Свенцицкий Валентин Павлович |
|
1882-1931 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Валентин Павлович СвенцицкийСвенцицкий (Свентицкий) Валентин Павлович (1882, Казань – 20 октября 1931, д. Ужет Иркутской обл.) – русский писатель, мыслитель. Учился на юридическом, естественноисторическом и историко-филологическом факультетах Московского университета. С 1917 года – священник; резко обличал «обновленческую» церковь, а позднее «сергианство» – церковную политику лояльности к советской власти. В 1922 и 1928 годах арестован, умер в ссылке. После 9 января 1905 года вместе с В.Ф. Эрном организует полулегальное «Христианское братство борьбы», задачей которого стало создание русского христианского социализма и подготовка церковной реформы. Был одним из основателей и активных деятелей Религиозно-философского общества памяти Вл.С. Соловьева в Москве (1905–1918). Содержание многих его выступлений и сочинений – движение к религиозному идеализму, отталкивание как от позитивистской и атеистической идеологии интеллигенции, так и от противоречивых исканий мистико-декадентских кружков начала 20 века. В позднем творчестве Свенцицкого, которое в целом имеет характер протрептика, «увещания», своеобразно преломляются традиционные темы православной духовной литературы и идеи русского серебряного века: знание и вера, закон и благодать, промысл и свобода воли, прогресс и смысл истории, культура и церковь. Наиболее значимая идея Свенцицкого – идея «монашества в миру»: внутреннее, духовное сопротивление лежащему во зле миру. О.В. Марченко Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 499-500.
Свенцицкий Валентин Павлович (30.11.(12.12). 1881. Казань - 20.10.1931, Канск, Восточно-Сибирский край) - писатель, религиозный мыслитель, священник (с 1917). Учился на историко-филологическом ф-те Московского ун-та (1903-1907). На мировоззрение повлияли патристика, учение В. С. Соловьева о всеединстве, творчество Достоевского и этика Канта. Последнюю Свенцицкий возводил к идее бессмертия и евангельским заповедям, следование велению долга считал путем к полной материальной и духовной свободе, а существом ее - охотное самопожертвование. Индивидуализму Ницше, «отрекающемуся не только от толпы, но и от Бога (т. е. от самого себя)», противопоставлял христианский персонализм - «религию свободного человека» (позднее сходные идеи высказывал Бердяев в соч. «Философия свободы» (1911) и «Философия свободного духа» (1927). Свенцицкий диалектически трактовал свободу как дар и долг: возможность и необходимость творческого раскрытия личности, выражения ее божественного начала, полагая реализацию предвечного замысла смыслом земной жизни. Целью всего мирового движения считал воплощение божественной идеи, прогресс определял как «медленную и мучительную дифференциацию добра и зла», а во всем космосе видел становящуюся Церковь. Свободный человек, по Свенцицкому, - сознавшее себя богочеловеком новое существо, пребывающее в любви, радости и вечном уповании, его действия, желания и помыслы облечены во Христа. Оговаривая, что «всякое логическое познание есть ограничение, потому ничто безграничное познано быть не может», Свенцицкий установил формальные признаки свободы - вечность и беспричинность (качества Творца бытия); различал ее внешнее условие (свободную волю) и внутреннее содержание (святость); первым ее выражением полагал ничем не обусловленный творческий акт - хотение, осуществляемое путем воли. При истинной свободе хотение следует не низменным началам души, а совершенному закону, при всяком же его нарушении, грехе (поскольку он рабство похотям), свобода (залог бессмертия человека) заменяется причинностью. Достигнуть совершенства - значит очистить свой дух от всякого зла, т. е. стать абсолютно свободным. Но это недоступно одному: только любовное единение свободных людей, сознающих себя сынами Божьими, дает простор индивидуальным силам человека. Развивая учение А. С. Хомякова о соборности, Свенцицкий надеялся, что религиозная общественность (не механическое, но внутреннее объединение в одно тело людей, не перестающих быть различными его членами) способна вывести церковь из пассивного состояния и преобразить социальный строй. Создал вместе с Эрном в 1905 году нелегальное «Христианское братство борьбы», был одним из основателей Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Отвергая хилиазм, призывал освятить духом Христовым всю жизнь, в т. ч. политику и экономику, ратовал за упразднение «безбожного самодержавия», стремился «пробудить сознание народа к религиозному и общественному творчеству». Взгляды Свенцицкого резко отличаются от европейской идеологии христианского социализма: в основе человеческих отношений мыслятся Христовы любовь и свобода, а не внешние законы; идеал - Церковь, а не государство (потворство их слиянию Свенцицкий считал явным отречением от Христа). Выявив несоответствие сущности социалистического движения как явления биологического, лишенного «положительных идеалов и разумно поставленных нравственных целей», с его теоретическим обоснованием, С. пришел к выводу, что «в науке не дано и не может быть дано точного определения социализма» (Письма о социализме // Церковные ведомости. Таганрог. 1919. № 6, 7). Задолго до И. А. Ильина обличал толстовство («преступное самодовольное непротивление») и обосновывал допустимость «насильственного ослабления зла» как «подлинного служения свободе» (статьи в сб. «Вопросы религии». М., 1906. Вып. 1; 1908. Вып. 2). С позиции православной метафизики, «целиком заключающейся в догматах», критиковал «ложь позитивизма», «полуистину либерального христианства» Бердяева и Е. Н. Трубецкого, «черносотенную подделку под Христа», разрыв с православием представителей нового религиозного сознания (Мережковского и Философова), «духовный блуд» мистическо-декадентских кружков, «языческий цезаропапизм» официальной церкви. В 1920-х годах выдвинул «задачу современной церковной эпохи» - построение монастыря в миру, под которым понимал духовную преграду внешним соблазнам жизни и борьбу с внутренними страстями. В итоговой работе «Диалоги» дал цельное изложение христианского мировоззрения; используя метод Сократа, вскрыл противоречия принципов позитивизма и показал необходимость веры в познании истины. С. В. Чертков Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 547-548. Сочинения: Собр. соч. М., 2008-2014 [Т. 1-4]; О свободе человека. М., 1912; Монастырь в миру: Проповеди и поучения. М., 1996. Т. 1-2; Диалоги: Проповеди, статьи, письма / Сост., автор биогр. С. В. Чертков. М., 2010; Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор. Спб., 2010; Венок на могилу Льва Толстого // Знамя. 2010. № 11; Переписка с П. А. Флоренским // Новый журнал. 2011. № 264. Литература: Свенцицкая М. Отец Валентин // Надежда. Фр. на/М. 1984. Вып.10; Фудель С. И. Собр. соч. М., 2001. Т. 1; Свенцицкий А. Б. Невидимые нити. М., 2009; Чертков С. В. Судьба идей прот. В. П. Свенцицкого // Альфа и Омега. 2012. № 2/3.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:«Христианское братство борьбы» и его программа. М., 1906; Взыскующим Града. СПб., 1906 (совм. с В.Ф.Эрном); Самодержавие и освободительное движение с христианской точки зрения. М., 1906; Религиозный смысл «Бранда» Ибсена. СПб., 1907; Лев Толстой и Вл.Соловьев. СПб., 1907; Письма ко всем. М., 1907; Антихрист. Записки странного человека. СПб., 1908; Граждане неба. Пг., 1915; Война и церковь. Ростов н/Д, 1919; Диалоги. М., 1993; Беседы о духовной жизни. СПб., 1995; Монастырь в миру. М., 1999. Литература:Свенцицкий А.Б. Они были последними? М., 1997.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |