Соловьев Владимир Сергеевич |
|
1853-1900 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Сергеевич Соловьев
Владимир Соловьев в 80-е годы XIX ве века. Соловьёв Владимир Сергеевич (16.I.1853 - 31.VII.1900) - русский философ, публицист, богослов и поэт. Сын С. М. Соловьева. В 1873 году окончил Московский университет. Год пробыл вольнослушателем в Московской духовной академии. В 1874 году защитил магистерскую диссертацию, в 1880 году - докторскую. В 1877-1881 годы читал курс философии в Московском и Петербургском университетах. В 1881 году за публичное требование помиловать народовольцев, участвовавших в покушении на Александра II, был вынужден прекратить преподавательскую работу и всецело отдался публицистике. Литературная деятельность Соловьёва тесно связана с его религиозным мировоззрением. Вопрос веры для Соловьёва стоит в центре исторического процесса. Смысл самого процесса для него - в осуществлении теократии, т. е. слиянии всех христианских церквей с государственной властью в мировую христианскую монархию («История и будущность теократии», 1885-87). Несмотря на реакционность своего конечного идеала, в конкретной деятельности Соловьёв отнюдь не был реакционером. Свидетельством его общественной позиции является книга «Национальный вопрос в России», объединившая материалы многолетней полемики (1883-1891), которую Соловьёв вел с эпигонами славянофильства (Д. Ф. Самарин, Н. Я. Данилевский *, К. Н. Леонтьев, H. H. Страхов и др.). Будучи близок к славянофилам, Соловьёв резко выступил против славянофильства, когда увидел, что оно все более превращается в орудие охранительства и шовинизма. Предлагая религиозный путь для разрешения всех противоречий современности, Соловьёв был решительным поборником свободы совести, политического самоопределения, общественного прогресса и противником национального самодовольства, «языческого обожания власти» и империалистического мессианства. Это сблизило его в тот период с либеральными западниками из «Вестника Европы», где Соловьёв тогда систематически печатался. Следует, однако, отметить, что его критика основоположников славянофильства (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский) была довольно поверхностной. Инициативу создания вселенской церкви должна была, по мнению Соловьёва, взять на себя Россия. Соловьёв резко выступил против толстовства, как фальшивого гуманизма, что особенно отразилось в его последней работе «Под пальмами. Три разговора» (1899-1900), проникнутой мыслью о гибели мира. Собственно исторических работ у Соловьёва немного, хотя он постоянно обращался к анализу исторического процесса (особенно к истории христианства). Им написаны две работы о мифологии язычества (1873 и 1890), небольшая монография о Магомете (1896), вышедшая в издательстве P. P. Павленкова, а также две работы о Востоке – «Китай и Европа» (1890) и «Япония» (1890), где Соловьёв, как и в некоторых стихотворениях («Панмонголизм» написано 1 октября 1894 года), поднимает вопрос о грядущей «желтой опасности», несущей, по его мнению, гибель европейской цивилизации. Соловьёв оказал большое влияние на идеалистическую философию в России (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.) и отчасти на Западе. Хотя церковь отрицательно относилась к деятельности Соловьёва, в настоящее время многие его идеи используются клерикальными кругами. Л. Н. Чертков. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971. Примечания ХРОНОСа * — "...эпигонами славянофильства..." — В таком определении упомянутого ниже этой фразы Н.Я. Данилевского есть явная недобросовестность автора статьи из СИЭ от 1971 года. Н.Я Данилекский был идеологом панславизма, то есть содержательно совсем иного идеологического направления. Созданная путаница весьма похожа на намеренную дезориентацию читателя. То же касается и Н.Н. Страхова. Сочинения: Собр. соч., 2 изд., т. 1-10, СПБ, (1911-14); Письма, т. 1-3, П., 1908-11; Письма, (т. 4), П., 1923; Россия и вселенская церковь, пер. с франц., М., 1911; Рус. идея, пер. с франц., М., 1911. Литература: Сб. первый о Вл. Соловьеве, М., 1911 (библ.); Трубецкой Е. Н., Миросозерцание В. С. Соловьева, т. 1-2, М., 1913; Радлов Э. Л., В. Соловьев. Жизнь и учение, СПБ, 1913; Коган Л. A., К критике философии Вл. Соловьева, "Вопросы философии", 1959, No 3; Библиографич. список сочинений и переводов... В. С. Соловьева (1873-1900 гг.), СПБ, 1900. Вернуться на главную В.Соловьева
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |