Пуфендорф Самюэль |
|
1632-1694 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
барон фон Самюэль ПуфендорфПуфендорф (Pufendorf), Самуэль (8.I.1632 - 26.X.1694), барон фон, - немецкий правовед и историк. В 1661-1670 годы - профессор естественного и международного права в Гейдельберге. В 1667 году под псевдонимом Северин де Монзамбано опубликовал памфлет ("De statu Imperii germanici..., Genevae, 1667"), в котором подверг острой критике государственное устройство «Священной Римской империи». С 1670 года - профессор естественного права в Лундском университете (Швеция), с 1677 года - государственный секретарь и официальный шведский историограф в Стокгольме. В главном сочинении «О естественном праве и праве народов» ("De jure naturae et gentium", Londini, 1672) и в других произведениях развивал идеи естественного права. С 1688 года - в Берлине, придворный историограф и тайный советник бранденбургских курфюрстов. Исторические сочинения Пуфендорфа - апология государей (шведских королей, бранденбургских курфюрстов), по поручению которых они были написаны, - посвящены описанию преимущественно внешнеполитических событий. Имеют в большей мере значение исторического источника, так как содержат извлечения из официальных архивных документов. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ - РЕНУВЕН. 1968. Сочинения: Einleitung zu der Historie der vornehmsten Reiche und Staaten von Europa, Fr./M., 1682; Commentariorum de rebus suecicis, Ultrajecti, 1686; De rebus a Carolo Gustavo Sveciae rege gestis commentariorum, Norimbergae, 1696; De rebus gestis Frederici Wilhelmi Magni electoris Brandenburgici commentariorum, (t.) 1-2, Berolini, 1695. Литература: Rödding H., Pufendorf als Historiker und Politiker..., Halle, 1912; Wolf E., Große Rechtsdenker der deutschen Geistesgeschichte, 4 Aufl., Tübingen, 1963.
Пуфендорф (Pufendorf) Самюэль (8 января 1632, Хемниц – 26 октября 1694, Берлин) – немецкий юрист и философ, один из первых в Европе представителей «нового естественного права». Изучал международное право («право народов») в Лейпцигском университете, философию и математику – в Йенском. Основное сочинение – «О праве по природе и рождению» (De jure naturae et gentium. Lipsiae, 1672), – в более кратком изложении «De officio hominis et civis», Lipsiae, 1673 (рус. пер.: О должности человека и гражданина, 1726). Теория власти и права строилась Пуфендорфом как особый раздел моральной философии, наилучшим изложением которой он, вслед за Спинозой, считал «геометрическую демонстрацию». В понимании естественного права опирался на Г.Гроция и критическое осмысление концепций Ж. Бодена и Т. Гоббса. В традиции Декарта трактовал семью, общежитие и государство как «моральные вещи», наделенные определенными атрибутами и модусами. В традициях ренессансной эрудиции иллюстрировал свои обобщения пространными обзорами политической истории Европы. Оригинальная и новаторская позиция Пуфендорфа определялась пониманием естественного индивида как изначально социального существа. Не отрицая себялюбия в качестве первичного мотива человеческого поведения, Пуфендорф считал еще более сильным страх перед одиноким противостоянием природе и стремление найти защиту и помощь у объединенного сообщества. Определяя это стремление как «общественный инстинкт», он на деле трактовал его в качестве свободного и рационального суждения каждого человека (необходимого вывода его естественного разума). В догосударственном (естественном) состоянии люди, согласно Пуфендорфу, не знали никакой «борьбы всех против всех». Они были добровольными членами мирных семейно-племенных объединений, сплоченных пониманием того, что «вне общества мы не можем ни жить, ни сохранять свой род». Лишь увеличение численности населения и межгрупповые конфликты, приведшие к общему ощущению необеспеченности жизни, заставили людей перейти к государственному состоянию на началах договора. Государство предполагает двоякого рода соглашение. Это, во-первых, договор в собственном смысле слова, или первоначальный договор (pacta). Суть его в общем (абстрактном) согласии на принуждение верховного правителя, если последний обеспечивает подданным их безопасность и собственность. Это, во-вторых, т.н. постановление (decretum), подразумевающее совокупность обязательных, но перерешаемых договоров, касающихся обоюдных обязательств власти и подданных. Они определяют форму правления (напр., монархию или республику) и характер отношений между сословиями (напр., порядок крепостной зависимости). Вся сфера «постановления» подчиняется критерию целесообразности и предполагает своего рода обмен между заботой об общем благе (на стороне власти) и повиновением (на стороне подданных). Различение pacta и decretum позволило Пуфендорфу, с одной стороны, достаточно определенно отстаивать права совести, жизни и собственности в значении непременных и неотменяемых, с другой – трактовать любые преднайденные формы политической и экономической зависимости как институты, существующие с согласия самих подневольных. Право на индивидуальное гражданское неповиновение Пуфендорф категорически отрицал; наиболее целесообразной формой правления он считал неограниченную монархию (идея представительства не поднимается у него выше замысла совещательного сословного собрания). Развивая традицию протестантского политического мышления, восходящую к Лютеру и Меланхтону, Пуфендорф настаивал на том, что библейская формула «нет власти кроме как от Бога» имеет в виду лишь мудрое согласие, но никак не прямую санкцию всевышнего. Будучи частью одобряемого Богом мирского порядка, государство (не говоря уже о конкретных формах правления) не может считаться божественным даром. Обязанность жить в государстве подобна обязанности трудиться, «в поте лица зарабатывая хлеб свой» (последняя, как известно, есть проклятие, которое наложено Богом на согрешившего человека). Люди должны жить в государстве, но их правом и их общей ответственностью (как и в случае с поисками эффективных форм труда) является выбор наиболее целесообразного политического устройства. Эта своеобразная позиция позволяла Пуфендорфу отстаивать христианский характер теории общественного договора, достаточно решительно выступать против сакрализации существующей политической власти, с одной стороны, и вмешательства церкви в дела государя – с другой, видеть в веротерпимости важнейшую статью морального кодекса разумных правителей. Пуфендорф – классический представитель просвещенного легизма. Еще далекий от строгого различения закона и права, он отстаивал правовое достоинство самого закона (его общеобязательность, клятвенность, неизменность) в противовес фаворитизму и переменчивости монархических поручений, распоряжений и указов. Теория естественного права Пуфендорфа предвосхитила некоторые идеи, систематически выраженные Локком, Руссо и Кантом. Она оказала серьезное воздействие на секуляризацию политико-правовой теории в немецком Просвещении и на формирование первых проектов прав человека у Томазия и Хр. Вольфа. Сочинения Пуфендорфа уже в 18 в. были известны в России. Влияние его идей (в особенности его просвещенного легизма) испытали такие представители дворянского протолиберализма, как Д.И.Фонвизин, С.Е.Десницкий, M.М.Сперанский. Э.Ю. Соловьев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 390-391.
Далее читайте:Историки (биографический справочник). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Германии (биографический указатель). Сочинения:Elementorum Jurisprudentiae Universalis libri, v. 1–2. Hagae, 1660 (Oxf., 1931); Einleitung zu der Historie der vornehmsten Reiche und Staaten. Fr./M., 1684; De habita religionis christianae et vitam eivilem. Bremae, 1687; в рус. пер.: Введение в историю Европейскую, т. 1–2. СПб., 1767–71; Политические рассуждения о согласии политики истинной с религиею христианскою. СПб., 1815. Литература:Jastrov J. Pufendorfs Lehre von der Monstrosität der Reichsverfassung. В., 1882; Wolf Ε. Grotius, Pufendorf, Tomasius. Tüb., 1927; Welzel H. Die Naturrechtslehre S.Pufendorfs. Hdlb., 1931 (2 Aufl. В., 1959).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |