Биллингтон Джеймс Хедли |
|
р. 1929 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Джеймс Хедли БиллингтонБиллингтон Джеймс Хедли (1.06.1929, Пенсильвания) - американский историк и культуролог. Иностранный член РАН (с 1999 г.). Окончил Принстонский ун-т (1950); учился в Оксфордском ун-те, где в 1953 г. защитил диссертацию. Служил в армии (1953-1956), затем работал в аналитическом подразделении ЦРУ. С 1957 но 1962 годы преподавал историю в Гарвардском ун-те; с 1964 по 1974 г. - профессор истории в Принстонском ун-те. С 1973 по 1987 г. - директор Международного центра учёных Вудро Вильсона. Основал Ин-т перспективных российских исследований имени Джорджа Кеннана. Неоднократно бывал в СССР, в середине 60-х годов жил с семьей в Москве. С 1987 г. директор Библиотеки конгресса США. В юности испытал влияние Толстого. Изучал русский язык и культуру, особенно Достоевского и В. С. Соловьева. Берлин был его научным руководителем при написании диссертации, на ее основе Биллингтон подготовил книгу «Михайловский и русское народничество» (1953 г.). Важную роль в его творчестве сыграли идеи Флоровского. Принимая мысль последнего о преимущественно эстетическом характере древнерусской культуры, Биллингтон дополняет ее собственными положениями, трактуя иконостас как «русскую Сумму теологии». Известность принесла ему книга «Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры» (1966, рус. перев. 2001 г.). Здесь в 6 главах (Истоки; Противостояние; Век раскола; Век дворянской культуры; К новым берегам; Шаткий колосс) автор анализирует тернистый путь России, рассматривая религиозные, идеологические и политические аспекты формирования русской духовной культуры и мировоззрения. Биллингтон подчеркивает, что его книга в значительной степени основывается на новой интерпретации источников и фундаментальных трудов русских авторов, в особенности тех, которые были опубликованы до Октябрьской революции. Рассматривая историю России, Биллингтон расходится с ее трактовками не только в советской литературе, но и в западной историографии. Сопряженность борьбы за материальные условия жизни и торжество духа в Древней Руси лучше всего, по Биллингтону, символизируют два предмета - топор и икона. Топор был главным орудием на Руси, икона, или священный образ, служила напоминанием о вере, которая хранила русского человека, указывала цель его земного существования. С точки зрения истории философии интерес представляет 4-я глава книги (век дворянской культуры), где Биллингтон исследует ключевые события в развитии русской общественной мысли. В другой работе - «Пожар в умах человеческих: происхождение революционной веры» (1980) Биллингтон анализирует революционную деятельность в Европе, выявляя ряд факторов, повлиявших на ситуацию в России, характеризует ее основные социальные слои, сделав особый акцент на тайных обществах, которые выросли в партии, вовлеченные в революцию. В 1988 г. он опубликовал книгу «Лицо России». В. В. Ванчугов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 55.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США (биографический указатель). Сочинения:Икона и топор. Россия в поисках себя: В 2 т. М., 2011.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |