Толстой Лев Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Толстой Лев Николаевич

1828-1910

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Толстой в Ясной Поляне.

Толстой Лев Николаевич (28.VIII(9.IX).1828 - 7(20).XI.1910) - русский писатель, граф. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии. Отец Толстого - граф Н. И. Толстой, мать - урожденная княжна М. Н. Волконская. С 1844 года Толстой учился в Казанском университете, сначала на восточном факультет, затем на юридическом. В 1847 году он оставил университет и возвратился в Ясную Поляну. В 1851 году на Кавказе Толстой поступил на военную службу; здесь он написал повести «Детство» (опубликована в 1852 году), «Отрочество» (опубликована в 1854 году). С ноября 1854 года Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 году оставил военную службу в чине поручика артиллерии. Со времени обороны Севастополя Толстой пришел к убеждению о необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости. В конце 50-х годов принимал участие в обсуждении проектов крестьянской реформы. Толстой дважды ездил за границу (Франция, Швейцария – 1857 год; Франция, Англия, Германия - 1860-1861 годы). В эти годы Толстой с негодованием писал о современной ему европейской буржуазной действительности. Но уже в это время обнаруживаются слабые стороны мировоззрения Толстого, в частности отрицание исторически прогрессивной роли цивилизации.

За границей Толстой узнал об отмене крепостного права в России. По поводу царского манифеста 19 февраля 1861 года Толстой писал А. И. Герцену, что «мужики положительно недовольны», и назвал «Положения» об освобождении крестьян совершенно напрасной болтовней (см. Полн. собр. соч., т. 60, 1949, с. 377).

Возвратившись в Россию, Толстой принял участие в осуществлении крестьянской реформы, был мировым посредником в Крапивенском уезде Тульской губернии. При разделе земли защищал интересы крестьян, что вызвало озлобление помещиков, и Толстой был отстранен от должности. Много сил Толстой отдал организации народных школ. На опыте своей яснополянской школы (1859-1862) Толстой разрабатывал оригинальную педагогическую систему, основанную на уважении личности ребенка и отсутствии принуждения. Большое значение придавал Толстой связи школы с жизнью, обучению практическим знаниям и навыкам.

В 1862 году Толстой женился на С. А. Берс и 20 лет прожил с семьей в Ясной Поляне, изредка выезжая в Москву, Петербург. В этот период он написал романы «Война и мир» (1863-1869), «Анна Каренина» (1873-1877) и другие произв. После покупки (1882) в Москве дома в Долго-хамовническом переулке (ныне улица Льва Толстого) по зимам Толстой жил в Москве. Он изучал жизнь городских низов, участвовал в переписи населения в Москве. Революционная ситуация 1879-1880 годов способствовала усилению оппозиционные отношения Толстого к царившим в России порядкам.

Духовный рост Толстого был сложным и противоречивым. Он остро пережил разрыв с той средой, к которой принадлежал по рождению и воспитанию. Об этом он написал в «Исповеди» (1882), первом запрещенном цензурой произведении Толстого. В 80-е годы Толстой теоретически обосновывал свое миропонимание, создал свою религиозно-философскую систему, (трактаты «Критика догматического богословия», «Соединение и перевод четырех евангелий», «В чем моя вера» и др.). В 1889-1899 годы Толстой работал над романом «Воскресение». К концу 19 века Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей (см. Толстовство) в России, Западной Европе, а также в Индии, Японии и др. Большой общественный резонанс имела публицистика Толстого 900-х годов, в частности статьи «Одумайтесь!» (против русско-японской войны) и «Не могу молчать» (1908) с протестом против смертных казней. Толстой в своих письмах Александру III и Николаю II смело и настойчиво протестовал против всяческих проявлений произвола и насилия самодержавного режима.

28 октября 1910 года Толстой тайно уехал из Ясной Поляны, бежав от семьи и общества, к которому принадлежал, но которое отвергал. В дороге Толстой заболел воспалением легких; скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Похоронен без церковного обряда в Ясной Поляне при огромном стечении народа.

Лев Николаевич Толстой работы И.Н. Крамского. 1873 г.

 

Для Толстого - художника и мыслителя - характерен постоянный интерес к истории. На его исторические воззрения наложили отпечаток идеи просветительской французской философии 18 века. Еще студентом Толстой изучал Монтескье, сравнивая его «Дух законов» с «Наказом» Екатерины II. С тех пор у Толстого навсегда осталось стремление искать законы, управляющие человеческой жизнью. Он изучал историю Французской революции конца 18 века, собирал материалы об эпохе Петра I, о восстании декабристов. Толстому были известны труды Д. Юма, А. Тьера, Ж. Мишо, а также многих русских историков. Наиболее близкой Толстому была традиция Н. М. Карамзина в освещении исторических событий с точки зрения нравственного идеала. В 60-е годы и позднее Толстой встречался с известными историками М. П. Погодиным, А. С. Хомяковым, С. М. Соловьевым, М. И. Семевским, археографом и библиографом П. И. Бартеневым. В истории Толстого интересовало не летописание, не просто собирание разнообразных фактов, но «закон, производящий всеобщее движение», т. е. философия истории. Его внимание привлекали эпохи социальных сдвигов, коренных перемен народной жизни.

Свое понимание истории Толстой выразил в «Дневнике» записью: «Цель истории - знание движения человечества» (там же, т. 48,1952, с. 87). В подходе Толстого к проблемам истории обнаруживаются яркие демократические тенденции. Он видит главную движущую силу истории не в избранных личностях, а в народе: «История не есть история монархов и писателей», - утверждает Толстой в романе «Война и мир» (там же, т. 12,1930, с. 313). Толстой сохранил на всю жизнь убеждение в том, что как бы ни изменялись формы человеческого общежития, всегда остается один непреложный закон добра, под которым он понимал неминуемую победу добра над злом, справедливости и человечности над произволом и насилием. Творчеству Толстого свойственны поиски проявления этого закона в любых ситуациях и обстоятельствах. Обнаружить внутреннее движение, становление, развитие человеческого характера под мозаикой внешних фактов - так представлял Толстой свою главную художественную задачу. Художественный метод Толстого в полной мере раскрылся и в его работе над исторической темой. В романе «Война и мир» Толстому удалось через множество подробностей жизни передать ее истинное движение, достигнуть редкой эпической широты, превратить исторических «героев» в живых людей. В дневниках, заметках, статьях Толстой высказывал мысли об истории, нашедшие впоследствии всестороннее выражение в романе. Для чего необходимо знание истории, каков предмет истории как науки, какие существуют точки зрения на силы, управляющие историческим процессом, - вот вопросы, разрешения которых искал писатель. Толстой выступил против распространенного в те годы вульгаризированного гегельянства, в особенности против тезиса «все действительное разумно». Полемике с гегелевской концепцией посвящена статья «Прогресс и определение образования» (1862-1863). В ней Толстой формулирует мысль, ставшую основой его понимания истории: «Закон прогресса или совершенствования написан в душе каждого человека и, только вследствие заблуждения, переносится в историю» (там же, т. 8, 1936, с. 333). Однако фатализм Толстого надо понимать весьма ограниченно: он фаталист, когда считает, что историческое движение совершается в силу закона предопределения, а не по воле великих личностей; в то же время он выступает против фатализма, утверждая, что человек должен быть деятельным в силу закона прогресса, начертанного в душе каждого. Только деятельность эта, по мнению Толстого, должна проявляться не в сфере общественной жизни, внешней, с его точки зрения, а в сфере нравственной. Однако сам Толстой в своей деятельности не ограничивался нравственной областью, а выступал активным борцом с социальным злом.

С кругом проблем философии Гегеля связаны у Толстого вопросы философии истории * в «Войне и мире», причем Толстой не только спорит с Гегелем, но в некоторых своих мыслях сближается с ним. Так, и Гегель и Толстой одинаково признают, что люди, преследующие свои частные цели, одновременно осуществляют и общие цели, которые достигаются независимо от их сознания. В духе идей Гегеля рассматривает Толстой в философском эпилоге «Войны и мира» вопрос о свободе и необходимости. В отличие от Гегеля, в деятельности личности Толстой считал главным моральную оценку исторического действий и нравственную ответственность личности. С этой позиции Толстой развенчивает культ Наполеона. Посетив в 1857 году гробницу Наполеона в Доме инвалидов (Париж), Толстой записал в Дневнике: «Обоготворение злодея ужасно» (там же, т. 47, 1937, с. 118).

В «Войне и мире» - то скрытая, то явная полемика с Тьером, с его "Histoire du Consulat et de l'Empire", где Наполеон прославлен как «человек удачи», блестящий военный оратор, умеющий говорить с солдатами на их языке. Наполеон у Толстого смешон и жалок потому, что постоянно, как плохой актер, тщится играть роль управляющего событиями, истинный смысл которых от него скрыт. Выступая против буржуазного культа сильной личности, Толстой утверждает: «... Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (там же, т. 12, 1937, с. 165). Толстой стремился постичь значение каждой бесконечно малой величины в сумме миллионов равнодействующих, из которых складывается историческое движение. «Движение народов производит не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей...» (там же, с. 322). Для Толстого подлинные деятели истории - солдаты и матросы - участники обороны Севастополя 1854-1855 годов; такими он изобразил их в «Севастопольских рассказах». В «Войне и мире» Толстой показал, что основной силой, обеспечившей России победу над Наполеоном, был народ, подчинивший своей нравственной мощи все передовое в русском обществе. Война России с иностранными захватчиками изображена в романе как война народная, справедливая. Русские подняли «дубину народной войны», которая «...гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» (там же, с. 120-21). И Бородинская битва, по мнению Толстого, была прежде всего нравственной победой русского народа. Преувеличению буржуазной историографией роли личности в историческом процессе Толстой противопоставил свое убеждение в решающей роли народа в мировой истории. Типичные национальные черты русского народа Толстой видел в том, что основная масса крестьянства выступала как активная сила, движимая волей к победе над врагом. Однако Толстой в образе Платона Каратаева показал ту пассивность, покорность судьбе, незлобивость, которые были присущи некоторой части патриархального русского крестьянства. В романе и тема «маленького человека», характерная для русского реализма 1-й половины 19 века, предстала в ее историческом аспекте.

Последующие романы Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение» были написаны о современности, но и в них Толстой смотрит на окружающую его повседневность глазами историка. В романе «Анна Каренина» он обнаруживает в личном, семейном тенденции переломной эпохи; очень наглядно показаны и социально-экономические сдвиги пореформенной России. Цитируя в статье «Л. Н. Толстой и его эпоха» слова одного из главных героев романа - Левина, В. И. Ленин писал: «"...У нас теперь все это переворотилось и только укладывается", - трудно себе представить более меткую характеристику периода 1861-1905 годов» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 100 (т. 17, с. 29)). Пессимистическая окраска романа «Анна Каренина» объективно является реакцией Толстого на быстрое развитие в России капиталистических отношений. Разрушались старые формы жизни и дворян и крестьян, складывались новые буржуазные формы, органически чуждые Толстому. «Пессимизм, непротивленство, апелляция к "Духу", - писал В. И. Ленин, - есть идеология, неизбежно появляющаяся в такую эпоху, когда весь старый строй "переворотился" и когда масса, воспитанная в этом старом строе, с молоком матери впитавшая в себя начала, привычки, традиции, верования этого строя, не видит и не может видеть, каков "укладывающийся" новый строй, какие общественные силы и как именно его "укладывают", какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам "ломки"» (там же, с. 102 (т. 17, с. 31)). В «Воскресении» за обыкновенной историей горничной Катюши Масловой встает широкая панорама предреволюционной России. Исследованию глубокого социального неравенства и контрастов в русском обществе 2-й половины 19 века Толстой посвятил роман «Воскресение». В романе Толстой показал нищую, разорившуюся деревню, царскую тюрьму и ее узников, сибирскую ссылку и революционеров, дал обличительное изображение суда, церкви, высшего чиновничества, всего государственного и общественного строя царской России. К большинству революционеров Толстой относился с явной симпатией, сочувствовал их борьбе. Однако Толстой симпатизирует не пролетарским революционерам, а лишь революционерам-народникам, выходцам из интеллигентной и крестьянской среды, близкой ему по своим нравственным убеждениям. Толстой по характеру своего мировоззрения не мог сделать революционных выводов, которые неизбежно вытекали из художественной логики «Воскресения».

Задуманные Толстым исторические сочинения - роман из эпохи Петра I (1870-1873) и «Декабристы» (1863-1884) остались незавершенными. Однако изучение исторических источников, обдумывание их было важно для формирования взглядов писателя на русскую историю. Петровская эпоха привлекала Толстого потому, что в ней, по его выражению, заключался «весь узел русской жизни...» (Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 349). В реформах Петра I Толстой видел не только положительные, но и отрицательные стороны: пагубен был тот разрыв «склада жизни», который образовался вследствие реформ между высшим сословием и народом.

С начала 60-х годов Толстой в течение нескольких десятилетий готовил материалы к роману о декабристах. Он встречался с декабристами С. Г. Волконским (дальним своим родственником), П. Н. Свистуновым, А. П. Беляевым. У Толстого был замысел противопоставить декабристов, перенесших каторгу, но сохранивших нравственную высоту, тем их бывшим единомышленникам, которые ради карьеры отошли от идеалов декабризма и умерли духовно прежде своей физической смерти.

Толстой по-своему ответил на главный вопросы русского общественного развития 19 века. Он видел историческую миссию России в том, чтобы «...внести в мир идею общественного устройства без поземельной собственности» (там же, т. 48, 1952, с. 85). Эта мысль, высказанная писателем в конце 60-х годов, в дальнейшем стала главенствующей в его мировоззрении, которое В. И. Ленин в 1910 году охарактеризовал как выражение «...примитивной крестьянской демократии...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 20 (т. 16, с. 294)). В своих политических и философских воззрениях Толстой расходился с революционными демократами. Но «мужицкому» демократизму Толстого всегда претила либерально-реформистская деятельность. Средством преобразования мира Толстой считал не реформы, а мирную революцию духа, которую он противопоставлял революции политической. Дух бунтарства, которым проникнуто все миросозерцание Толстого, нашел после духовного кризиса 80-х годов окончательное выражение в его своеобразной нравственной проповеди, антигосударственной и антицерковной. Толстой выступил с беспощадной критикой всех устоев современного ему общества: государственного управления, суда, семьи, церкви. Исходя из вечных критериев добра и правды, он пришел к отрицанию цивилизации, основанной на насилии. Его произведения 90-х годов 19 века - 900-х годов исполнены сострадания ко всем, кто потом и кровью оплачивает завоевания цивилизации, не пользуясь ее благами. Толстой обеспокоен участью колониальных народов, он выступает со статьями против империалистических войн.

В своем отношении к волновавшим его вопросам Толстой исходил не из законов общественного развития, а из отвлеченных моральных и религиозных положений. В. И. Ленин указывал: «Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества, - и поэтому совсем мизерны заграничные и русские "толстовцы", пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения. Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России» (там же, т. 17, с. 210 (т. 15, с. 183)). Крестьянский вопрос - одна из главных тем художественных и публицистических произведений Толстого 90-х годов 19 века - 900-х годов. Ленин высоко оценил знание Толстым крестьянской жизни. В беседе с А. М. Горьким Ленин сказал: «До этого графа подлинного мужика в литературе не было» (цит. по кн.: Горький М., Соч., т. 17, 1952, с. 39). В. И. Ленин подчеркивал: «Противоречия во взглядах Толстого... - действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 210 (т. 15, с. 183)).

В статьях конца 19  - начала 20 веков Толстой много внимания уделяет вопросам исторического развития («Христианство и патриотизм», 1893-94; «Единое на потребу», опубликованы в 1905 году; «Конец века», 1905, и др.). Толстой ясно сознавал, что Россия накануне революции. Следуя своему учению о непротивлении злу насилием, Толстой в печатных выступлениях периода революции 1905-1907 годов отрицательно отзывался о деятельности революционеров (имея в виду чаще всего террористов) и о реакционной политике правительства. Но, противореча самому себе, Толстой связывал освобождение народа именно с революцией. В одном из писем В. В. Стасову Толстой писал тогда: «Я во всей этой революции состою в звании, добро и самовольно принятом на себя, адвоката 100-миллионного земледельческого народа. Всему, что содействует или может содействовать его благу, я сорадуюсь, всему тому, что не имеет этой главной цели и отвлекает от нее, я не сочувствую» (Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 76, 1956, с. 45). Об этом он говорил и в других письмах: В. В. Стасову – «События совершаются с необыкновенной быстротой и правильностью. Быть недовольным тем, что творится, все равно, что быть недовольным осенью и зимою, не думая о той весне, к которой они нас приближают» (там же, с. 59), английскому литератору Э. Кросби – «...Я твердо убежден, что эта революция будет иметь для человечества более значительные и благотворные результаты, чем Великая французская революция» (там же, с. 5). В то же время Толстому была очевидна вековая политическая инертность миллионов русского крестьянства. Мужицким стремлением к неучастию в «грехе власти» Толстой объяснял устойчивость деспотического правления в России («Конец века»). Однако эта черта мужицкого миропонимания представлялась ему идеальной. В. И. Ленин писал об этом: «Толстой отразил накипевшую ненависть, созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, - и незрелость мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 212 (т. 15, с. 185)).

Историческое произведение Толстого последних лет повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904) направлено против принципов самодержавия, государственности, национальной исключительности. Толстой в ней показал, как все люди, от солдата Авдеева до императора Николая I, становятся жертвами уродливого механизма, называемого самодержавным государством. Здесь, как и в публицистических сочинениях, выражена мысль Толстого: всему виной «ложная вера», заблуждения, следствием которых является зло общественного устройства. Поэтому главное - борьба с предрассудками, распространение истинных понятий о жизни. Огромное значение в связи с этим Толстой придавал популяризации «мыслей мудрых людей», подготовил ряд сборников, которые издавались для широких масс «Посредником». Последний из них – «Путь жизни» (1910). В нем есть и изречение Толстого: «Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли» (Полн. собр. соч., т. 45, 1956, с. 369).

И как мыслитель, и как художник Толстой противопоставлял временному вечное. На этом противопоставлении основана художественная концепция «Войны и мира». Вечная природа с ее вечным обновлением - рождение, смерть, любовь - противопоставляются преходящему - политическими страстям, военными удачам и неудачам, реформаторской деятельности, прогрессу, реакции. То же противопоставление временного вечному в начальных страницах романа «Воскресение». Позднее, в «Пути жизни» Толстой утверждал: «Идем мы, а не время» (там же, с. 332). Поэтому, по мысли Толстого, важно только самосовершенствование, которое и приведет к улучшению окружающей нас жизни.

Толстой отвергал принцип французских просветителей «идеи правят миром» и утверждал, что если и существует связь между идеями и событиями, то она скорее парадоксальна. Он искал импульсы исторического движения в глубине народной жизни. Толстого интересовал вопрос, как осуществляется связь между идеями и народными массами. Но ответить на этот вопрос он не мог. Неприятие им общественно-политические стороны жизни препятствовало пониманию того, что именно в этой сфере кроется механизм, посредством которого совершается передача идей массам.

Еще при жизни Толстого с критикой его субъективно-идеалистического миропонимания выступили с марксистских позиций Г. В. Плеханов, А. В. Луначарский, Р. Люксембург. В. И. Ленин посвятил Толстому семь статей, в которых дал глубокий анализ противоречий в мировоззрении и творчестве Толстого. Ленин показал, что эти противоречия выражались в сочетании страстного протеста против гнета полицейско-самодержавного государства с политической незрелостью и религиозной мечтательностью.

В. И. Ленин в статье на смерть Толстого писал: «Умер Толстой, и отошла в прошлое дореволюционная Россия, слабость и бессилие которой выразились в философии, обрисованы в произведениях гениального художника. Но в его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 23 (т. 16, с. 297)). В. И. Ленин поставил мировое значение Толстого в прямую связь с мировым значением первой русской революции: «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции» (там же, с. 19 (т. 16, с. 293)). Художественную силу и новаторство Толстого как писателя В. И. Ленин также связывал с русской революцией: «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества» (там же (т. 16, с. 293)). Творчество Толстого имело огромное значение для развития русской литературы и литературы народов СССР. А. М. Горький писал: «Толстой это целый мир... этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой» (История русской литературы, 1939, с. 296).

Дом в Ясной Поляне, в котором прошла большая часть жизни Льва Толстого.
Современный вид. Здесь располагается музей писателя с коллекцией мемориальных предметов.

В Москве, находится Государственный музей Л. Н. Толстого, научный центр по изучению жизни и творчества писателя, единственное в СССР хранилище рукописей Толстого. Филиалами этого музея являются Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Москве и Дом-музей Л. Н. Толстого на ст. Лев Толстой (б. Астапово). В Ясной Поляне создан государственный заповедник - Музей-усадьба Л. Н. Толстого. Произведения Толстого в СССР (с 1918 года по 1 марта 1969 года) издавались 2154 раза общим тиражом 130,128 млн. экз. на 91 языках народов СССР и зарубежных стран. В 1958 году закончено издание полного юбилейного собрания сочинений Толстого в 90 томах, начатого по постановлению Советского правительства в 1928 году.

И. И. Азарова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Примечания «ХРОНОСа»

* — «С кругом проблем философии Гегеля связаны у Толстого вопросы философии истории…» — В советские годы Лев Толстой наряду с Федором Достоевским – повсюду в официальных образовательных и популярных изданиях – изображались как наши отечественные философы. Это не так. Писатель оперирует художественным словом, художественным образом, то есть объектом, воспринимаемым чувственно. Философский же язык категорически отличен от литературного языка и от писательского образа мышления. Все философские мотивы названных великих русских писателей были ими заимствованы у предшественников или современников – философов. Лев Николаевич увлекался философскими идеями кантианца Африкана Спира. Но в советские годы вокруг фигур настоящих русских национальных философов была устроена завеса абсолютного молчания. Не найдете вы материалов про Спира и в музеях Л.Н. Толстого. В Ясной Поляне я не нашел хотя бы упоминания этого имени. А ведь именно ему мы обязаны описанными в приведенной выше статье философским мотивам Льва Николаевича.

Сочинения:

Полн. собр. соч., т. 1-90, М.-Л., 1928-58; Собр. соч., т. 1-20, М., 1960-65.

Литература:

Ленин В. И., О Л. Н. Толстом, в сб.: В. И. Ленин о лит-ре и искусстве, 3 изд., М., 1967; Плеханов Г. В., Толстой и природа. Смешение представлений. Карл Маркс и Лев Толстой, в его сб.: Искусство и лит-ра, М., 1948; Рубинштейн М., Философия истории в романе Л. Н. Толстого "Война и мир", "Рус. мысль", 1911, No 7; Кареев Н. И., Ист. философия в "Войне и мире", Собр. соч., т. 2, СПБ, 1912; Асмус В. Ф., Война в романе Л. Толстого "Война и мир", "Знамя", 1938, MS; его же, Причина и цель в истории по роману Л. Н. Толстого "Война и мир", в кн.: Из истории русских литературных отношений XVIII-XX веков, М.-Л., 1959; Бычков С., Толстой и проблема народа (50-60-е гг.), в кн.: Историко-лит. сборник, М., 1947; Скафтымов А., Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого "Война и мир", "Рус. лит-ра", 1959, No 2; Купреянова Е., Просветительские истоки философии и творч. метода Л. Н. Толстого, там же, 1964, No 2; Черепнин Л. В., Ист. взгляды Толстого, "ВИ", 1965, No 4; его же, Ист. взгляды классиков рус. литературы, М., 1968; Зайденшпур Э. Е., "Война и мир" Л. Н. Толстого, М., 1966 (Раздел: История глазами художника); (Предисловия), в кн.: Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 39-42, 45, М., 1956-57.


Вернуться на главную страницу Л.Н. Толстого

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС