Мерло-Понти Морис |
|
1908-1961 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Морис Мерло-Понти
Мерло-Понти (Merleau-Ponty) Морис (1908-1961) - французский философ феноменологическо-экзистенциалистского направления. Выпускник Высшей педагогической школы; преподавал философию в Лионском ун-те (1945-1949), в Сорбонне, в Высшей педагогической школе и в Коллеж де Франс (с 1952 - ректор Коллежа). В 1945 году совместно с Ж.-П. Сартром создает журнал «Les Temps modernes» (в 1953 между Мерло-Понти и Ж.-П. Сартром произошел разрыв по политическим соображениям). Философские воззрения Мерло-Понти сложились под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, М. Монтеня, Мен де Бирана, А. Бергсона; он опирается также на исследования гештальт-психологии, бихевиоризма и "психоанализа. Основные темы исследования (в работах «Феноменология восприятия» (1945), «Знаки» (1960) и др.): обоснование уникального отношения человека и мира, человека и человека; природа языка; история как порождение и пространство человеческой деятельности. Позиция Мерло-Понти с самого начала складывалась как движение к онтологии, раскрывающейся через описание человека в его существовании. Пользуясь методом феноменологической редукции и углубляя последнюю, Мерло-Понти, вслед за Э. Гуссерлем, стремится выявить самый естественный и в то же время целостный исходный контакт человека с миром, намеревается отыскать феномен «по ту сторону от мира объектов» как первичное открытие мира: цель философии - повествование о начале, ей надлежит выразить зарождение «жизненного опыта», изначальный контакт с миром, который предшествует любой мысли о мире. Феноменологическая редукция в таком случае означает выдвижение на первый план смысловой связи субъекта и мира, а интенция предстает формулой поведения перед лицом другого человека, природы, времени, т смерти, словом, как особый способ «оформления» мира. Феномен у Мерло-Понти есть первичное восприятие, субъектом которого является человеческое тело, «собственное тело», «феноменальное тело», этот «проводник бытия в мир», якорь, закрепляющий человека в мире. Будучи продолжением мира, тело, вместе с тем, выступает универсальным измерителем, поддерживающим гармонию в мире; благодаря телу спонтанное восприятие обретает целостность; первичное восприятие является основой, на которой вырастают все человеческие смыслы и значения. В последние годы жизни в работе «Видимое и невидимое» (не окончена, опубликована в 1964) Мерло-Понти делает попытку углубить феноменологический (Феноменология) подход и прояснить онтологические допущения внутри своей философии; он ищет онтологические основания вне различения между воспринимающим и воспринимаемым, стремясь исходить из первозданного, «дикого» бытия. Эта тенденция уже намечалась в предшествующих работах мыслителя. Феноменология, по мысли философа, должна начинаться с непредвзятого поиска близости с тем, что человек переживает, с переживаемым, до того как в дело вступят другие методы исследования. Центральными понятиями у Мерло-Понти становятся: плоть, хиазм, приятие. Понятие плоти призвано отобразить единство тела и мира как манифестаций бытия; оно позволяет мыслить тело и мир, не обращаясь к противопоставлению субъект-объект; речь идет о родственности «я» и мира. Понятие плоти относится не только к человеку как воплощенному бытию, но и к миру в целом. Мерло-Понти обращается к старинному термину «элемент», который использовался в античности, когда говорилось о воде, воздухе, земле, огне; плоть - это вещь вообще, своего рода воплощенный принцип, привносящий стиль бытия всюду, где обнаруживается даже самая малая его толика. Плоть - это тело до тела, бытие до бытия, плоть всегда уже есть, всегда бытийствует. Тело-субъект и мир включены друг в друга, переплетены друг с другом (хиазм), взаимообратимы. Эту взаимообратимость Мерло-Понти называет перцептивной верой, которая предшествует опыту, а следовательно, и традиционно понимаемому восприятию. До любой философии перцептивная вера имеет дело со смутной целостностью, где все существует вместе. Методы познания и доказательства, изобретаемые мышлением, уже присутствуют в этой целостности. Собственное тело не принадлежит полностью «я» - оно в равной мере принадлежит и внешнему миру; тело - это пробел в плоти мира, но не разрывающий бытийную ткань, а скрепляющий ее. Изначальный контакт человека с миром есть одновременное приятие мира человеком и человека миром; этот слой опыта не логико-гносеологический, а бытийный, онтологический. В точке «разрыва-соединения» между плотью мира и плотью человеческого тела возникает вертикальное бытие, где «я» предстает как трансценденция, содержащая в себе опыт пред-мира и задающая ему вертикальное направление. В работах семантического (Семантика) содержания («Проза мира», 1969) Мерло-Понти обосновывает причастность человека бытию через язык, речь, а их появление и оформление связывает с особой функцией человеческого тела. Главная цель здесь - понять, каким образом из первичного восприятия и жеста, сопровождающего это восприятие, возникает языковое поведение, какой смысл имеет этот опыт для становления человеческого субъекта. Лингвистический опыт - это высшее достижение человека, показатель его историчности и способности к трансцендированию, благодаря которым совершается развитие человеческой культуры. Поэтому, считает Мерло-Понти, анализируя язык, лингвистический опыт в целом, можно прийти к подлинно онтологической позиции, с одной стороны, выявляя перцептивное родство человекам с миром, с другой - создавая «конкретную теорию духа». Для Мерло-Понти собственно человеческий (культурный) мир возникает в тот момент, когда складывается система «Я-Другой», когда между телом Я и его сознанием и телом и сознанием Другого появляется внутреннее отношение, когда Другой выступает не как фрагмент мира, а как видение мира и носитель поведения. В этой связи основным показателем человеческого Мерло-Понти считает выражение, самовыражение индивида; в лингвистическом опыте, как и в опыте перцептивном, человек не просто переводит в символический (Символ) план вырастающие на основе первичного восприятия результаты, а делает это с целью сообщить их Другому. Особое значение в выражении играет индивидуальность субъекта, или, как пишет философ, его стиль. Различие индивидуальных стилей лежит в основе создания смыслов. Искомый Мерло-Понти феномен во многих аспектах сродни произведению искусства. Художник в своем творчестве исходит из первичного отношения к миру, на основе которого только и возможно обладать целостным мироощущением; в художественном творчестве потребность человека в самовыражении и общении с другими проявляется со всей очевидностью. Наиболее соответствующими философскому (феноменологическому) освоению мира Мерло-Понти признает художественную литературу (Ф. Стендаль, О. де Бальзак, А. Сент-Экзюпери, С. де Бовуар, Ж.-П. Сартр и др.) и живопись (П. Сезанн, П. Клее, П. О. Ренуар, В. Ван Гог и др.). Свою историческую концепцию Мерло-Понти обосновывает, исходя из дообъективного восприятия времени, первичного по отношению к упорядочивающему сознанию времени. Источником, из которого проистекает поток времени и где сохраняется одновременность и непрерывность исторического бытия и единство мира, является плоть. Дообъективное время присутствует в любом опыте времени и, делая его возможным, воспринимается с необходимостью. Феноменологический подход к истории, по Мерло-Понти, требует выявления перво-феномена, лежащего в основании фактов, событий, представлений. В основании феноменологии истории лежит нетематизируемый смысл, осуществляющийся в исторической плоти, изначальная историчность. Бытие обладает внутренней интенциональностью, своего рода имманентной телеологией, готовящей человека к социально-историческому бытию. Самим фактом нашего существования мы находимся в контакте с социальным, с ним мы связаны до всякой объективации, оно существует до познания как «глухой вызов». Социальное обретает свое значение на почве человеческого сосуществования Я и Другого, в интерсубъективном (Интерсубъективность) мире. Смысл истории является результатом значений, которые исторические субъективности проектируют в недрах сосуществования. В историческом действии случайное выступает в качестве структурирующего начала, а структура рождается в сфере случайного. Мерло-Понти подвергает критике гегелевское понимание истории, которую тот отождествляет с философией, представляя философию как размышление об историческом опыте, а историю - как становление философии, этого абсолютного знания, следовательно, как «мертвую» историю. Историческое существование Мерло-Понти считал трагедией, в ходе которой человек вступает в схватку с внешними силами, коим он сам причастен. История предлагает человеку «ряды фактов», которые надлежит продолжить в будущее, но не определяет главного из них. Однако это вовсе не означает, что люди могут делать все, что им вздумается, но что бы они ни делали, они всегда идут на риск. Для Мерло-Понти главное в истории - чтобы не прерывалась связь времен. Отсюда его глубокое недоверие ко всякого рода революциям, отказывающимся от уже достигнутого. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 302-304. Сочинения: Око и дух. М., 1992.; В защиту философии. М., 1996; Феноменология восприятия. СПб, 1999; Знаки. М., 2001; Видимое и невидимое. Минск, 2006; Structure du comportement. P., 1942; Humanisme et terreur: essai sur le probleme communiste. P., 1947; Les Aventures de la dialectique. P., 1955; Sens et nonsens. P., 1966; La prose du monde. P. 1969; Resume de cours. P., 1968; L'Union de l'ame et du corps chez Malebranche, Main de Biran et Bergson. P., 1978. Вернуться на главную страницу Мерло-Понти
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |