Рорти Ричард |
|
1931-2007 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ричард РортиРорти (Rorty), Ричард (1931-2007) — американский философ. Преподавал в Принстоне 15 лет. С 1983 г. — профессор гуманитарных наук университета штата Виргиния (Шарлоттсвиль). Рорти выдвинул проект «деструкции» предшествующей философской традиции, обремененной, по его мнению, такими пороками, как метафизичность, трансцендентализм и фундаментализм. Образ ума, стремящегося выработать общую теорию точного представления о мире как грандиозном зеркале, которое постоянно подвергается анализу и улучшающей его свойства шлифовке, согласно Рорти, сопряжен с трактовкой философии как трибунала чистого разума, отвергающего либо привечающего то или иное положение культуры. По Рорти, в рамках философского творчества Канта были канонизированы «основные проблемы современной философии» вкупе с трансформацией последней в особую профессионализированную академическую дисциплину. «Лингвистический поворот» в современной философии (Рорти явился редактором книги «Лингвистический поворот», 1967), по мнению Рорти, предполагал возрождение кантовских вопросов, поставленных в «Критике чистого разума», но уже применительно к феноменам языка, а не опыта. В контексте «аналитического неопрагматизма» Рорти позитивный характер имеют такие описания действительности, которые предельно полезны в рамках той или иной особой ситуации: язык тем самым выступает как базовое орудие эффективного действия индивида в окружающем мире. Результатом, согласно Рорти, явилось переосмысление данного круга проблем в контексте отказа от различения между «схемой» и «содержанием» — или «спонтанностью» и «рецептивностью» у Канта. По мысли Рорти, «онтологические бреши» в мировосприятии человека исказили его «самообраз» как существа творческого и не нуждающегося ни в каких абсолютах. Критику философии Рорти осуществлял в контексте концепции «элиминативного материализма», целью которого было устранение неизбывного психофизического дуализма философской традиции посредством переописания «таинственной природы ментального» в терминах нейрофизиологии. Стремясь отмежеваться от сциентизма, Рорти подчеркивал, что выбор словаря для такого переописания не ограничен и не должен зависеть только от предпочтений толкователя. Интенция на гуманитарность отразилась в переименовании Рорти своей программы из «элиминативного материализма» в «нередуктивный физикализм» и «текстуализм». (Рорти, правда, предлагал не акцентировать собственный «текстуализм», полагая его лишь в качестве «наименьшего общего знаменателя между де Маном и Деррида».) В целом антиметафизическая позиция Рорти являла собой своеобразный космополитический сплав идей американского прагматизма, аналитической философии и европейского нигилизма (пожалуй, для пропаганды лозунга о «смерти эпистемологии» Рорти сделал столько, сколько не сделал ни один другой мыслитель второй половины XX века). Подобно Ж. Деррида, Рорти избегал конструирования системного мировоззрения, относя систематичность и определенность к характеристикам метафизического мышления. Он объяснял появление дуалистических картин мира с конкретно-историческими обычаями словоупотребления. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 375-376.
Другие биографические материалы:Белоус И.А. Американский философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Юлина Н.С. Развивал постмодернистский вариант прагматизма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Яркий представитель современного неопрагматизма (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009). Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Сочинения:Случайность, ирония и солидарность. М., 1996; Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997; Обретая нашу страну: политика левых в Америке XX века. М., 1998; Универсализм, романтизм, гуманизм: Лекция. М., 2004; Философия и будущее // Вопросы философии. 1994, № 6; Прагматизм без метода //Логос. 1996, № 8; Постмодернистский буржуазный либерализм // Логос. 1999, № 9; Историография философии: четыре жанра //Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М., 2001; Упадок искупительной истины и подъем литературной культуры // Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.; Objectivity, Relativism and Truth. Cambr. (Mass.), 1991; Essays on Heideggerand Others. Cambr. (Mass.), 1991; Philosophical Papers, vol. 3, Truth and Progress. Cambr. (Mass.), 1998; Philosophical Papers. V. 1-4. Cambridge, 1991-2007. Philosophy and Social Hope. N. Y., 2000; Achieving our Country. Leftist Thought in Twentieth-Century America. Cambr. (Mass.) – L., 1998. Consequences of Pragmatism. Minneapolis, 1982; Against Bosses, Against Oligarchies: A Conversation with Richard Rorty. Chicago, 2002; The Future of Religion (with G. Vattimo). Columbia, 2005; Литература:Prado C.G. The Limits of Pragmatism. Atlantic Highlands, 1987; Kolenda K. Rorty’s Humanistic Pragmatism – Philosophy Democratized. Tampa, 1990; Reading Rorty, ed. by A.Malachovski and J.Burrous. Cambr. (Mass.), 1990; Nielsen K. After the Demise of the Tradition: Rorty, Critical Theory, and the Fate of Philosophy. Boulder, 1991; Hall D.L. Prophet and Poet of the New Pragmatism. N. Y., 1994; Юлина H.С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. Долгопрудный, 1998.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |