Мюнцер Томас
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Мюнцер Томас

1490-1525

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Томас Мюнцер

Мюнцер (Munzer, Muntzer) Томас (ок 1490—1525) — идеолог народной немецкой Реформации, предводитель Крестьянской войны в Германии в 1524—1525 годы. С самого начала своей священнической деятельности критически относился к католической церкви, позже примкнул к сторонникам Лютера. В 1520 году порывает с умеренной позицией Лютера и сближается с позицией революционного крестьян и городского плебса, стремясь выразить их идеологию в религиозно-мистической форме. Он пытается найти обоснование своих взглядов в идеях Иоахима Флорского, а также немецких мистиков Экхарта, Таулера, подчеркивавших деятельную природу человека. Большое влияние на Мюнцера оказало учение чешских таборитов, в особенности их идея роли «ревнителей дела бога» в свержении мирового зла. Хотя Мюнцер формулирует свои идеи в традиционных пантеистических категориях, они служат ему для выражения призыва к преобразованию земного мира в общих интересах, совпадающих в конечном счете с замыслом бога. Энгельс характеризовал социально-политическую программу Мюнцера как «близкую к коммунизму», как «гениальное предвосхищение условий освобождения едва начинавших тогда развиваться среди этих плебеев пролетарских элементов». Мюнцер развивает традицию мистиков, выступавших против церковной ортодоксии, самоуверенных «фарисеев, епископов и книжников», и противопоставлявших им непосредственную «веру сердца». Он решительно отвергает «мертвую букву» церковного учения, исказившего божественный разум и погрязшего в человеческих мирских пороках. Чтобы обрести подлинную истину, человек должен порвать со своей греховной природой, почувствовать в себе дух Христа и от «безбожной мудрости» обратиться к высшей божественной мудрости, бескорыстной и возвышенной. Фундаментом для такого «обновленного разума» не может быть ни учение церкви, ни проповеди «лицемерных попов», а только «основа души», которая способна познать бога таким, каков он есть. Человеческий разум должен быть подчинен вере. По Мюнцеру, условием прорыва к «обновленному» разуму служит укрепление религиозной веры, обретаемой в процессе общения с богом и противопоставляемой вере «книжной», «пергаментной». Такое общение означает сближение человеческой и божественной воли, когда человек становится как бы составной частью божественного промысла, мыслит и действует в соответствии с божественным предначертанием. Убежденность в этом позволяет ему оспаривать любой авторитет, даже церковные интерпретации Библии и положения священного предания Таким образом, подчинение человеческого разума божественной воле — не унижение разума, а, напротив, его преобразование посредством «истинной веры», раскрытие «совершенного разума» в человеке. Для Мюнцера «божественная истина» выступает, по существу, как человеческая и земная в высшем понимании, а приписывание человеческому разуму статуса божественности означает отстаивание его суверенности и независимости от «книжного», официального, «безбожного» (в понимании Мюнцера) разума. Высшим критерием объявляется святой дух, действующий в человеческой душе, этот «чистейший и непосредственнейший источник истины для человека» (т. е. в конечном счете собственное понимание человека). Бескомпромиссно и страстно проведенная вера приводит Мюнцера к принципам иррелигиозного мышления, к оправданию суверенности именно человеческого разума. «Его теолого-философские доктрины,— писал о М. Ф. Энгельс, — были направлены против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще. В христианской форме он проповедовал пантеизм... местами соприкасающийся даже с атеизмом. Он отказывался рассматривать библию как единственный и безупречный источник откровения Настоящее и живое откровение, по его мнению, есть разум...» (Соч. Т. 7 С. 370).

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 168-169.


Вернуться на главную страницу Томаса Мюнцера

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС