Теннис Фердинанд
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Т >

ссылка на XPOHOC

Теннис Фердинанд

1855-1936

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фердинанд Теннис

Теннис Фердинанд (1855 - 1936) – немецкий социолог и философ, один из основоположников социологии в Германии, «формальной» школы социологии. Труды: «Община и общество» (1887), «Жизнь и учение Томаса Гоббса» (1896), «Обычай» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Введение в социологию» (1931) и др. Противопоставил принципы традиционного (община) и современного обществ. Разрабатывал проблемы методологии социального познания.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 31.

Теннис (Тённис) (Tonnies) Фердинанд (26 июля 1855, Рип, близ Ольденсворта — 11 апреля 1936, Киль) — немецкий социолог. Читал лекции в университете в Киле в 1881— 1933 до отстранения от должности нацистами. Важнейшая его работа — «Общность и общество» (Gemeinschaft und Gesellschaft, 1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, он подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй — торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная — общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе — расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже, во «Введении в социологию» (Einfuhrung in die Soziologie, 1931), Тённис усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое значение имели многочисленные эмпирические исследования Тённиса. Он был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «современным варварством».

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 30-31.

Тённис (Tönnies) Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта,—11.4.1936, Киль), немецкий социолог. Один из родоначальников профессор социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881—1933 годы до отстранения от должности нацистами.

Важнейшая работа Тённиса —«Общность и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, Тённис подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй — торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная — общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе — расчётливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа всё больше уступают место отношениям второго типа. Позже, во «Введении в социологию» («Einführung in die Soziologie», 1931), Тённис усложнил эту типологию, совместив её с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения.

Несмотря на психологизм концепции Тённиса (общественные отношения классифицируются по типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Тённис одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологических понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое научное значение имели многочисленные эмпирические исследования Тённиса. Отрицательно относясь к идее революции, Тённис тем не менее признавал большое научное значение трудов К. Маркса, переписывался с Ф. Энгельсом. Тённис был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «современным варварством».

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Die Sitte, Fr./M.,  1909; Marx. Leben und Lehre, Jena, 1921-ritik der öffentlichen Meinung, B., 1922; Soziologische Studien und  Kritiken,  Bd 1—3,  Jena,   1925—29;  Das  Eigentum,  W,— Lpz.,  1926; Fortschritt und soziale Entwicklung.  Gesehichtsphi-loeophleohe Ansichten, Karlsruhe, 1926;  Geist der Neuzeit, Lpz.,

Литература: История бурж. социологии XIX —нач. XX в., М. 1979 гл. 8; F. Tönnies, ed. W. I. Cahnman, Leiden, 1973.

Тённис Фердинанд (1855–1936). Немецкий социолог. В 1881 году получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 годы. Вместе с В. Зомбартом, Г. Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 годы (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии.

Среди теоретических источников социологической концепции Тённиса можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Вместе с Г. Зиммелем и Л. фон Визе считается основоположником формальной школы в социологии.

Без ссылок на противопоставление Тённиса принципов “общества” и “общины” (“общности”) не обходится ни одно серьезное социологическое исследование. Ученый различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя “общину”, и общество в широком смысле, включающее в себя “общину”. В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от “общины” к “обществу” в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа “общественного” начала над “общинным” (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние (“вещные”) и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. Кроме концепции “общины” – “общества” Тённис интересен своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Социальное познание, по его мнению, должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), “натурализма” (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач “момента”). При этом Тённис, хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики.

В основе социологического мышления, по Тённису, должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение “общинного” и “общественного”, а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества.

Основные работы: “Община (общность) и общество” (1887); “Маркс. Жизнь и учение” (1921); “Социологические очерки и критика” (Т. 1–3, 1925–1929); “Введение в социологию” (1931) и др.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Die Sitte. Fr./M., 1909; Marx. Leben und Lehre. Jena, 1921;

Kritik der offentlichen Meinung. В., 1922;

Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1—3. Jena, 1925—29;

Das Eigentum. W.—Lpz., 1926;

Fortschritt und soziale Entwicklung. Geschichtsphilosphiesche Ansichten. Karlsruhe, 1926;

Geist derNeuzeit. Lpz., 1935.

Литература:

История буржуазной социологии XIX— нач. XX в. М., 1979, гл. 8;

F. Tonnies, ed. W. I. Cahnman. Leiden, 1973.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС