Эрн Владимир Францевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Эрн Владимир Францевич

1882-1917

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир Францевич Эрн

Эрн Владимир Францевич (1882—1917), религиозный философ, публицист. Окончил Московский университет. В духе идей христианского платонизма, прежде всего восточной патристики и идей В. С. Соловьёва, развил учение о логосе как творческом начале бытия (сборник «Борьба за Логос», 1911). Сторонник христианского социализма. Историко-философские труды о Г. С. Сковороде, В. Джоберти.

Другие биографические материалы:

Лосский Н. Философ и публицист (Большая энциклопедия русского народа):

"...По учению Эрна, логос есть конкретное живое существо, вторая ипостась Троицы, воплощенная и присутствующая в историческом процессе. Эрн называет свою философию «логизмом». Его кн. «Борьба за логос» — это сборник очерков, в которых он противопоставляет 2 философские тенденции — рационализм и свой «логизм». Рационализм исследует субъективные данные опыта и их разработку в соответствии с формальными правилами логики, т. е. понимания..."

Марченко О.В. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010):

"...Основой философской концепции Эрна является противопоставление новоевропейского «рационализма» с его «меонизмом» (онтологический нигилизм, от греч. … — «не-сущее»), имперсонализмом, детерминизмом и антично-христианского «логизма» с его онтологизмом, персонализмом, свободой. Ratio — это ущербное самоопределение философского разума, осуществленное в новоевропейской философии (истоки его — в схоластике, гуманизме Возрождения, религиозном индивидуализме Реформации)..."

Марченко О. В. Философ, историк философии, публицист (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Абушенко В.Л. Один из руководителей "Христианского братства борьбы" (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998):

"...Философ может лишь свидетельствовать Истине и исповедовать ее. Субъект в логизме противостоит не "вещи", а человеку, осознающему себя в Логосе, преодолевающему разрыв мысли и сущего. Истину (Логос) невозможно принять в себя, но можно и должно жить бытием в Логосе, т.е. бытием в Истине. Логос - посредствующее в творении личностное начало, форма форм, целокупность смыслов, единство постигающего и постигаемого..."

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Взгляды Эрна сформировались под влиянием славянофилов (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010):

"...«Разум» европейского мышления и «разум» русской философской традиции — два разных понятия. Эрн противопоставляет «Ratio» и Логос. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православной традиции, в свою очередь во многом опирающаяся на античность, кладет в основание всего Логос. «Ratio» есть чисто человеческое свойство..."

Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал очень рано (Энциклопедия "Мир вокруг нас"):

"...Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин «частичных» и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией..."

Далее читайте:

Эрн В.Ф. Борьба за логос. Опыты философские и критические (Статья О. В. Марченко о программной работе В. Ф. Эрна).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Христианское отношение к собственности. М., 1906;

Церковное возрождение. О приходе // Вопросы религии. Вып. 1. М., 1906;

Социализм и общее мировоззрение. Сергиев Посад, 1907;

Христианство / Соавт. А. Ельчанинов // История религии. М., 1909;

Гносеология В. С. Соловьева // Сб. 1: О Владимире Соловьеве. М., 1911;

Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912;

Критика кантовского понятия истины // Философский сб. Л. М. Лопатину к 30-летию научно-педагогической деятельности. М., 1912;

Толстой против Толстого // Сб. 2: О религии Льва Толстого. М., 1912;

Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914;

Розмини и его теория знания. М., 1914;

Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия. М., 1915;

Философия Джоберти. М., 1916;

Разбор послания Святейшего Синода об имени Божием. М., 1917;

Верховное постижение Платона // Вопросы философии и психологии. 1917. Кн. 137—138;

Идея катастрофического прогресса // Литературная учеба. 1991. Кн. 2; Соч. М., 1991.

Сочинения. М., 1991

Литература:

Аскольдов С. Памяти В.Ф.Эрна. – Русская мысль, 1917, № 5–6

Булгаков С.Н. Памяти В.Ф.Эрна. – Христианская мысль, 1917, № 11–12

Флоренский П.А. Памяти В.Ф.Эрна. – Христианская мысль, 1917, № 11–12.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС