Сенека Луций Анней |
|
4 до н. э.— 65 н. э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сенека Луций Анней
IGDA/A. Dagli Orti. Сенека. Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э.— 65 н. э.) — представитель римского стоицизма (Стоики), воспитатель императора Нерона, по приговору которого покончил жизнь самоубийством. Его труды («Нравственные письма к Луцилию» и др.) дошли до нас в подлинниках. Учение Сенеки, отражая конфликтность той эпохи, было крайне противоречиво. Сенека сохранял пантеизм греческих стоиков, рассматривал мир как единое материальное и разумное целое. Сенека разрабатывал главным образом морально-этические проблемы, при правильном решении которых, по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (Атараксия). Свою в основном индивидуалистическую этику он пытается связать с задачами общества и государства. Этика С. оказала большое влияние на выработку христианской идеологии. Энгельс называл Сенеку дядей христианства (Т. 19. С. 307). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 404. + + +Сенека Луций Анней (ок. IV до н. э. — 65 н. э.) — римский философ, поэт и государственный деятель. Сочинения: «Письма к Луцилию»; трактаты «О благодеяниях», «О милосердии», «О спокойствии духа»; трагедии «Эдип», «Медея» и др. Упоминается Гумилёвым при рассмотрении этнической истории римского этноса («Этногенез и биосфера земли», 410). Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 538.
Другие биографические материалы:Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Римский философ (С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013). Баландин Р.К. Хуже, чем война, страх перед войной (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012). Лобач В.В. Представитель стоицического платонизма (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Столяров А.А. Философ-драматург (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Воспитатель будущего императора Нерона (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Воспринял многое из других философских учений (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969). Римский государственный деятель (Энциклопедия «Мир вокруг нас»). Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Тексты:Opera quae supersunt, vol. I–III, ed. E.Hermes et. al. Lipsiae, 1905–14; Seneca, vol. 1–10. L., 1970–79; Epistulae Morales ad Lucilium, ed. L.D.Reynolds, vol. 1–2. Oxf., 1965; Dialogorum Libri Duodecim, ed. L.D.Reynolds. Oxf., 1977; Questions Naturelles, texte établi et. trad. par P.Oltramare, vol. 1–2. P., 1929; Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam (quae vocantur), ed. Cl.W.Barlow. Roma. 1938; в рус. пер.: О провидении, пер. В.Стовик и В.Стейн. Керчь, 1901; Утешение Марции,– В кн.: Браш М. Классики философии, I. СПб., 1907, с. 311–330; О постоянстве мудреца, пер. Л.А.Чернышевой. – В кн.: Историко-философский ежегодник-87. М., 1987, с. 196–216; Нравственные письма к Луцилию, пер. С.А.Ошерова. М., 1977; Трагедии, пер. С.А.Ошерова. М., 1983; О природе и другие трактаты, пер. Τ.Ю.Бородай. СПб., 1999. Луций Анней Сенека. Трагедии. М., 1983 Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М., 1986 Литература:Краснов П.И. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895; Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. Киев, 1906; Gentile M. I fondamenti metafisici della morale di Seneca. Mil., 1932; Montinari M. La metafisica nel pensiero di Seneca. Napoli, 1937; Grimal P. Sénèque. Sa vie, son oeuvre, sa philosophie. P., 1948, 2 ed. 1957; D’Agostino V.Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950, 2 ed. 1962; Ganss W. Das Bild des Weisen bei Seneca. Freiburg (Schw.), 1952; Lana I. Lucio Anneo Seneca. Torino, 1955; Campese L. Seneca e l’epicureismo. Benevento, 1960; Sevenster J. Paul and Seneca. Leiden, 1962; Trillitzsch W. Senecas Beweisführung. В., 1962; Bodson A. La morale sociale des derniers stoïciens. Sénèque, Epictète et Marc Aurèle. P., 1967; Timothy H. The tenets of stoicism, assembled and systematized from the works of L.Annaeus Seneca. Amst., 1973; Griffin M.T. Seneca, a philosopher in politics. Oxf., 1976; Chaumartin F.-R. Le «De beneficiis» de Sénèque, sa signification philosophique, politique et sociale. Lille, 1985; Rist J.M. Seneca and stoic orthodoxy. – ANRW II 36,3. B. – N. Y., 1989, p. 1993–2012; Motto A., Clark J. Seneca. A critical bibliography, 1900–1980. Amst., 1989.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |