Продик Кеосский |
|
470-390 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Продик КеосскийПродик Кеосский (V в. до н. э.) — древнегреческий философ-софист, ученик Протагора. Продик считается автором нескольких сочинений («О природе», «Похвала глупости»). В основе философских взглядов Продика лежат общие всем софистам идеи противопоставления природных и социальных законов. В качестве отличительной черты Продика древние отмечали исключительный интерес к языку, к номинативной функции слов. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 353.
Продик (Πρόδνκος) с Кеоса (ок. 470 – ок. 390 до н.э.) – древнегреческий софист. Бывал в Афинах и встречался с Сократом, что нашло отражение в диалогах Платона («Протагор», «Хармид», «Лахет», «Менон», «Евтидем»). Активно участвовал в политической жизни своего города и выполнял его дипломатические поручения. Космология Продика не была оригинальной: основой мироздания он считал уже ставшие традиционными четыре элемента, добавляя к ним Солнце и Луну. Продаж пытался нарисовать картину первых шагов только что возникшего человечества на пути цивилизации: жизнь сообразно природе сменяется господством закона. Продик сыграл важную роль в становлении древнегреческой науки о языке, добиваясь точного разграничения значений синонимов, и делал попытки этимологических разысканий, он даже давал рекомендации греческим врачам по конкретным вопросам формировавшейся тогда медицинской терминологии. Продик оказал влияние на Антисфена из Афин и на стоическую грамматику. Влияние его риторической манеры заметно в речах, которые вложил в уста исторических персонажей Фукидид. Продик предложил рационалистическое объяснение происхождения религии, согласно которому люди сначала почитали благотворные для них Солнце и Луну, реки и источники, огонь и воду, хлеб и вино, а затем олицетворили их в виде соответствующих божеств. Ему принадлежит популярное уже в древности аллегорическое повествование «Геракл на распутье»: Добродетель и Порок в виде женщин соответствующей внешности убеждают юного Геракла избрать их путь, и Геракл выбирает Добродетель (см. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. II I, 21–34). Эту притчу пародирует Аристофан в «Облаках» (889–1104). А.И. Зайцев Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 359.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Греции (биографический справочник). Фрагменты и свидетельства:DK II 308–319. Литература:Mayer H. Prodikos von Keos and die Anfange der Synonymik bei den Griechen. Paderborn, 1915; Alpers I. Hercules in bivio. Gött., 1912; Fritz K. v. Prodikos (3), RE XXIII, 1 (1957), cols. 85–89; Nestle W. Die Horen des Prodikos. – Sophistik, hrsg. v. С J.Classen. Darmstadt, 1976, S. 425–451; Henrichs A. The Sophists and Hellenistic Religion: Prodicus as Spiritual Father of the Isis Aretalogies. – Harvard Studies in Classical Philology, 1984, 88, p. 139–158; Dumont J.-P. Prodicos: de la méthode au systéme. – Positions de la sophistique. Colloque de Cerisy, ed. par B.Cassin. P., 1986, p. 221–232; Untersteiner M. Les Sophistes, t. II. P., 1995, p. 8–38. См. также лит. к ст. Софисты.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |