Михайловский Николай Константинович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ М >

ссылка на XPOHOC

Михайловский Николай Константинович

1842-1904

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Константинович Михайловский

Михайловский Николай Константинович

Михайловский Николай Константинович (1842– 1904). Представитель субъективной школы, русский ученый-социолог, философ, писатель, публицист. Известный общественный деятель, представитель либерального народничества. Имел серьезное влияние на революционное движение в России. Главный редактор журнала либеральных народников “Русское богатство”. На формирование мировоззрения Михайловского оказали влияние А.И. Герцен, П.Л. Лавров. Главные темы его социологических исследований: личность, социальный прогресс, взаимоотношения между личностью и обществом (“героем” и “толпой”), их психологические механизмы, “борьба за индивидуальность”, критика социал-дарвинизма. Он являлся не только признанным социологом, но и талантливым публицистом и литератором, оказавшим заметное влияние на идейную жизнь страны. В своих трудах утверждал, что нельзя относиться к обществу как к агрегату физических тел и явлений. В отличие от естествоиспытателя социолог не может строить свою науку об обществе беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность, поэтому социолог-наблюдатель не может не ставить себя в положение наблюдаемого. Михайловский был ярко выраженным индивидуалистом, для которого критерий блага реальной личности стал краеугольным камнем всей системы социологических воззрений. Личность и общество, по его мнению, дополняют друг друга: всякое подавление личности наносит вред обществу, а подавление общественного – вред личности. Получив естественнонаучное образование, Михайловский свободно ориентировался в области биологических наук, что давало ему дополнительные аргументы в борьбе с органицизмом и социал-дарвинизмом. Он считал, что органицизм печется о благе общества-организма, дарвинистская социология – о благе вида, марксизм – о благе класса, а интересы индивида, реальной личности отодвигаются всеми этими теориями на второй план. Заслуга Михайловского состоит в том, что он одним из первых пришел к пониманию необходимости для социологов обращения к психологическим аспектам поведения человека. Данный момент стал предметом внимания Ю. Геккера, Дж. Биллингтона и других зарубежных исследователей, которые единодушно отмечали, что Михайловский один из первых в мировой социологии приступил к разработке теории личности и что его трудами было положено начало социальной психологии. Ему принадлежитприоритет и в разработке механизмов подражания, чему он посвятил свой труд “Герои и толпа” (1882). Лишь спустя 8 лет после публикации этой работы, в 1890 году, во Франции была опубликована книга Г. Тарда “Законы подражания”, принесшая ее автору славу первооткрывателя.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.


Вернуться на главную страницу Михайловского

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС