Марк Теренций Варрон Реатинский |
|
116-27 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Марк Теренций Варрон РеатинскийВаррон Марк Теренций (116—27 до н. э.). Крупнейший римский ученый-энциклопедист. Варрон получил образование в Риме и Афинах и делал обычную общественную карьеру, пока Юлий Цезарь не поставил его во главе новой публичной библиотеки в Риме. После смерти Цезаря он удалился от дел, чтобы продолжать свои научные занятия, и, по преданию, написал более 600 книг с необъятным охватом тем. Основным произведением были «Человеческие и божественные древности». До нас дошли фрагменты «Менипповых сатир», трактат «О сельском хозяйстве», а также сочинение «О латинском языке». Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.47.
Варрон Марк Теренций (Marcus Terentius Varro) (116-27 до н. э.) - римский писатель и ученый. Родился в богатой и политически влиятельном семье в г. Реате Сабинской области (почему и называется иногда Реатинским). Сторонник Помпея и сенатской партии, прошел ряд магистратур до претора включительно. Участвовал в войне с пиратами; во время войны Цезаря с Помпеем (49-48 до н. э.) Помпей вверил ему защиту Западной Испании, но Варрон вынужден был сдаться Цезарю. Цезарь простил его и поручил организовать в Риме публичную библиотеку (греческую и латинскую). Марк Антоний объявил Варрона вне закона, и ему едва удалось спастись. По окончании Гражданских войн в Риме Варрон целиком занялся научной деятельностью, которой и раньше посвящал много времени. Варрон - энциклопедист, о чем свидетельствует широта его интересов (поэзия, история литературы, риторика, лингвистика, философия, история, география, математика, юриспруденция, сельское хозяйство) и обилие написанных им трудов (более 600 книг). Главные сочинения: "Старина в людском быту и в обрядах богослужебных" ("Antiquitatum rerum humanarum et divinarum libri 41") (дошли только отрывки); "Латинский язык" ("De lingua latina") (из 25 книг дошли 5-10; 5 и 6 целиком, остальные в отрывках); "Седьмицы" ("Hebdomades") - первое в латинской литературе иллюстрированное сочинение, содержавшее 700 портретов знаменитых римлян и греков с краткой справкой о каждом (утеряны); "Энциклопедия" ("Disciplinarum libri 9") - изложение разных отраслей знания (грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка, медицина, архитектура) (утеряна); "Сельское хозяйство" ("Rerum rusticarum libri 3") - руководство по полевому хозяйству, скотоводству и приусадебному хозяйству (разведение домашней птицы, пчел, рыбы), интересно обилием бытовых подробностей и сведений о жизни итал. деревни. (Сохранилось целиком. Рус. пер. "Сел. х-во", кн. 2, пер. М. Сергеенко в книге "Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о с. х-ве", 1937; 2 изд. (без перемен), 1957); "Менипповы сатиры" ("Saturae Menippeae") - подражание сатирическим диалогам философа-киника Мениппа (3 в. до н. э.), в которых проза и стихи перемежаются; в них Варрон нападает на пороки современников, восхваляет старинные нравы и простую жизнь древних римлян. (Сохранились многочисленные заглавия и отрывки). M. E. Сергеенко. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Литература: Помяловский И. В., М. Теренций Варрон Реатинский и Мениппова сатира, СПБ, 1869; Boissier G., Étude sur la vie et les ouvrages de M. T. Varron, P., 1861; Dahlman H. M., T. Varron, в кн.: R-W-К, Suppl., Bd 6, S. 1172..., Stutt., 1935.
Варрон, Марк Теренций (Marcus Terentius Varro) (116 до н. э., Реата Сабинской области — 27 до н. э.) — римский писатель и ученый-антиквар. Происходил из древнего плебейского рода, который был причислен к всадническому сословию. Как и его друг Цицерон, Варрон получил образование сначала в Риме, а затем в Афинах, в школе философа Антиоха Аскалонского, которая основывалась на платоновской традиции, но иногда пыталась примирить взгляды стоиков, академиков и перипатетиков. Политическая карьера Варрона сложилась успешно: он был плебейским трибуном, квестором, эдилом, претором; возможно, занимал и жреческие должности; военная карьера была тесно связана с Гнеем Помпеем. Под командованием Помпея Варрон воевал в Испании против Сертория, боролся с пиратами и был награжден морским венком (corona navalis), возможно, участвовал в 3-й войне Рима с Митридатом. Варрон оставался верным Помпею во время его войны с Цезарем. Впоследствии по поручению Цезаря Варрон занялся организацией библиотеки в Риме. После смерти Цезаря подвергся преследованиям со стороны триумвиров, а часть его сочинений погибла. Каталог трудов В. был составлен в IV в. н. э. Иероним и насчитывал 490 томов. По современным подсчетам, Варрон написал 74 работы, которые составили собрание из 620 книг. Все наиболее значимые труды Варрон написал после 60 лет, но от них сохранились лишь небольшие фрагменты. Главное сочинение Варрона — «Древности дел людских и божеских» (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) из 41 книги. В этой работе запечатлена вся история Рима, представленная в гражданских и религиозных институтах, жречествах, богах, обрядах и обычаях. Многие из них стали малопонятны для современников и нуждались в объяснении. Для антикварного метода Варрона характерно цитирование древних документов и авторов, опора на этимологию как основу аргументации. Охват материала говорит об энциклопедической учености Варрона. Его перу также принадлежала историко-литературная энциклопедия «Портреты» (Imagines) с изображениями 700 знаменитых греков и римлян, которые сопровождались двустишиями. От большинства сочинений Варрона сохранились лишь небольшие фрагменты. Исключение составляют трактаты «О латинском языке» (De lingua Latina) и «О сельском хозяйстве» (De re rustica). От первого сохранилось 6 книг из 25, в которых речь идет об этимологии и словообразовании. Энциклопедизм Варрона позволил ему собрать воедино лучшие достижения греко-римского мира во всех областях человеческой деятельности, продемонстрировав культурно-историческое единство Античности. В. известен также своими инженерными проектами: он предлагал соединить мостом Италию и Грецию в том месте, где сходятся Адриатическое и Ионийское моря, изобрел способ создания и тиражирования портретных изображений. В. занимался хронологией римской истории. С помощью своего друга математика Нигидия Фигула он вычислил дату основания Рима — 21 апреля 753 года до н. э. (Варронова эра). При жизни Варрона ему была поставлена статуя в библиотеке Азиния Поллиона. Сочинения Варрона пользовались популярностью в последующие века, их обильно цитировали римские и христианские авторы. О. В. Сидорович. Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016. Литература: Помяловский И. В. Марк Теренций Варрон Реатинский и Мениппова сатура. СПб., 1869; Сидорович О. В. Анналисты и антиквары: римская историография конца III — I в. до н. э. М., 2005; Cardauns B. Marcus Terentius Varro. Einfürung in Sein Werk. Heidelberg, 2001; Rawson E. Intellectual Life in the Late Roman Republic. Baltimore (Md.), 1985.
Варрон, Марк Теренций Варрон Реатинский (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116 до н.э., Рим — 27 до н.э., Реате) — римский государственный деятель, писатель, ученый-энциклопедист. Принадлежал к сословию всадников. Получил строгое староримское образование, среди своих учителей часто упоминает грамматика стоической школы Люция Элия Стилона. Ок. 84—82 в Афинах слушал лекции Антиоха Аскалонского. Варрон — образец универсального ученого-филолога эллинистического типа, не ограниченного рамками отдельной дисциплины, знатока-эрудита; автор множества сочинений (из которых сохранились полностью только «О сельском хозяйстве» и 6-я книга «О латинском языке», остальные дошли во фрагментах или известны по названиям). В гражданской войне 49 выступал против Цезаря; однако в 47 Цезарь, ценя ученость Варрона, поручает ему организацию государственной библиотеки в Риме. Варрон писал по истории римского народа («Старинные установления человеческие и божественные» в 41 кн. — древнейший период становления Рима, законы, религия и культы римлян, сводка в 9 кн. была популярна от Вергилия до Макробия; «О жизни римского народа», «О происхождении римлян» и др.), по истории литературы («О поэтах», «О сценических представлениях», «О комедиях Плавта» и др.), по языкознанию («О латинском языке», «О происхождении латинского языка», «О сходстве слов» и др.). Для истории педагогики огромное значение имели написанные около 33/34 сочинения «Науки» (Disciplinae), в которых Варрон соединил достижения греческой (Платон, Исократ) и римской (Катон) педагогической мысли и определил крут дисциплин, необходимых для воспитания свободного гражданина: грамматика — риторика — диалектика; музыка — арифметика — геометрия — астрономия; медицина — архитектура. Первые три и следующие четыре составили впоследствии как «тривиум», так и «квадривиум» — систему «семи свободных искусств» (в которую не были включены медицина и архитектура). Философская проблематика представлена в сочинениях «О форме философии», «О началах чисел» (сочинение, от-разившее повышенный интерес к пифагореизму в Риме, посвященное пифагорейской символике чисел и повлиявшее на Авла Геллия, Макробия, Фавония Эвлогия, Марциана Капеллу, Цензорина), а также в написанной под влиянием Антиоха Аскалонского книге «О философии». Варрон дает здесь обоснование этики и учение о благе (рефераты у Августина, De civ. Dei XIX 1—3). Он признает 288 теоретически возможных этических позиции, четыре основных естественных состояния (наслаждение-voluptas, отсутствие боли — quies, совмещение того и другого, первичное природное состояние в целом — universaliter prima naturae), стремление к которым может или соотноситься, или соотноситься и не соотноситься, или не соотноситься с добродетелью (3x4 = 12); число позиций увеличивается вдвое (24) в силу того, что их можно проводить ради себя самого и ради других (differentia ex vita sociali); еще вдвое (48) в силу того, что цель может быть достоверной и вероятной (differentia ex Academicis novis); еще вдвое (96) при киническом и некиническом подходе (differentia ex Cynicis); и втрое (288) при соотнесении либо с созерцательной (vita otiosa), либо с деятельной жизнью (vita negotiosa), либо с той и другой вместе. Однако, поскольку отличительные особенности этических позиций не имеют прямого отношения к высшему благу (finis bonorum), их число реально ограничивается 12. Варрон известен также как автор «Менипповых сатир», одна из которых посвящена различным философским направлениям (ftsplctipsaewv): ее фрагмент показывает, что классификации Варрона им самим могли восприниматься как игра ума. Вкус Варрона к числовым спекуляциям отразился на структуре ряда нефилософских сочинений, ср. 9 x 9 раздела трактата «О сельском хозяйстве» или 2x7x7x7+14=700 разделов книги «Образы» (Imagines), посвященной выдающимся грекам и римлянам. Варрону принадлежал цикл диалогов по отдельным вопросам философии и педагогики (т. н. «Логисторики»): «Курион о почитании богов», «Марий о судьбе», «Кат о воспитании детей», «Аттик о числах» и др. Варрон чужд академическому скепсису и считает необходимым принимать certa dogmata; в духе Антиоха Аскалонского развивает преимущественно практическую философию, цель которой — высшее благо, достижимое путем объединения естественных удовольствий и добродетелей, что приводит от vita beata через vita beatior к vita beatissima — блаженнейшей жизни, которая является не только созерцательной (otiosa), но и деятельной. Ряд сообщений о воззрениях Варрона можно найти у Цицерона и Авла Геллия. Августин (De civ. Dei IV 27, VI 5, VI 12) сообщает о трехчастном делении теологии у Варрона на «мифическую», «природную» и «гражданскую» (ср. аналогичное деление у Панэтия). Стоическое влияние (Панэтия, через того же Антиоха) можно усмотреть в воззрении Варрона на бога как на душу, которая своим движением и мыслью правит миром, и в учении о душе как пневме. О влиянии и значении Варрона можно судить по тем эпитетам, которыми его награждали современники и потомки: «муж выдающегося дарования и всевозможной учености» (Цицерон); «ученейший из римлян» (Сенека); «образованнейший» (Симмах); третий (наряду с Вергилием и Цицероном) «великий светоч римлян» (Петрарка). Ю. А. Шичалин Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 356-367.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический справочник). Исторические лица Рима (все римляне) и только императоры (биографический справочник). Сочинения:Langenberg G. (Hg.). М. Terentii Varronis Liber de philosophia, Ausgabe und Erklarung der Fragmente (Diss.). Koln, 1959. Литература:Помяловский И. В., М. Теренций Варрон Реатинский и Мениппова сатира, СПБ, 1869; Сидорович О. В. Анналисты и антиквары: римская историография конца III — I в. до н. э. М., 2005; Boissier G., Étude sur la vie et les ouvrages de M. T. Varron, P., 1861; Dahlman H. M., T. Varron, в кн.: R-W-К, Suppl., Bd 6, S. 1172..., Stutt., 1935. Dahlmann H. Varroniana.-ANRW 1 3 (1973). Delta Corte F. Varrone. Genova, 1954; Boyance P. Sur la tlwologie de Varron. — «Revue des Etudes Anciennes», 1955, 57, p. 57—84; переиздание: Etudes sur la religion romaine. Rom, 1972, p. 253—282; Idem. Les implications philosophiques des recherches de Varron sur la religion romaine. — «Atti del Congresso internazionale di Studi Varroniani», V. 1, Rieti. 1976, p. 80—103; Entretiens sur I'antiquite classique (Fondation Hardt), t. IX (Varron). Vandoeuvre—Gen., 1963 (библиогр.); Skydsgaard J. E. Varron the Scholar. Cph., 1968; Cardauns B. Marcus Terentius Varro. Einfürung in Sein Werk. Heidelberg, 2001; Rawson E. Intellectual Life in the Late Roman Republic. Baltimore (Md.), 1985.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |