Боден Жан |
|
1530-1596 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Жан БоденБоден (Bodin) Жан (1530-1596), французский политический мыслитель, теоретик естественного права, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж, откуда эмигрировал в Лондон. В сочинении «Метод легкого изучения истории» (1566) рассматривал общество как сумму кровно-хозяйственных союзов - семей, что отражало экономическую реальность ряда докапиталистических систем хозяйства, когда общественное производство являлось семейным производством мелких производителей материальных благ. Идея Бодена послужила исходным пунктом для некоторых мелкобуржуазных экономических концепций 19 - начала 20 веков. В своем основном труде «Шесть книг о республике» (1576) Боден обосновал, в частности, положение о необходимости для государства исчисления подданных, т. е. впервые в условиях нового времени поставил вопрос об учете населения, в том числе его переписях. А. Л. Перковский. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.
Боден (Bodin) Жан (1529/1530, Анжер - июнь 1596, Лаон) — французский правовед, историк, политический и религиозный мыслитель. Выходец из среды горожан, образование получил в Анжере и Тулузе. Состоял на службе у короля Генриха III, затем у герцога Алансонского, с которым путешествовал по Англии и Нидерландам. Участвовал в заседаниях Генеральных штатов в качестве представителя от третьего сословия, на стороне католической Лиги боролся против Генриха IV, в дальнейшем вместе с другими приверженцами сильной национальной монархии перешел на его сторону. Умер от чумы. В основном произведении «Шесть книг о государстве» (Les six livres de la Ripublique, 1576) развил учение о безграничном и абсолютном государственном суверенитете, который, по мнению Бодена, достижим только при монархической форме правления. В этой связи он давал правовое обоснование абсолютной монархии, доказывая, что власть государя не может быть ничем стеснена, а органы сословного представительства должны выполнять совещательную роль; впрочем, облагать народ налогами государь, по Бодену, имеет право только с согласия государственных чинов. Подчерки вал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой. Признавая возможность воздействия нечистой силы на людей, в трактате «Демономания колдунов» (La Demonomanie des sorciers, 1580) дал теоретико-практическое руководство по организации процессов ведьм. О. Ф. Кудрявцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 290-291.
Боден (Bodin) Жан (1530, Анже,— 1596, Лан), французский политический мыслитель, социолог, юрист. Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 году был депутатом от третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа. В сочинении «Метод лёгкого изучения истории» («Меthodus ad facilem historiarum cognotionem», 1566) утверждал, что общество формируется под влиянием естественной среды и представляет собой сумму кровно-хозяйственном союзов. В обществе осуществляется прогресс, в природе же — круговое вращение. В сочинении «Шесть книг о республике» («Six livres de ia Republique», 1576) Боден, отрицая божественное происхождение власти, обосновывал идею монархии, ограниченной законами, защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину политических переворотов Боден видел в имущественном неравенстве. В сочинении «Диалог семи человек» («Colloquium heplaplomeres...», 1593; опубликована после смерти) защищал деистическую идею естественного происхождения религии. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Oeuvres philosophiques, P., 1952. Литература: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314; Виппеp Р. Ю., Политич. теории во Франции в эпоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306, авг.; История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77; Chauvire В., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; Kamp M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, [1949].
Боден (фр. Bodin), Жан (1529/30, Анжер — 1593, Лаон) — французский политический мыслитель и государственный деятель. Родился в семье портного. Учился на юриста в университете Тулузы, а с 1559 года преподавал там же право. В 1559 году опубликовал «Обращение о воспитании молодежи в государстве» («Oratio de instituenda in republica juventute»), где доказывал, что единое образование для всех граждан является необходимым условием общественного согласия. С 1561 года занимал судейские должности в Париже. В 1566 году издал сочинение «Метод легкого познания истории» («Methodus ad facilem historiarum cognitionem»), в 1568 году — политэкономическую работу «Ответ на парадоксы г-на Мальтруа» («Réponse aux paradoxes de M. de Malestroit»). В 1571 году поступил на службу к брату короля герцогу Алансонскому (с 1574 года — герцог Анжуйский), одному из лидеров «партии» умеренных католиков («политиков»). Будучи сторонником веротерпимости, едва не стал жертвой религиозных фанатиков в Варфоломеевскую ночь. В 1576 году выпустил свой главный труд «Шесть книг о Государстве» («Les six livres de la République»). В 1576—1577 годы — депутат Генеральных штатов. Выступал за прекращение Религиозных войн на основе компромисса с протестантами (см. Протестантизм). В 1580 году опубликовал книгу «Демономания колдунов» («Démonomanie des sorciers»), фактически являвшуюся пособием для судей во время «охоты на ведьм». С 1581 года — генеральный прокурор Лаона (ныне Лан). В 1589 вступил в Католическую лигу, но в 1593 году перешел на сторону Генриха IV. Умер от чумы. Разработал правовое учение о суверенитете (верховной власти в государстве), ставшее основой идеологии абсолютной монархии. Согласно Бодену, суверенитет неделим. В зависимости от того, кому он принадлежит — всему народу, его части или одному человеку, государства делятся на демократии, аристократии и монархии. Определяющий признак монархии как формы правления — принадлежность «абсолютного суверенитета» одному-единственному лицу, государю. В своих действиях монарх независим от каких-либо других лиц или институтов, но обязан соблюдать установленные свыше «естественные законы», определяющие границы его власти. Так, король не вправе посягать на личную свободу и собственность подданных, облагать их налогом без их согласия. Боден — один из первых теоретиков истории как научной дисциплины. Считая, что разумная политика может строиться только на основе изучения исторического опыта, придавал большое значение достоверности исторического знания и сформулировал принципы научной критики источников. Поддерживал теорию «географического детерминизма», согласно которой климат той или иной страны оказывает определяющее влияние на ее общественное устройство и политические институты. В политэкономии Боден заложил основы количественной теории денег, связав происходивший в XVI веке бурный рост цен на товары («революция цен») с увеличением находившейся в обращении денежной массы. А. В. Чудинов. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015. Сочинения:Метод легкого изучения истории. М., 2000; Les Six Livres de la République. 6 Vol. Paris, 1986; Oeuvres philosophiques. Paris, 1951. Литература:Бобкова М. С. Западноевропейское историописание «эпохи катастроф». М., 2008; Blair A. The Theater of Nature: Jean Bodin and Renaissance Science. Princeton (New York), 1997; Franklin J. H. Jean Bodin et la naissance de la théorie absolutiste. Paris, 1993; Goyard-Fabre S. Jean Bodin et le droit de la République. Paris, 1989; Jean Bodin / Ed. by J. H. Franklin. Aldershot, 2006; Opitz-Belakhal Cl. Das Universum des Jean Bodin: Staatsbildung, Macht und Geschlecht im 16 Jahrhundert. Frankfurt am Main; New York, 2006; Thermes D. Ripensare Bodin: publico e privato nel cittadino premoderno. Roma, 2002.
Жан Боден и публицистика времён гражданских войнНаибольшее развитие на этом этапе получает, однако, публицистика. Многочисленные, не лишённые демагогических и реакционных черт трактаты и памфлеты выходят из лагеря дворян-гугенотов (Отман, Дюплесси-Морне). В произведениях этих так называемых монархомахов («тираноборцев») отстаивается право народа не повиноваться тиранам, но в качестве представителей народа признаются почти одни лишь феодальные вельможи. В свою очередь крепнущая партия «политиков» выдвигает такую значительную фигуру, как известный юрист, историк и экономист Жан Боден (1530—1596). В своём основном труде «О республике» Боден ратует за укрепление единого национального государства под руководством абсолютной монархии и развивает мысль о монархе как единственном носителе государственного суверенитета. Вместе с тем он стремится тщательно отграничить отстаиваемый им идеал абсолютной монархии, хранительницы государственного единства, от тирании. К лагерю «политиков», во многом близких к идеям Бодена, принадлежали авторы «Менипповой сатиры», выразительно написанного памфлета против Генеральных штатов, созванных Католической лигой в 1593 г. Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 239-240.
Далее читайте:Франция (справочный материал). Франция в XVI веке (хронологическая таблица). Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Франции (биографический указатель). Сочинения:Oeuvres philosophiques, P., 1952. Литература:Птуха M. В., Очерки по истории статистики 17 - 18 вв., [М.], 1945. Виппеp Р. Ю., Политич. теории во Франции в эпоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306, авг.; История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77; Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314; Chauvire R. Jean Bodin auteur de la Republique. P., 1914; Chauvire R., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; Meinecke F. Die Idee der Staatsrason in der Gescliichte. Munch.— В., 1924. Kamp M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden, Bonn, [1949].
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |