Мухина Вера Игнатьевна |
|
1889-1953 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вера Игнатьевна Мухина
МУХИНА Вера Игнатьевна (19.06/1.07.1889-6.10.1953), скульптор. Родилась в богатой купеческой семье в Риге. Живописи, рисунку и скульптуре обучалась в Москве и Париже. Преподавала в Московском Высшем художественно-промышленном училище. После революции участвовала в осуществлении плана монументальной пропаганды. В 1930-е создала монументальную 24-метровую скульптурную группу “Рабочий и колхозница” для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже (в последующем перенесена в Москву). К лучшим работам Мухиной относятся памятник М. Горькому в Нижнем Новгороде и П. И. Чайковскому в Москве. Помимо скульптуры Мухина занималась промышленной графикой, проектированием одежды, оформительской (в т. ч. театрально-декоративной) и преподавательской работой.
Мухина Вера Игнатьевна (19.6.1889, Рига - 6.10.1953, Москва), скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947), пятикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1951, 1952). Ученица К.Ф. Юона, И.И. Машкова и Э.А. Бурделя. После Октябрьского переворота активно участвовала в программе "монументальной пропаганды". В 1926-27 преподавала в Московском художественно-промышленном училище, в 1936-30 - во ВХУТЕИНе. В 1930 арестована и освобождена только после личного вмешательства М. Горького. Одна из основоположников социалистического реализма в скульптуре. Ее наиболее известные произведения "Революция" (Клин), "Пламя революции" (1922-23), "Хлеб" (1939). В 1937 создала свое самое известное произведение -24-метровую скульптуру "Рабочий и колхозница" для Всемирной выставки в Париже; позже она была установлена на ВДНХ СССР. Автор памятников М. Горькому (1938-39, Горький) и П.И. Чайковскому (1954, Москва). Участвовала в оформлении станции Московского метро "Семеновская". Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000 Мухина Вера Игнатьевна (1889, Рига - 1953, Москва) - скульптор. Род. в богатой купеческой семье. Детство Мухиной прошло в Крыму, где она очень рано стала рисовать. В 1906, окончив гимназию в Курске, переехала в Москву. Занималась живописью и рисунком в студии К.Ф. Юона. Уже увлекшись скульптурой, в 1911 перешла в студию И.И. Машкова, но на следующий год уехала в Париж и стала брать уроки в студии скульптора Э. Бурделя. В 1914, продолжив изучение искусства, совершила путешествие по Италии. С началом первой мировой войны вернулась в Россию и работала сестрой милосердия в лазаретах до 1918. Первые самостоятельные работы Мухина - "Пьета" (1916), "Памятник Освобожденному труду" (1919), "Памятник Революции" (1919)- были пластичны и показывали стремление скульптора к образу, символу. В 1926 ее работа впервые экспонировалась в Историческом музее. В историю сов. искусства Мухина вошла 21-метровой скульптурой "Рабочий и колхозница", созданной для сов. павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже, принесшей Мухиной мировое признание. Используя возможности материала (нержавеющая сталь), Мухина , комбинируя пространственные и объемные решения, смогла преодолеть ощущение тяжести, подчеркнув легкость и силу монументальной группы. Несмотря на звания (народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР), ордена, многочисленные Сталинские премии, творчество Мухиной находилось в противоречии с эталонами соц. реализма 30-50-х гг. Ее собственные проекты (кроме "Рабочего и колхозницы") не реализовались или осуществились в урезанном, переиначенном виде. Таковы памятники Мухиной Горькому в Нижнем Новгороде (1938-1939) и П.И. Чайковскому в Москве (1954). Мухина - автор скульптурных портретов современников, декоративной скульптуры, надгробий. Занималась Мухина оформительской и преподавательской работой. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Исторический словарь:МУХИНА Вера Игнатьевна (1889—1953) — советский деятель культуры, скульптор, педагог, народный художник СССР (1943), действительный член ЛХСССР (1947), лауреат Сталинской премии (1951, 1952). Училась в Москве (1909—1912) и в Париже (1912—1914). Уже в раннем творчестве было заметно тяготение к монументальности и лаконизму. В 1920-х гг. создала проекты памятников, в которых отразились романтически приподнятые образы-олицетворения, проникнутые мощью и бурным движением («Пламя революции», 1922—1923; «Ветер», 1926—1927). Преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище (1926—1927) и Высшем художественно-техническом институте (1926—1930). С 1930-х гг. занималась проблемами синтеза искусств. Результат этих поисков — 24-метровая группа «Рабочий и колхозница», увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже (затем была установлена в Москве перед северным входом ВДНХ СССР). Фигуры юноши и девушки, несущих серп и молот, стали всемирно известным символом союза рабочих и крестьян в СССР. В 1939 г. создала декоративную группу «Хлеб», гармонически-плавные, «певучие» ритмы которой воспевают физическую и духовную красоту людей труда. В период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. работала, в основном, в жанре портрета, с суровой правдивостью передавая героический облик советских воинов, а также обобщенно-символический образ советской девушки, выражающий ненависть к врагу и несокрушимую уверенность в победе («Партизанка», 1942). В послевоенный период (совместно с Н. Г. Зеленской, 3. Г. Ивановой, С. В. Казаковым и А. М. Сергеевым) создала многофигурную композицию «Требуем мира!» (1950). Неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Мастер широкого профиля, оформляла выставки, создавала промышленную графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора и художественного стекла, выполняла театрально-декорационные работы (эскизы костюмов к постановке «Электры» Софокла в Театре им. Е. Вахтангова, 1944). Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 336-337. Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953). В бронзе, мраморе, дереве, стали изваяны смелым и сильным резцом образы людей героической эпохи - единый образ человека и человеческого, отмеченный неповторимой печатью великих лет", - писал искусствовед Д.Аркин об искусстве Мухиной, чье творчество во многом определило облик нового советского искусства. Вера Игнатьевна Мухина родилась в состоятельной купеческой семье. Вскоре после смерти матери отец с дочерью переехали из Риги в Крым и поселились в Феодосии. Там у местного гимназического учителя рисования будущая художница и получила первые уроки рисунка и живописи. Под его руководством она копировала в галерее И.К.Айвазовского картины прославленного мариниста, писала пейзажи Тавриды. Гимназию Мухина оканчивает в Курске, куда после смерти отца ее забирают опекуны. В конце 1900-х годов молодая девушка едет в Москву, где твердо решает заняться живописью. В 1909-1911 годах она - ученица частной студии К.Ф.Юона. В эти годы Мухина впервые проявляет интерес к скульптуре. Параллельно с занятиями живописью и рисунком у Юона и Дудина, она посещает студию скульптора-самоучки Н.А.Синицыной, находившуюся на Арбате, где за умеренную плату можно было получить место для работы, станок и глину. В студии занимались учащиеся частных художественных школ, студенты Строгановского училища; здесь не было преподавателей; ставилась модель, и каждый лепил, как умел. Часто в мастерскую Синицыной заходил ее сосед - скульптор Н.А.Андреев, известный своим недавно открытым памятником Н.В. Гоголю. Он интересовался работой питомцев Строгановки, в которой преподавал скульптуру. Нередко он останавливался у работ Веры Мухиной, своеобразие художественной манеры которой им было сразу отмечено. От Юона в конце 1911 года Мухина переходит в студию живописца И.И.Машкова. В конце 1912 года она едет в Париж. Как в начале XIX века русские живописцы и скульпторы стремились в Рим, так в начале XX века молодое поколение мечтало попасть в Париж, ставший законодателем новых художественных вкусов. В Париже Мухина поступает в академию Гранд Шомьер, где скульптурным классом руководил Эмиль-Антуан Бурдель. Два года учится русская художница у бывшего помощника Родена, скульптура которого привлекала ее своим "неуемным темпераментом" и подлинной монументальностью. Одновременно с занятиями у Бурделя в Академии изящных искусств Мухина слушает курс анатомии. Дополняет художественное образование молодого скульптора сама атмосфера французской столицы с ее архитектурными и скульптурными памятниками, театрами, музеями, художественными галереями. Летом 1914 года Вера Игнатьевна возвращается в Москву. Начавшаяся в августе первая мировая война в корне изменила привычный жизненный уклад. Мухина оставляет занятия скульптурой, поступает на курсы медсестер и в 1915-1917 годах работает в госпитале. Революция возвращает художницу в сферу искусства. Вместе со многими русскими скульпторами она участвует в осуществлении грандиозного ленинского плана монументальной пропаганды. В его рамках Мухина выполняет памятник И.Н.Новикову - русскому общественному деятелю XVIII века, публицисту и издателю. К сожалению, оба варианта памятника, в том числе и одобренный Наркомпросом, погибли в неотапливаемой мастерской скульптора суровой зимой 1918-1919 годов. Вера Игнатьевна участвует и побеждает в ряде скульптурных конкурсов, часто проводившихся в первые послереволюционные годы; ею выполнены проекты монументов "Революция" для Клина и "Освобожденный труд" для Москвы. Наиболее интересное решение находит скульптор в проекте памятника Я.М. Свердлову (1923), где устремившаяся ввысь аллегорическая мужская фигура с факелом в руке олицетворяет беззаветное служение делу революции верного большевика-ленинца. Проект этот более известен под девизом "Пламя революции". К середине 20-х годов складывается индивидуальная художественная манера мастера, все больше уходившего от отвлеченной аллегоричности и условно-схематических решений в духе кубизма. Программной работой стала двухметровая "Крестьянка" (1926, гипс, ГТГ), появившаяся на выставке 10-летия Октября. Монументальность форм, акцентированная архитектоника скульптуры, сила художественного обобщения отныне становятся отличительными чертами станковой и монументальной скульптуры Мухиной. В 1936 году Советский Союз начал подготовку к Всемирной выставке "Искусство, техника и современная жизнь". Автор многоступенчатого советского павильона архитектор Б.М.Иофан предложил завершить его 33-метровый головной пилон двухфигурной скульптурной группой с эмблемой нашего государства - серпом и молотом. Гипсовый эскиз Мухиной, разрабатывавшей эту тему вместе с другими художниками, был признан лучшим. Скульптору, всегда мечтавшему о грандиозных масштабах, предстояло возглавить сложнейшую работу по изготовлению 25-метровой статуи общим весом около 75 тонн. Скульптурный каркас, состоящий из стальных ферм и балок, постепенно одевался пластинами из хромоникелевой стали. Группа, символизировавшая союз рабочего класса и крестьянства, выполненная из новейших материалов с применением индустриальных методов, передавала, по словам скульптора, тот "бодрый и мощный порыв, который характеризует нашу страну". И в настоящее время монумент "Рабочий и колхозница", пластическая сила которого "не столько в красоте его монументальных форм, сколько в стремительном и четком ритме волевого жеста, в точно найденном и мощном движении вперед и вверх", занимает почетное место у входа на ВДНХ в Москве, где с небольшими композиционными изменениями он был установлен в 1938 году. В 1929 году Мухина создает один из лучших своих памятников - памятник М.Горькому для города, носящего его имя. Четким силуэтом читается чуть вытянутая по вертикали фигура писателя, стоящего на берегу родной Волги. Характерный взмах головы довершает созданный скульптором образ "буревестника революции", вышедшего из народа писателя-бунтаря. В 1930-х годах Мухина работает и в мемориальной скульптуре: особенно удачно решено ею надгробие М.А.Пешкова (1935) с вырубленной из мрамора в полный рост фигурой с задумчиво склоненной головой и заложенными в карманы брюк руками. Ведущей темой творчества скульптора всегда оставалось прославление духовной красоты советского человека. Одновременно с созданием в монументальной скульптуре обобщенного образа современника - строителя нового мира эта тема разрабатывалась мастером и в станковом портрете. В 30-е годы герои портретной галереи скульптора - доктор А.А.Замков и архитектор С.А.Замков, режиссер А.П. Довженко и балерина М.Т.Семенова. В годы войны портреты Мухиной становятся лаконичнее, все лишние эффекты в них убраны. Меняется и материал: часто использовавшийся ранее мрамор сменяет бронза, дающая, по словам А.В. Бакушинского, больше возможности "для построения в скульптуре форм, рассчитанных на силуэт, на движение". Портреты полковников И.Л.Хижняка и Б.А.Юсупова (оба - 1943, бронза, ГТГ), "Партизанка" (1942, гипс, ГТГ) при всей их индивидуальности обладают типичными для советского человека военного времени чертами собранности, решительной готовности к борьбе с врагом. В послевоенные годы В.И.Мухина продолжает работать в монументальной скульптуре. С группой помощников она переводит в бронзу скульптурный проект памятника М.Горькому И.Д.Шадра (в 1951 году он был открыт на площади перед Белорусским вокзалом в Москве). В 1954 году, уже после смерти Веры Игнатьевны Мухиной, был отлит и установлен перед зданием Консерватории в Москве памятник П.И.Чайковскому, над которым она работала в 1948-1949 годах. Использованы материалы статьи Н. Семеновой в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988. Далее читайте:Художники (биографический справочник). Литература:Аболина Р. Я. В.И.Мухина М., 1964 Воронов Н.В., Короткая Е.Н. Жизнь и судьба скульптора Мухиной. М., 1989.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |