Горский Александр Константинович |
|
1886-1943 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Константинович Горский
Горский Александр Константинович (псевд. А. Горностаев, А. Остромиров, А. Гробов, Лучицкий А. К.) [18 (30) декабря 1886, г. Стародуб Черниговской губ. — 24 августа 1943, Тула] — русский философ, поэт, публицист, последователь Н.Ф. Федорова. Учился в Черниговской семинарии (1902—06), в Московской духовной академии, по окончании курса которой (1910) был оставлен для подготовки к профессорскому званию, однако отказался от церковно-богословской карьеры. Сближается с П. А. Флоренским, В. А. Тернавцевым, Л. Шестовым. В 1912 году знакомится с учением Федорова, в 1913 году публикует сборник стихов «Глубоким утром (Песнопения)» — опыт поэтической интерпретации своих идей. В творческом содружестве с Н. А. Сетницким (после 1918) на протяжении многих лет пропагандировал федоровские идеи. В 1929 году арестован, 8 лет провел на Севере. С 1937 отбывал ссылку в Калуге, в 1943 году арестован вторично. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В написанной совместно с Сетницким книге «Смертобожничество» (1928) и других работах развивает и углубляет идеи Федорова. В очерке «Организация мировоздействия» (1928; см. в кн. «Русский космизм», 1993) призывает современников к «собиранию» разрозненных научных умов во «всемирный ум», в «мозг земного шара» для решения проблемы регуляции природы, целенаправленного воздействия на «косную материю» ради преображения мира с последующим восстановлением жизни, придавая искусству в свете этого проекта статус жизнетворчества. В. В. Ванчугов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 545.
Горский Александр Константинович (18(30). 12. 1886, Стародуб Черниговской губ. - 24.08,1943, Тула) - философ, поэт, представитель русского космизма. В период учебы в Московской духовной академии (1906-1910) испытал сильное влияние В. С. Соловьева и Федорова, восприняв, а впоследствии и по-новому развив идеи христианского эволюционизма, богочеловечества, оправдания истории, обращения догмата в заповедь. В статьях 1910-х годов стремился расширить символистскую теорию творчества, формулируя тезис: от созерцания «высшей реальности» к преображению жизни по законам этой реальности. По убеждению Горского, символизм «не может и не должен довольствоваться единомыслием и единочувствием, но хочет и требует единодействия». С 1922 года жил в Москве, сотрудничал с Сетницким и В. Н. Муравьевым, принимал активное участие в религиозно-философской жизни Москвы и Петрограда, в имяславческих спорах начала 20-х годов, выдвигая тезис «от имяславия к имядействию». Вместе с Сетницким написал богословский трактат «Смертобожничество» (Харбин, 1926), в котором рассматривал историю христианства в перспективе вызревания в нем идеи человеческой активности в деле спасения, в свете борьбы воскресительной, преображающей веры Христовой со всеми формами обожествления смерти. Автор работ об учении Федорова, его духовном диалоге и споре с Толстым, влиянии на творчество Достоевского. В 1929 году Горский был репрессирован. После освобождения в 1937 г. жил в Калуге. Не имея возможности печататься, излагал свои воззрения в форме философских писем, адресованных дочери его друга и соавтора Сетницкого - О. Н. Сетницкой и ее подруге Е. А. Крашенинниковой. В 1943 году повторно арестован и через несколько месяцев скончался. Представление о творчестве совершенной жизни как о высшей задаче искусства - основа эстетики Горского. Искусство в синтезе с наукой, ориентированной на «космически-преобразовательные цели», и религией, дающей ему конечную цель, - одно из орудий «организации мировоздействия». Причем мировоздействие состоит не только в пересоздании внешней природы, не только в регуляции ее стихийных, разрушительных сил, но и в трансформации человеческого организма, достижении им преображенного, бессмертного статуса. О путях этой трансформации Горский размышляет в своей главной работе «Огромный очерк» (1-я ч, - 1924 г., 2-я, несохранившаяся - 1939 -1942 гг.), оригинальным образом развивающей учение Платана о космогонической силе эроса, концепцию «положительного целомудрия» Федорова и идеи «Смысла любви» В. С. Соловьева. Горский говорит о необходимости регуляции эротической энергии, внесения сознания в бессознательно, хаотически бурлящую стихию пола. В своих рассуждениях он опирается на опыт христианских подвижников, смело расширяя его границы. Саморегуляция, труд внимания, трезвения, душевной и духовной концентрации, составляющие основу «умного делания», должны, по убеждению Горского, не отсекать эротические центры, а напротив, - озарить их светом, стяжаемым в молитве, устремить мощные силы эроса на созидательные, воскресительные, «телопостроительные» цели. Метаморфоза эротической энергии - один из главных этапов на пути обретения человеком целостной, совершенной природы, «нового тела», в котором не останется ничего бессознательного, слепого, но все будет одухотворено, подвластно разуму и нравственному чувству. Она же - необходимое условие перехода искусства от стадии предварения и пророчества к полноте жизнетворчества, Приобретя качество полноорганности (термин Федорова), управляя всеми силами и энергиями своего существа, человек и человечество смогут реально, а не символически умножать жизнь, воспроизводить ее «иными путями, нежели пули бессознательной животности». Видя смысл истории человечества во всеобъемлющей победе над смертью, Горский выстраивал образ имморталистической культуры будущего, для которой высшей ценностью является преображенная, бессмертная жизнь, противопоставляя эту культуру смертопоклоннической культуре секулярной цивилизации, где мещанский идеал сытости и комфорта затмевает чаяние «нового неба и новой земли», где торжествует эстетическое, a не религиозное отношение к бытию. Выдвигал понятие центрообраза, организующего творческую деятельность человека (в античности - Аполлон и Дионис, в христианскую эру - Христос). Синтезу искусств в музыкальной трагедии противопоставлял литургический синтез искусств. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 137-138. Сочинения: Перед лицом смерти (Л. Н. Толстой и Н. Ф. Федоров). Харбин, 1928 (псевд. А. К. Горностаев); Рай на земле. К идеологии творчества Ф, М. Достоевского. Ф, М. Достоевский и Н. Ф. Федоров. Харбин, 1929 (псевд. А. К. Горностаев); Н. Ф. Федоров и современность. Харбин, 1928-1933. Вып. 1-4; А. К. Горский, Н. А. Сетницкий. Соч. М., 1995. Литература: Семенова С. Г, Преобразовательная эротика А. К. Горского // Она же. Тайны Царствия Небесного. М., 1994; Гачева А. Г. Предисловие к публикации «Огромного очерка» // Путь. 1993. № 4; Она же. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения. М., 1996. Вып. 2; Она же. Религиозно-философская ветвь русского космизма (1920-1930-е годы) // Гачева А. Г., Казнина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 2003; Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Work und Wirkung, Mimehen, 1989; Макаров В. Г. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № 8.
Горский Александр Константинович (18[30].12.1886—24.08.1943), философ, поэт, публицист, последователь Н.Ф. Федорова. В 1897—1906 Горский учился в Стародубском духовном училище и в Черниговской семинарии, затем в Московской духовной академии, по окончании курса которой (1910) был оставлен для подготовки к профессорскому званию, однако церковно-богословская карьера не привлекла его. В 1912 познакомился с учением Федорова. Вместе с И. П. Брихничевым и В. Н. Миронович-Кузнецовой составил сборник «Вселенское дело», посвященный 10-летию со дня смерти Федорова (Одесса, 1914), где была помещена его ст. «Тяга земная», в которой говорилось о философских и жизненных контактах Федорова и В. С. Соловьева. В 1913 Горский опубликовал в Москве свой опыт поэтической интерпретации федоровской концепции — сборник стихов «Глубоким утром (Песнопения)». В 1918 он знакомится с Сетницким, в творческом содружестве с которым на протяжении многих лет пропагандировал идеи Федорова, написал книгу «Смертобожничество» (1926). После того как Сетницкий уехал в 20-х в Харбин, Горский пересылает туда свои работы, где они и выходят в свет небольшими тиражами. В 1929 Горский был арестован и 8 лет провел на Севере. С 1937 отбывал ссылку в Калуге, а в 1943 был арестован вторично. Скончался в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В ряде своих работ, в частности, в 3-м выпуске «Организации мировоздействия» (Харбин, 1928 // Русский космизм. M., 1993), Горский обсуждает, наряду с другими, такую центральную проблему учения Федорова, как регуляция природы, организация интеллектуальных и физических сил для целенаправленного воздействия на косную материю, для преображения мира. Для этого необходимо, считает он, собирание разрозненных научных умов во «всемирный ум», «мозг земного шара». Наука, по Горскому, не организована вдвойне: как сумма понятий и методов, с помощью которых человек стремится познать мир и управлять им, и как род деятельности, направленной на добывание и обработку этих понятий и методов. Если организация науки во втором смысле может быть достигнута средствами самой науки, то координация множества идей и методов, т. е. организация науки в первом смысле, требует сверхнаучного организационного принципа, а именно, принципа художественного. Подлинно научная организация труда, пишет Горский, немыслима без одновременно «художественной организации науки и религиозной организации искусства». Ныне наука стала насквозь антропологичной. Человек — мера всех вещей, и это должно восприниматься нами не как «возглас пессимизма и скепсиса», а как «бодрый принцип ориентировочной деятельности» — человек собирается измерить собой все в мире вещей. Современная наука, полагает Горский, доросла до необходимости иметь центр, но централизованная организация не в состоянии ни сформироваться, ни удержаться, если не будет поставлена «священная цель воскрешения». Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа) Сочинения:Огромный очерк (1926) //Путь. 1993. № 4; Рай на земле: К идеологии творчества Ф. M. Достоевского и Н. Ф. Федорова. Харбин, 1929; Перед лицом смерти. Л. Н. Толстой и Н. Ф. Федоров. Б. м., 1928; Николай Федорович Федоров. Биография. Харбин, 1928; Николай Федорович Федоров и современность. Вып. 1—4. Харбин, 1928—33. Горский А. К., Сетницкий Н. А. Соч. М., 1995; Литература:Семенова С. Г, Преобразовательная эротика А. К. Горского // Она же. Тайны Царствия Небесного. М., 1994; Гачева А. Г. Предисловие к публикации «Огромного очерка» // Путь. 1993. № 4; Гачева А. Г. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения. М., 1996. Вып. 2; Гачева А. Г. Религиозно-философская ветвь русского космизма (1920-1930-е годы) // Гачева А. Г., Казнина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М., 2003; Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Work und Wirkung, Mimehen, 1989; Макаров В. Г. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии. 2002. № 8.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |