть миллионов - потеряны и найдены Ушкуйник В. Памятка Русскому Человеку, М., 1993 Доммерг Полакко де Менас Р. А был ли холокост? Открытое письмо Стивену Спилбергу. Ханукаев Михаил. Таты и евреи или размышления о будущем иудейской молодежи несемитского происхождения. - 07.02.2006 Документы:О высылке Жидов из России 1727 год (документ) О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов... 1742 год (документ) О устройстве Евреев. 1804 год (документ) О воспрещении Евреям, выходящим из Царства Польского, водворяться в России. 1828 год (документ) Свод законов Российской Империи О евреях. 1828 год (документ) Положение о Евреях. 1835 год (документ) Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению. 1844 год (документ) О пересмотре постановлений, ограничивающих права евреев 1906 год (документ) Тезисы по вопросу об отмене черты оседлости для евреев, 1907 г.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |