Толстой Лев Николаевич |
|
1828-1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Создатель религиозно-философского ученияТолстой Лев Николаевич (28.08(9.09). 1828, Ясная Поляна Тульской губ. - 7(20). 11. 1910, ст. Астапово Рязано-Уральской ж. д., ныне ст. Лев Толстой Липецкой обл.) - писатель, создатель религиозно-философского учения, в центре которого поиски смысла жизни, разработка новой «истинной религии» всеобщей любви, добра, ненасилия. Учился на восточном отделении по разряду арабо-турецкой словесности (1844-1845), затем юридическом факультете (1845-1847) Казанского университета. Не закончив курса, поставил перед собой обширную программу самообразования, реализацией которой занимался в течение всей жизни. В 1851-1855 годы служба в артиллерии на Кавказе, участие в обороне Севастополя, затем выход в отставку. С конца 50-х годов Толстой целиком посвящает себя литературному творчеству. Духовное развитие Толстого отличалось сложностью, сопровождаюсь постоянными сомнениями, рано выработавшимся скептицизмом. К 40-60-м годам относится становление его мировоззрения. В дневниках, заметках «О цели философии» (1847) им поставлены вопросы, которые станут главными в его творчестве: сущность и смысл жизни, се обусловленность природой и общественной средой, единство божественного и человеческого в любом из индивидов, идеал и средства его достижения, сущность искусства и др. В «Эпилоге» к роману «Война и мир» Толстой сформулировал философско-историческую концепцию, основанную на критическом переосмыслении точки зрения, признающих решающее значение в истории действий выдающихся личностей, факторов сознания, культуры, просвещения и т. д. История - это жизнь народов и человечества в целом, столкновение свободы и необходимости, сложное переплетение людских интересов («дифференциалов истории»). В стихийных «роевых» действиях народных масс, по Толстому, реализуется провиденциальный ход исторических событий (например, война 1812 года). В конце 70-х - 80-е годов Толстой создал ряд религиозно-философских сочинений: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас», «О жизни», «Так что же нам делать?» и др. Это время духовного переворота, который произошел в результате переосмысления западной и восточной философии, а также христианства и других мировых религий. При этом влияние идей Ж. Ж. Руссо на Толстого было едва ли не самым главным (по его собственному признанию, еще в 15 лет он носил на шее медальон с портретом Руссо вместо нательного креста). Учение И. Канта о морали как особом духовном мире руководствующегося долгом человека, стаю одним из источников этики любви Толстого. Под влиянием идей А. Шопенгауэра он пришел к пониманию природы как наполненного духом и волением Бога целостного образования, существующего в безграничном пространстве. В конфуцианстве Толстого привлекли идеи о важной роли морали в обществе, о человеке как частице рода, общественного целого. Идея Лао-Цзы о недеянии как способе предвидения будущего и избегании зла, буддийское представление о нирване - эти и другие достижения восточной мудрости также оказали воздействие на Толстого. Мир стал представляться Толстому как гармоническая цельность, единое, или Бог. Он подверг критике всевозможные разновидности гедонизма и утилитаризма в этике, призывал осуществить переход от морали эгоизма к морали добра или блага для всех. Особый акцент Толстой делает на евангельские заповеди, обращенные ко всем людям, - «братьям между собой и детям перед бесконечностью, или Богом». Последний период жизни и творчества Толстого можно определить как «проповеднический» (с конца 80-х годов). В эти годы формируется толстовство как религиозно-общественное движение. В публицистических статьях Толстой остро критикует государство и церковь как органы насилия над людьми, подавляющие личностные и творческие начала. В философско-энциклопедических работах «Круг чтения», «Путь жизни» он приходит к представлению о едином мире, в котором выражаются идеи добра, истины и красоты, а природное, разумное и нравственное образуют прочную гармонию. Для Толстого было характерно неортодоксальное, рациональное и внеконфессионалыюе понимание Бога. Бог для него есть любовь к жизни, гармоническое единство материи и духа, универсальная и вечная целостность («Критика догматического богословия», «Соединение и перевод четырех евангелий»), Толстой отрицает троичность Бога, как противоречие здравому смыслу. Учение о Троице воспринимается им как вариант языческого многобожия в христианстве. Образ Христа для Толстого есть образ не бессмертного Богочеловека, а смертного человека с божественными свойствами. Христос - это герой человечества, взявший на себя вину за его грехи, показавший тот истинный путь, по которому оно должно пойти: от хаотичного состояния к гармоническому разумному устроению, при котором высшим мерилом человечности будет нравственность. Стержнем учения Толстого является, по определению Зеньковского, «панморализм», т. е. подчинение всего морали. Через космическую любовь, соединяющую единичное и общее, случайное и необходимое, религиозная связь человека с Богом становится его нравственным отношением к бесконечному миру, человеческому роду, др. человеку. Религия и нравственность, таким образом, означают одно и то же. Своеобразной квинтэссенцией мировоззрения Толстого является учение о ненасилии. Его предпосылки - в мировоззренческих основах таких религий, как даосизм, буддизм, индуизм и др. Христианская мораль для Толстого есть осознанное человеком средство приближения к идеалу единого, или блага. Ненасилие и служит непременным условием любви, дающей благо жизни. Отсюда моральный аспект ненасилия означает реализацию человеком идеи самосовершенствования общества, которое происходит благодаря любви. В религиозном смысле ненасилие есть освобождение людей от ложных вер и идеалов, непризнание ими святости церковной иерархии. В целом учение о ненасилии можно квалифицировать как гуманистическую религиозную утопию, обращенную в будущее. В измененном виде (ахимса) оно было использовано лидерами индийской национально-освободительной борьбы (М. Ганди, Д. Неру и др.). Учение Толстого не утратило своей актуальности и в наши дни. В отношении к государству у Толстого прослеживаются анархистские настроения, т. к этот институт рассматривается как орган подавления личности, возникший по необходимости, но ставший в дальнейшим орудием обмана и насилия. Отказ от участия в государственном насилии - военном, судебном, идеологическом, экономическом и др. — является, по Толстому, мощным средством улучшения общества. В своих эстетических трактатах («Что такое искусство», «Об искусстве» я др.) Толстой отстаивал активную социальную роль искусства, критиковал «непонятный народу» формализм. Главным критерием художественности он считал «заразительность» искусства, т. е. его нравственно-эмоциональное содержание и степень воздействия на людей. Толстой оказал значительное влияние на русскую философию конца XIX-XX веков. Ее основные представители так или иначе высказали свое отношение к учению Толстого, что породило широкий спектр оценок - от горячего одобрения его идей (Страхов) до столь же горячего неприятия их (Флоровский и др.). Последний считал Толстого сторонником «моралистической робинзонады» в духе Просвещения XVIII века и «последовательным нигилистом». Михайловский положил начало традиции, согласно которой Толстой оценивался как «из ряда вон выходящий беллетрист и как плохой мыслитель». Несмотря на известную идейную близость Толстого к народничеству (Зеньковский писал даже о «религиозном народничестве» Толстого), учение писателя не получило широкого распространения в этой среде. Критическое отношение к нему стали разделять также русские марксисты, начиная с Плеханова («гениальный художник и крайне слабый мыслитель»), Ленин критиковал религиозную философию Толстого, высоко оценивая толстовскую критику государства, частной собственности на землю, судопроизводство и т. п. и посвятил писателю цикл из пяти статей. Федоров, искавший у Толстого поддержки своему учению о всеобщем воскрешении и отчасти получивший ее, был вместе с тем шокирован резкими выпадами Толстого против науки. Нетрадиционная религия Толстого оказалась созвучной религиозным поискам представителей «нового религиозного сознания», в т. ч. Розанову и Мережковскому. Однако участники сборника «Вехи» выступили против толстовского «опрощения», основанного на идеализации крестьянской культуры. Апогеем критики Толстого явилась работа И. А. Ильина «О сопротивлении злу силою», в которой борьба с «моралью бегства» Толстого была объявлена центральной задачей русской философии XX века. Коренным недостатком этики Т. Ильин считал перенесение борьбы со злом во внутренний мир человека и уклонение от борьбы со злом внешним, что оборачивается по его мнению, «религиозным безволием» и «духовным безразличием». Многие мыслители русского зарубежья, характеризуя идейную атмосферу «серебряного века», отдавали должное духовному вкладу Толстого, считали его мыслителем характерного русского склада (Бердяев), соединяющего «религиозную страстность» с недооценкой «бесстрастного теоретического понимания мира» (Франк). В советский период глубокие исследования философии Толстого принадлежали перу Асмуса. M. А. Маслин, E. И. Гачин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 642-644. Сочинения: Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М., 1928-1958; Путь жизни. М., 1993; Философский дневник / Сост. А. Н. Николюкин. М., 2003. Литература: Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995; Розанов В. В. Л. Н, Толстой и русская церковь // Розанов В. В, Соч. Т. 1. Религия и культура. М., 1990. С. 355-368; Ленин В. И. О Л. Н. Толстом, М., 1969; Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 5-132; Плеханов Г. В. Статьи о Толстом. М., 1924; Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Избр. филос. труды. М., 1969. Т. 1.С.40-101:ЛЬдаовЯ. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист, М., 1985; Полтавцев А. С. Философское мировоззрение Л Н. Толстого. Харьков, 1974; Рачин Е. И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993; Он же. Лев Толстой и русская идея. М., 2001; Лев Толстой, pro et contra. Спб., 2000; Мардов И. Б. Лев Толстой: Драма и величие любви. М., 2005. История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008. С. 271-282; Л. Н. Толстой: Энциклопедия/Сост. И. И. Бурнашева. М., 2009; Berlin I. The hedgehog and the Fox. An essay or. Tolstoy's view of history. L., 1967; Greenwood E. 8. Tolstoy: the comprehensive vision. L., 1975; Fausset H. A. foistoy. The inner drama. N. Y.. 1968; Weisbeitt N. Tolstoi. P., 1968. Вернуться на главную страницу Л.Н. Толстого
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |