Соловецкий Преображенский |
|
1558 г. |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Соловецкий Преображенский
Соловецкий монастырь. Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (Соловецкий монастырь) — основан в конце 20 — начале 30-х годов 15 века Зосимой, Савватием и Германом на Соловецком острове в Белом море при входе в Онежскую губу. В монастырской иерархии Соловецкий монастырь занимал одно из высших мест. Архимандриты назначались туда непосредственно царем и Патриархами. В 1765 году Соловецкий монастырь стал ставропигиальным, т. е. непосредственно подчиненным Синоду. Соловецкий монастырь возник как мощная крепость на севере Руси, которая не раз отражала нападения ливонцев и шведов, а позднее (уже в 19 веке) английской военной эскадры. Монастырские стены толщиною до 6 м, сложенные из валунов, имеют 8 башен и 7 укрепленных ворот. Внутри защитного пояса сложился оригинальный архитектурный ансамбль церковных и гражданских строений; их особенность — постановка по одной оси, параллельно побережью, культовых зданий, главные из которых соединены крытыми арочными переходами. Соловецкий монастырь обладал обширными земельными владениями, которые располагались по островам и берегам Белого моря и даже на Новгородчине и окрест Твери. Интенсивная хозяйственная деятельность монахов с активным привлечением приезжавших богомольцев позволила образцово благоустроить весь остров (дороги, каналы, дамбы и пр.) и добиться продовольственного самообеспечения обители и возможности проводить масштабное строительство. Такой склад духовно-трудовой жизни (моления и богоугодный труд) был установлен еще основоположниками Соловецкого монастыря и в первую голову преподобным Зосимой Соловецким, который был хорошим организатором и рачительным хозяином, определившим на века духовный характер северной обители. Больших успехов в своем развитии достиг Соловецкий монастырь в середине 16 века при игумене Филиппе. Именно при его руководстве развернулось широкое храмовое строительство: был возведен Успенский собор и примыкающая к нему гигантская одностолповая трапезная площадью 500 кв. м, воздвигнут трехъярусный Спасо-Преображенский собор и ряд других строений. Филипп заслужил особое расположение царя Ивана Грозного, который щедро одаривал монастырь деньгами и землями, а позднее вызвал соловецкого игумена в столицу и повелел ему стать высшим церковным иерархом — митрополитом Московским и всея Руси. Вскоре царь жестоко расправился с бывшим любимцем, самостоятельным и смелым митрополитом, но мученическая смерть сделала последнего одним из самых почитаемых святых Соловецкого монастыря. Прах преподобного Филиппа вначале оставался на Соловках, но в 17 веке был перевезен Патриархом Никоном (тоже бывшим когда-то монахом Соловецкого монастыря) в Московский патриарший Успенский собор, соловчанам же на поклонение была оставлена лишь частичка св. мощей. В 50—60-е годы 17 века Соловецкий монастырь стал одним из оплотов раскола в РПЦ. В 1668 году вспыхнуло Соловецкое восстание, которое было направлено против церковной реформы Никона и приняло антифеодальный характер. Для усмирения его на остров прибыл большой стрелецкий отряд, который долго безуспешно осаждал крепость, и только после семилетней осады восстание было жесточайше подавлено (из 500 оборонявшихся в живых осталось 60 человек). Но трагическая летопись Соловецкого монастыря на этом не закончилась. Соловки оказались удобным местом для ссылки духовных и мирских деятелей, неугодных царю или церковным властям. Для иных узников ссылка (а для "особо опасных" каменное заточение) растягивалась до конца жизни. Но наиболее мрачные страницы в истории Соловецкого монастыря пришлись на годы советской власти, после того как в Соловках в 1923 году был создан лагерь для политических и уголовных заключенных. Тогда же там была прекращена монашеская жизнь. В середине 20 века соловецкий лагерь для заключенных был ликвидирован. С 1974 году Соловецкий остров вместе с другими мелкими островами этого архипелага признан государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником. Развернулись широкомасштабные восстановительные и реставрационные работы всего комплекса монастырских сооружений и их внутренних интерьеров. Важным событием в истории Соловков стало возрождение в Соловецком монастыре в августе 1993 года монашеской жизни и возвращение мощей преподобных соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа (из Троицкого собора Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга) в Спасо-Преображенский собор. Этот торжественный акт был совершен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и другими высшими иерархами РПЦ. В. В. Горбунов Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 493-494.
М. Нестеров. Соловки.
Соловецкий монастырь сегодня. Соловецкий Преображенский мужской монастырь, Архангельская еп., ставропигиальный, на Соловецком острове Белого моря. Существует с XV в. В монастыре три великолепных собора. Преображенский собор, заложенный в 1558 игум. св. Филиппом, был освящен в 1566 с одним приделом на южной стороне и четырьмя малыми церквами под угловыми главами храма, с художественною живописью по стенам и с величественным пятиярусным иконостасом, устроенным в 1697 повелением и иждивением Петра Великого. Троицкий Зосимо-Савватиевский собор был построен в 1859, с двумя приделами; здесь главная святыня обители — мощи прпп. Зосимы и Савватия, которые прежде почивали открыто в особой раке для каждого в приделе их имени; внизу под собором церковь во имя прп. Германа с его св. мощами под спудом; сюда примыкал и третий Успенский собор, с огромной братской трапезой, освященный св. Филиппом в 1557; над сводами его 2 малых храма, а под трапезой церковь во имя Рождества Богородицы. Между Преображенским и Успенским соборами помещалась церковь Свт. Николая Чудотворца, в связи с которой стояла колокольня, построенная в 1777, вышиною 27 сажень. Все эти храмы соединялись между собою каменным длинным коридором, способствующим переходить из одного храма в другой без малейших затруднений. В отдельных зданиях находилась церковь Свт. Филиппа со Знаменским приделом на ее сводах и Благовещенская над св. воротами, в которой деревянный резной иконостас представлял замечательный памятник художественной резьбы XVII в. Кроме того, в обители устроены три часовни: во имя прп. Зосимы, прп. Иринарха и иконы “Знамения” Божией Матери; а также имелись: усыпальница свт. Филиппа, где покоились мощи его до перенесения в Москву, и 2 колокольни — соборная и царская. Монастырь был обнесен крепостной стеной с версту в окружности, построенной в 1584 — 94; наверху ее крытый ход; по углам 8 башен с бойницами. Над св. воротами находился Нерукотворный образ Спасителя, написанный в 1624 по Особому откровению прп. Елеазару, Соловецкие храмы и ризница были славны богатством св. икон древнего письма, старинными крестами, Евангелиями и церковно-богослужебною утварью. Особенно обращали на себя внимание: два Евангелия XVI в., писанные полууставом, и Евангелие 1606; а от времени прп. Зосимы — Евангелие на пергаменте, деревянные потир и дискос, железное клепало, каменный колокол, фелонь из парусины, данная прп. Зосиме при посвящении в игумена (в ней отправлял богослужение свт. Филипп), и возглавие св. игумена Филиппа из дикого камня темного цвета. Кроме того, в монастыре хранились — в ризнице: четырехконечный каменный келейный крест прп. Савватия, 2 золотых напрестольных креста — дар царя Иоанна Грозного, четырехконечный крест из масличного дерева — дар патр. Филарета; в библиотеке: грамота на пергаменте со свинцовыми печатями Новгородского архиеп. Ионы и бояр на вечное владение Соловецкими островами, грамота о том же, данная вел. кн. Иоанном III в 1479, письма свт. Филиппа, митр. Московского, письма свт. Димитрия, митр. Ростовского, “Апостол” свт. Филиппа, рукопись прп. Зосимы, грамоты и указы царские, патриаршие, митрополичьи и до 400 книг. В обители особенно чествовались чудотворные иконы Богоматери: в Преображенском соборе — Сосновская, или Корсунская (обретенная в древности на сосне в 15 верстах от монастыря); над западным входом в собор — “Знамения”, получившая в 1854, при нападении английской эскадры на монастырь, две раны; в Троицком соборе — Зосимо-Савватиевская, в церкви Рождества Богородицы — “Запечная”, или “Хлебенная”, которая явилась свт. Филиппу за печкой в хлебопекарне во время молитвы его; в усыпальнице свт. Филиппа — Словенская, пред которой он молился. У восточной стены обители находилось Святое озеро с чистой и приятной на вкус водой. Богослужение в монастыре совершалось с самым строгим выполнением церковного устава; в Благовещенском храме производилось неусыпное чтение Псалтири с молитвами о здравии живых и упокоении почивших. Вследствие открытого мятежа иноков, уклонившихся в раскол, монастырь подвергся семилетней осаде и был взят приступом в 1676. Петр Великий два раза посещал Соловецкую обитель: в 1694 и 1702. В память первого прибытия его в обитель была построена на берегу, где он пристал, часовня, а внутри св. врат, на перекладинах, были помещены две модели тех кораблей, на которых он приехал. Во время Крымской войны монастырь был бомбардирован английскими военными судами. При монастыре находились двухклассное училище, основанное в 1859, и иконописная школа, учрежденная в 1880, больница, богадельня и всевозможные мастерские, в которые с 1892 принимались малоуспешные дети духовного звания Архангельской еп. для обучения различным мастерствам. Почти 8 месяцев в году монастырь бывал разобщен с остальным миром: страшные морские бури и груды полярного льда, загромождающие его со всех сторон, делали пути к нему крайне опасными или вовсе невозможными. Для поклонения св. мощам Соловецких чудотворцев ежегодно со всех концов России стекалось до 8000 богомольцев. К Соловецкому монастырю были приписаны скиты: Анзерский, Голгофо-Распятский, Савватиевский, в 13 верстах от монастыря, на месте первоначальных подвигов прпп. Савватия и Германа; здесь находилась икона Божией Матери “Одигитрии”, принесенная на остров прп. Савватием; Сергиево-Радонежский, на Большом Муксоламском острове; Спасо-Вознесенский, на Секирной горе; кроме того, к монастырю были приписаны пустыни: Андреевская, на Заяцком острове; Филипповская, в 2 верстах от монастыря; в ней, в храме “Живоносного Источника”, хранилось резное изображение Спасителя, устроенное свт. Филиппом в 1565. С. В. Булгаков
Житие Зосимы и Савватия Соловецких. XVII век. Далее читайте:Олег Трушин. На земле соловецкой. Роман-газета детская № 9, 2010. Сергеев В.И. Летописец Соловецкий. Зосима (?-1478), один из основателей Соловецкого монастыря. Булычов Афанасий Васильевич (1827-1902), пароходовладелец и хлеботорговец, пожертвователь и послушник Соловецкого монастыря. Доклад Коллегии ГПУ начальника Юридического отдела ГПУ В.Д. Фельдмана о результатах обследования Северных лагерей ГПУ. 20 сентября 1923 г. (Речь идет об обследовании Соловецкого монастыря). Из отчета комиссии А.М. Шанина коллегии ОГПУ об обследовании Соловецких лагерей. Начало мая 1930 г. Из доклада комиссии А.М. Шанина Коллегии ОГПУ о положении заключенных в Соловках. Начало мая 1930 г. Из свидетельских показаний заключенного СЛОНа о насилии и издевательствах над заключенными, данных комиссии А.М. Шанина. [Начало мая 1930 г.] Из протокола № 5 партийного совещания при бюро Соловецкого коллектива. 25 августа 1930 г. Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Религиозные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |