Эрн Владимир Францевич |
|
1882-1917 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Францевич Эрн
Эрн Владимир Францевич (1882—1917), религиозный философ, публицист. Окончил Московский университет. В духе идей христианского платонизма, прежде всего восточной патристики и идей В. С. Соловьёва, развил учение о логосе как творческом начале бытия (сборник «Борьба за Логос», 1911). Сторонник христианского социализма. Историко-философские труды о Г. С. Сковороде, В. Джоберти.
Другие биографические материалы:Лосский Н. Философ и публицист (Большая энциклопедия русского народа): "...По учению Эрна, логос есть конкретное живое существо, вторая ипостась Троицы, воплощенная и присутствующая в историческом процессе. Эрн называет свою философию «логизмом». Его кн. «Борьба за логос» — это сборник очерков, в которых он противопоставляет 2 философские тенденции — рационализм и свой «логизм». Рационализм исследует субъективные данные опыта и их разработку в соответствии с формальными правилами логики, т. е. понимания..." Марченко О.В. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010): "...Основой философской концепции Эрна является противопоставление новоевропейского «рационализма» с его «меонизмом» (онтологический нигилизм, от греч. … — «не-сущее»), имперсонализмом, детерминизмом и антично-христианского «логизма» с его онтологизмом, персонализмом, свободой. Ratio — это ущербное самоопределение философского разума, осуществленное в новоевропейской философии (истоки его — в схоластике, гуманизме Возрождения, религиозном индивидуализме Реформации)..." Марченко О. В. Философ, историк философии, публицист (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014). Абушенко В.Л. Один из руководителей "Христианского братства борьбы" (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998): "...Философ может лишь свидетельствовать Истине и исповедовать ее. Субъект в логизме противостоит не "вещи", а человеку, осознающему себя в Логосе, преодолевающему разрыв мысли и сущего. Истину (Логос) невозможно принять в себя, но можно и должно жить бытием в Логосе, т.е. бытием в Истине. Логос - посредствующее в творении личностное начало, форма форм, целокупность смыслов, единство постигающего и постигаемого..." Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Взгляды Эрна сформировались под влиянием славянофилов (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010): "...«Разум» европейского мышления и «разум» русской философской традиции — два разных понятия. Эрн противопоставляет «Ratio» и Логос. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православной традиции, в свою очередь во многом опирающаяся на античность, кладет в основание всего Логос. «Ratio» есть чисто человеческое свойство..." Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал очень рано (Энциклопедия "Мир вокруг нас"): "...Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин «частичных» и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией..." Далее читайте:Эрн В.Ф. Борьба за логос. Опыты философские и критические (Статья О. В. Марченко о программной работе В. Ф. Эрна). Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Сочинения:Христианское отношение к собственности. М., 1906; Церковное возрождение. О приходе // Вопросы религии. Вып. 1. М., 1906; Социализм и общее мировоззрение. Сергиев Посад, 1907; Христианство / Соавт. А. Ельчанинов // История религии. М., 1909; Гносеология В. С. Соловьева // Сб. 1: О Владимире Соловьеве. М., 1911; Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912; Критика кантовского понятия истины // Философский сб. Л. М. Лопатину к 30-летию научно-педагогической деятельности. М., 1912; Толстой против Толстого // Сб. 2: О религии Льва Толстого. М., 1912; Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914; Розмини и его теория знания. М., 1914; Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия. М., 1915; Философия Джоберти. М., 1916; Разбор послания Святейшего Синода об имени Божием. М., 1917; Верховное постижение Платона // Вопросы философии и психологии. 1917. Кн. 137—138; Идея катастрофического прогресса // Литературная учеба. 1991. Кн. 2; Соч. М., 1991. Сочинения. М., 1991 Литература:Аскольдов С. Памяти В.Ф.Эрна. – Русская мысль, 1917, № 5–6 Булгаков С.Н. Памяти В.Ф.Эрна. – Христианская мысль, 1917, № 11–12 Флоренский П.А. Памяти В.Ф.Эрна. – Христианская мысль, 1917, № 11–12.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |