Толстой Лев Николаевич |
|
1828-1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Русский мыслитель
Толстой Лев Николаевич (1828— 1910) — русский писатель и мыслитель. В своем творчестве и учении Толстой отразил главным образом эпоху пореформенного-развития России (с 1861 по 1905), историческое своеобразие «всей первой русской революции, ее силу и ее слабость» именно как «крестьянской буржуазной революции» (Ленин В. И. Т. 20. С. 20). Отсюда «кричащие» противоречия в его воззрениях: с одной стороны, беспощадная критика капитализма, официальной церкви, антинародной сущности государства, с другой — проповедь смирения, непротивления злу насилием, утонченной формы религии. На религиозно-философские взгляды Толстого (сложившиеся окончательно после духовного кризиса в конце 70-х гг.) помимо христианства оказали влияние идеи буддизма, других восточных религиозных систем, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. В основе учения Толстого — понятие веры, которую он во многом толкует этико-рационалистически: вера — знание того, что такое человек и в чем смысл его жизни. Последний видит в преодолении отчуждения и свободном объединении людей на основе любви, в слиянии их с богом путем осознания каждым в себе разумно-божественного начала. В этом, с его точки зрения, состоит достигаемый через личное самосовершенствование идеал «истинного», освобожденного от исторических искажений вероучения Христа, включающего и бессмертие духовно-разумной жизни. Согласно Толстому, государство как форма насилия, частная собственность, церковь, вся чуждая народу цивилизация препятствуют воплощению этого идеала, порождая социальные недуги. В итоге он приходит к отрицанию государственности (анархизм), ценности науки и культуры, призывает к опрощению, идеализирует крестьянский труд, общину. Человек, по Толстому, свободен лишь в сфере личностно-духовной, в служении богу (добру, или безусловному, «всемирному невидимому началу»). Социально-исторический процесс направляется божественной волей (провиденциализм) и осуществляется через деятельность масс, отдельная же личность, даже царь, является орудием истории (фатализм). В работах по эстетике («Что такое искусство?», 1897— 1898, и др.) он выступил против декадентства и официальной, «господской», культуры. Толстой понимает искусство как одно из средств общения индивидов (передача чувств друг другу), как деятельность, призванную объединять людей, помогать им побеждать зло, улучшать себя. Поскольку высшую цель человечества Толстой видел в реализации «царства божьего» на земле, он приходит к выводу, что руководящей для искусства должна быть идея нравственно-религиозная, а не эстетическая. Глубоко ошибочна точка зрения буржуазных историков философии, согласно которой заслуга Толстого состоит в том, что он сделал попытку преодолеть секуляризм, т. е. обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии. Толстой велик как художник-реалист («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и др.), как мыслитель-гуманист, выразивший протест масс против несправедливости, социального неравенства и угнетения. Всестороннюю научную оценку творчеству Толстого дали Ленин и другие марксисты. Основные философско-религиозные сочинения Толстого: «Исследование догматического богословия» (1880), «Исповедь» (1880— 1884), «В чем моя вера?» (1882—1884), «Царство божие внутри нас» (1891), «Путь жизни» (1910). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 461-462.
Дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Вернуться на главную страницу Л.Н. Толстого
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |