Ямвлих Халкидский |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ямвлих ХалкидскийЯмвлих (Ἰάμβλιχος) (ок. 280-330)— античный философ, основатель сирийской школы неоплатонизма; ученик Порфирия, продолживший линию развития неоплатонизма, ведшую от Плотина, в область мистики и теургии. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 561.
Ямвлих (ок. 280 — ок. 330) — греческий философ-неоплатоник, основатель сирийской школы неоплатонизма. В своих трактатах «Свод пифагорейских учений», «О египетских мистериях» Ямвлих облекает в философские формы уходящий в прошлое перед лицом побеждающего христианства языческий политеизм с его большим количеством богов различных уровней (боги «небесные», «поднебесные», «охраняющие» людей и народы, демоны). Являясь важнейшим авторитетом в кругах последних язычников, он пытается восстановить теургию (ритуальную магию, которую силится обосновать философски). Его метод комментирования диалогов Платона в этическом, логическом, космологическом и других аспектах пережил античность и нашел приверженцев во флорентийской платоновской Академии в эпоху Возрождения. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 472.
Ямвлих (Ἰάμβλιχος) (ок. 250, Халкис, Сирия, - ок. 330), древнегреческий философ, основатель сирийской школы неоплатонизма, ученик Порфирия. Продолжил тенденцию неоплатонизма к дальнейшей дифференциации основных понятий Плотина ("Единого", "Ума"-нуса, "Души"), учение которого Ямвлих соединял с восточной мистикой. Автор большого "Свода пифагорейских учений" (сохранилось 5 трактатов). В своей чрезвычайно разработанной системе богов различных уровней (боги надмирные - чистые умы и душа, боги небесные, предводительствующие 12 мировыми сферами, - земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира, боги поднебесные и, наконец, "охраняющие" бога и демоны отдельных людей и народов) Ямвлих стремился отстоять политеизм древней мифологии перед лицом побеждавшего христианского монотеизма. В трактате "О египетских мистериях" пытался дать истолкование и классификацию мантики, жертвоприношений и др. обрядов древней религии. Большое историко-философское значение имел метод комментирования диалогов Платона у Ямвлиха (трактовка во всех аспектах - этическом, логическом, космологическом, физическом и др.), определивший все позднейшие неоплатонические комментарии вплоть до флорентийской Академии платоновской (Пико делла Мирандола и др.). А.Ф. Лосев. Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 30. Экслибрис – Яя (+дополнения). – М., Советская энциклопедия. – 1978.
Ямвлих Халкидский — известный философ-неоплатоник конца III — начала IV вв. от P. X., язычник, сириец по национальной принадлежности. Родился в г. Халкида в Келесирии в середине или третьей четверти III века, умер около 325 г. в Антиохии Великой. Выходец из богатой и знатной семьи. В конце 70-х годов III века был учеником Анатолия, епископа Лаодикейского и известного философа своего времени. Затем, по рекомендации своего учителя, продолжил свое образование в Риме, в школе Порфирия, ученика великого философа Плотина, и вошел в ближний круг его друзей. Однако в 90-х гг. между учителем и учеником произошел разрыв, и Ямвлих возвратился в Сирию. Более 10 лет он провел в Апомее, куда спустя некоторое время после смерти Плотина перебрался Амелий, еще один ученик великого философа, перевезший туда большую философскую библиотеку. Во время правления на Востоке императора Галерия (305- 312) Ямвлих отправился в Антиохию и вскоре на деньги, унаследованные от своей семьи, основал собственную философскую школу в Дафне, пригороде сирийской столицы, где и прожил до самой смерти. Ямвлих писал по большей части в чеканной и афористичной манере, за исключением работ эзотерического характера. Комментарии Ямвлиха к сочинениям Платона стали основой для позднего неоплатонизма, их воздействие прослеживается также в византийской богословской литературе вплоть до работ Михаила Пселла в XI веке. В них Ямвлих развивал идею «симфонии диалогов» — абсолютной непротиворечивости работ Платона, которые он считал «богодухновенными». К сожалению, эти комментарии Явлиха сохранились только в виде цитат в сочинениях его последователей. Кроме того, известен ряд сохранившихся до нашего времени трактатов Ямвлиха о Пифагоре и пифагорейском учении, эзотерическое сочинение «О египетских мистериях», а также отрывки и извлечения из других его работ. Большая часть сочинений Ямвлиха сегодня известна только по названиям. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.537.
Ямвлих (Ίάμβλιχος) из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245,— около 330), античный философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял неоплатонизм с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Согласно Дж. Диллону, сочинения Ямвлиха можно разбить на 3 группы: пифагорейско-герметические [компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять), написанный для школьного обихода], порфириево-платонические (комментарии к Платону и Аристотелю) и сочинения, составившие оригинальный вклад Ямвлиха в неоплатоническую философию и написанные после смерти Порфирия: «О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др. Вероятно, Ямвлиху принадлежит сочинение «О египетских мистериях». Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В едином Плотина Ямвлих различает единое полностью неизречённое и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым—сущим. В сфере ума (нуcа) Ямвлих твёрдо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого — жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Таким образом, наряду с «умопостигаемым космосом» Ямвлих вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих проводит учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел). Ямвлих провёл реформу неоплатонического комментария, суть её — в нахождении единственной «цели» (σκοπός) диалога, с которой согласуется всё толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма, авторитет Ямвлиха был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 века. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884; то же, ed. L. Deubner, Lpz., 1937; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz., 1888; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz., 1891; In Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H. Pistelli, Lpz., 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu., 1922 (эти пять трактатов — l,2,.'i,4 п 7-я кн. «Свода пифагорейских учений»); De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18Γι7; lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden 1973.
Ямвлих (Ἰάμβλιχος — транскрипция сирийского или арамейского yamliku «он царь») из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245, — ок. 325) — античный философ-неоплатоник, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и Халдейских оракулов, соединял философскую раз-работку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Ямвлиха в Апамее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Ямвлих составил компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять: «Жизнь Пифагора», «Увещание к философии (Протрептик)», «Об общей математической науке», «Комментарий к Введению Никомаха», «Теологумены арифметики»), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических (см. Афинская школа), и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к «Федру», «Тимею» и «Пармениду», отдельные замечания из комментариев к «Алкивиаду I», «Федону», «Филебу», «Софисту»; есть свидетельства о комментариях Ямвлиха к «Категориям», «Аналитике 1», «Об истолковании» и к трактату «О небе»), а также сочинения «О богах», «О речи Зевса в «Тимее»», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах», фрагменты трактата «О душе» и др. Ямвлиху принад-лежит также сочинение «О египетских мистериях» (в 10 кн.), в котором в ответ на «Письмо Анебону» Порфирия он защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона. Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В Едином Плотина он различает единое полностью неизреченное и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Ямвлих твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие—жизнь—ум, т. е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого — жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «несущего» мышления. Т. о., наряду с «умопостигаемым космосом» Ямвлих вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих развивает учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел). Ямвлих провел реформу неоплатонического комментария, суть ее в нахождении единственной «цели» (…) диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались Пергамская и Афинская школы неоплатонизма, авторитет его был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в. Ю. А. Шичалин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, Т – Я, с. 513.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Сочинения:De vita pythagorica, ed. L. Deubner. Lipsiae, 1937 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); lamblichus. On the Pythagorean Way of Life, text, transl., and notes by J. Dillon and J. Hershbell. Atlanta, 1991, trad. francpar L. Brisson et A. P. Segonds. P., 1996; Protrepticus, ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1888, Stuttg., 1967 (индекс); De communi mathematica scientia liber, ed. N. Festa. Lipsiae, 1891 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); In Nicomachi arithmeticam introductionem liber, ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1894 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); Theologumena arithmeticae, ed. V. de Falco. Lipsiae, 1922 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975) (эти пять трактатов — соответственно 1, 2, 3, 4 и 7-я книги «Свода пифагорейских учений»); Les mysteres d'Egypte, texte et. et trad, par E. des Places. P., 1966; In Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with transl. and comm. by J. Dillon. Leiden, 1973; De anima, trad, par A. J. Festugiere, in: La Revelation d'Hermes Tristmegiste, t. Ill: Les doctrines de I'ame, p. 177—264 (обширные примечания). Рус. пер.: Жизнь Пифагора, пер. и вступ. ст. Р. В. Светлова. СПб., 1997; пер. В. Б. Чернышевского. М., 1997; О египетских мистериях, пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского. М., 1995; Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, пер. И. И. Маханькова.— В сб.: Знание за пределами науки, сост. И. Т. Касавин. М., 1996. Литература:Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. I. М., 1988, с. 122—301; Dalsgaard Larsen В. Jamblique de Chalcis. Exegete et philosophe, vol. 1—2. Aarhus, 1972 (Appendice Testimonia et fragmenta exegetica); Larsen B. D. La place de Jamblique dans la philosophie antique tardive. Places E. des, La religion de Jamblique.— De Jamblique a Proclus, Neuf Exposes suivis de Discussions, prep, par H. Dorrie, Vandoeuvres-Gen., 1975 (Entretiens sur I'Antiquite classique XXI), p. 1—26, 69—102; Steele. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism: lamblichus, Damascius, and Priscianus. Brux., 1978; Dillon J. lamblichus of Chalcis.- ANRW II, 36.2, 1987, p. 862-909; O Meara D. Pythagoras revived. Oxf., 1989; Nasemann B. Theurgie und Philosophie in Jamblichs «De mysteriis». Stuttg., 1991. История философии, т. 1, М., 1940, с. 372 - 75; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Bd 1 - Die Philosophie des Altertums, В., 1926 (лит.).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |