Сетницкий Николай Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сетницкий Николай Александрович

1888-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Александрович Сетницкий

Сетницкий Николай Александрович (12 декабря 1888, Ольгополь Волынской губ. – 1937) – русский философ, поэт, последователь Η.Ф. Федорова. Окончил отделение восточных языков Петербургского университета (1913). Работал в Министерстве промышленности и торговли в Петербурге, с 1925 служил на Китайско-Восточной железной дороге, читал лекции на юридическом факультете (Харбин). На собственные средства переиздал 1-й том «Философии общего дела» Федорова, а также работы А.К. Горского. Первым применением профессиональных навыков для решения проблем «философии общего дела» Федорова явилась брошюра Сетницкого «Статистика, литература и поэзия. К вопросу о плане исследования» (Одесса, 1922). Совместно с Горским автор книги «Смертобожничество», изданной в Харбине в 1926. В ней рассматриваются предпосылки возникновения «обожествления смерти», что ведет к теоретическому и практическому «смертобожничеству». Последнее оценивается с точки зрения христианина как ересь, с позиции философа – как полуистина. Формами «смертобожничества» являются различные виды культа стихийных сил природы. Для преодоления «смертобожнических» настроений предлагается наряду с развитием православного учения о человеке, наряду со «словесной борьбой» вести работу за победу жизни, бороться всеми средствами с силами распада, ведущими к смерти. В работе «О конечном идеале» (Харбин, 1932) предлагал свое толкование на Апокалипсис, в котором выражается целый комплекс идей из идеологии «общего дела». В 1935 возвращается в Москву, в 1937 арестован и расстрелян.

В.В. Ванчугов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 526-527.

Сетницкий Николай Александрович (12(24). 12.1888, Ольгополь Волынской губ. - 4.12.1937) — философ и экономист, представитель русского космизма. Во время учебы на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета находился под влиянием идей Петражицкого. С 1918 года философское творчество Сетницкого, считавшего себя последователем и продолжателем «Философии общего дела» Федорова, развивалось в русле традиций русский космизма. В 1923-1925 годы в Москве совместно с Гэре к ни и В. Н. Муравьевым Сетницкий занимается вопросами научной организации труда (НОТ), рассматривая человеческий груд как мироустроительную деятельность, противостоящую энтропии, выдвигая в качестве конечной цели организованной, коллективной работы регуляцию природы, планетарно-космическое преобразование. В незавершенной кн. «Эксплуатация или Регуляция?», писавшейся на протяжении 20 - начале 30-х годов, противопоставляет 2 типа мироотношения и мироустройства. Первый, основанный на принципе эксплуатации, когда «один член взаимодействующего целого признается самоцелью, а другой — только средством и всегда средством», лежит в основе не только капиталистического общественного уклада, но и всего наличного послегрехопадного порядка природы с его принципом вытеснения и борьбы особей. Прообраз второго, идеального типа мироустройства дан в неслиянно-нераздельном единстве ипостасей Пресвятой Троицы, а в христианском богословии назван соборностью. Здесь уже не взаимная рознь, вытеснение и борьба, не паразитирование и хищничество, а согласное, одухотворенное, питаемое любовью единство частей целого. Путь ко всеединому, соборному бытию пролегает через замену «паразитарно-хищнической утилизации и эксплуатации» сознательно-творческой регуляцией всех процессов, протекающих в природе и космосе. Регуляция являет собой новый - божеский - тип хозяйствования, задача которого не эгоистическое поддержание собственной жизни или жизни социума, а «обладание землей», в смысле первой заповеди, данной Творцом человеку, разумно-любовное устроение мира по законам красоты и гармонии. Проблемы активного, миропреображающего христианства поднимаются в совместной работе Сетницкого и Горского «Смертобожничество» (Харбин, 1926). Авторы показывают, как в истории христианского вероучения раскрывалась идея о творческом назначении человека в мире, представление о нем как о со-работнике своего Творца, призванном деятельно участвовать в борьбе с главным и «последним врагом» - смертью. Христианство - религия, последовательно выступающая против всех форм смертобожничества, обожествления смерти, признания ее неизбежной и неодолимой для человека. В статье Сетницкого по имяславию развивается представление о действенной сущности имени (имя как «единство слова и дела»). Постижение Имени Божия, которое есть «совершенное и исполненное соединение слова и дела», по Сетницкому, есть обожение, преображение человеческого естества в совершенный бессмертный организм, способный к безграничному творчеству. В 1925-1935 годы Сетницкий жил в Харбине, работал в Экономическом бюро КВЖД, преподавал на юридическом факультете. В 1935 году вернулся в Москву, был арестован и расстрелян.

В книге «О конечном идеале» (1932), написанной как опыт «оправдания истории», он противопоставляет позиции «эсхатологического катастрофизма», идее краха и неудачи истории концепцию «эсхатологии спасения». Полемизируя с соч. Новгородцева «Об общественном идеале», строит собственную теорию идеала: идеал как «крайнее, последнее и величайшее задание, к которому стремится человечество», как проект, требующий своего воплощения в реальности; вводит понятия «дробных идеалов» (они несут в себе лишь частичную правду, несовершенны как по целям, так и по средствам) и «целостного идеала», предполагающего «полноту счастья и всеобщность спасения». Дает оригинальное истолкование Откровения Иоанна Богослова, которое, как произведение свыше вдохновенного, религиозно-художественного творчества, в образно-символической форме несет в себе представление о высшем, божественном благе, о конечной цели и путях ее достижения. Эта конечная и высшая цель дана в образе Иерусалима Небесного, «нового неба и новой земли» (21 гл. «Откровения»), олицетворяющего преображенную, обоженную Вселенную. Путь к ней пролегает через «победу над стихией, над природной беспорядочностью хаоса», воплощенной в образе «зверя из бездны», через преодоление смерти, всеобщее воскрешение, одухотворение мира. В эстетике Сетницкого развивается представление о проективно-символической сущности искусства, о художественной деятельности как идеалотворчестве. Перспективы развития искусства Сетницкий полагает на путях перехода от «эстетики трагического синтеза» (борьба одинокого героя с роком, ницшеанский порыв «всем как одно целое идти навстречу предстоящей гибели с трагическим умонастроением») к «литургическому искусству», включенному в богочеловеческое домостроительство.

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 559-560.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

О конечном идеале. Харбин, 1932;

А. К. Горский, Н. А. Сетницкий. Соч. М., 1995;

Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. Вып. 1. Н. А. Сетницкий. М., 2003;

Избр. соч. М.. 2010.

Литература:

Берковская (Сетницкая ) Е. Н. Архив Н. А. Сетницкого и А. К. Горского. Библиография // Советская библиография. 1991. № 4;

Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Miinchen, 1989;

Макаров В. Г. Русский философ Николай Сетницкий: ог КВЖД до НКВД// Вопросы философии. 2004. № 7;

Гачева А. Г. А. К. Горский, Н. А. Сетницкий - последователи Н. Ф. Федорова // Начала. 1993. № 1;

Гачева А. Г. Религиозно-философская ветвь русского космизма // Гачева А. Г., Казнина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 2003.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС