Чайковский Петр Ильич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чайковский Петр Ильич

1840-1893

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Петр Ильич Чайковский

NEW YORK PUBLIC LIBRARY PICTURE COLLECTION
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

Пушкинские темы в творчестве

Чайковский Петр ИльичЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840 - 1893) - русский композитор. Создав "пушкинские" оперы "Евгений Онегин", "Мазепа", "Пиковая дама", Чайковский задумал еще одну - по мотивам "Капитанской дочки", в 1885-1888 гг. готовился к ее осуществлению, однако эта опера осталась ненаписанной.

"Капитанскую дочку" я не пишу и вряд ли когда-нибудь напишу. По зрелом обдумании я пришел к заключению, что этот сюжет не оперный. Он слишком дробен, требует слишком многих не подлежащих музыкальному воспроизведению разговоров, разъяснений и действий. Кроме того, героиня, Мария Ивановна, недостаточно интересна и характерна, ибо она безупречно добрая и честная девушка и больше ничего, а этого для музыки недостаточно. При распределении сюжета на действия и картины оказалось, что таковых потребуется ужасно много, как бы ни заботиться о краткости. Но самое важное препятствие (для меня, по крайней мере, ибо весьма возможно, что другому оно бы нисколько не мешало) - это Пугачев, Пугачевщина, Берда и все эти Хлопуши, Чики и т.п. Чувствую себя бессильным их художественно воспроизвести музыкальными красками. Быть может, задача и выполнима, но она не по мне. Наконец, несмотря на самые благоприятные условия, я не думаю, чтобы оказалось возможным появление на сцене Пугачева. Ведь без него обойтись нельзя, а изображать его приходится таким, каким он у Пушкина, т.е. в сущности удивительно симпатичным злодеем. Думаю, что как бы цензура ни оказалась благосклонной, она затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачевым. В повести это возможно - в драме и опере вряд ли, по крайней мере у нас". (Письмо к вел. кн. Константину Константиновичу от 30 мая 1888 г. - П.И.Чайковский. Переписка с Н.Ф. фон Мекк, т.III, стр.643-644).

Биографическая справка перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html
 

Другие биографические материалы:

Федоров В.А. Великий русский композитор (Энциклопедический словарь Русской цивилизации)

Шикман А.П. Приобрел мировую славу своим многообразным творчеством композитора (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Баландин Р.К. Его музыка продолжает волновать слушателей во всем мире (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский музыкальный деятель, композитор, дирижер и педагог (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Русский композитор (Энциклопедия "Мир вокруг нас").

Наследие Чайковского (Энциклопедия "Мир вокруг нас").

Литература:

Асафьев Б.В. Избранные труды, т. 2. Избранные работы о Чайковском. М., 1954

Воспоминания о П.И.Чайковском. Л., 1980

Никитин Б.С. Чайковский. Старое и новое. М., 1990;

Сидельников Л.С. Петр Ильич Чайковский. М., 1992.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС