Мэн-Цзы |
|
372-289 до н. э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Мэн-ЦзыМэн-Цзы (фамилия — Мэн, имя — Кэ, прозвище — Цзы Юй) (372-289 до н. э.) — последователь учеников внука Конфуция Цзы Сы. Записи о нем, сделанные его учениками, составили книгу «Мэн-цзы» в 7 разделах. Школа Мэн-Цзы развивала идеалистические элементы конфуцианского учения. Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 244-245.
Мэнцзы (ок. 372—289 до н. э.) — видный последователь Конфуция (Конфуцианство). Его взгляды изложены в книге «Мэнцзы». В своих философских воззрениях Мэнцзы выступал с позиций идеализма. Он считал основой процесса познания не чувственные восприятия и ощущения, а свидетельства разума. По утверждению Мэнцзы, мораль и этика исходят из природных качеств человека, которые объявляются врожденно добрыми. Этико-моральные установления, свойственные человеческой природе, исходят от «неба» — высшей целенаправляющей силы. Он признавал также существование «врожденных способностей» и «врожденного знания». В своих социально-политических рассуждениях Мэнцзы высказывал отдельные прогрессивные положения, подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя, которого народ вправе сместить, если он не отвечает предъявляемым к нему требованиям. Мэнцзы выступал с призывами к объединению страны. Его учение оказало глубокое влияние на идеологию феодального Китая. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 274.
Мэн-Цзы (Мэн Кэ) (371—289 гг. до н.э.). Родившийся на территории нынешней провинции Шаньдун, Мэн Кэ, поименованный позднее Учителем Мэном (Мэн-цзы, в латинизированной версии — Менциус, Менций), рано теряет отца и воспитывается своей матерью. Впоследствии он проходит обучение у Цзы Сы (Кун Цзи), внука Конфуция и автора «Великого учения» («Дасюэ»), которое со времен Чжу Си (1130—1200 гг.) входит в число «Четверокнижья» конфуцианства. Став в возрасте сорока пяти лет министром при Сюань-гуне, правившем в царстве Ци (на территории нынешней провинции Шаньдун), он вскоре подает в отставку — ввиду малого рвения, проявляемого этим правителем в деле воплощения принципов, завещанных Конфуцием. В течение некоторого времени он был советником Хуй-вана из династии Лян (Лян Хуй-вана), который выступает одним из главных действующих лиц его книги, после чего Мэн-цзы возвращается в царство Ци и вновь поступает там на службу. Через некоторое время он опять подает в отставку, чтобы на этот раз посвятить себя преподаванию, а также редактированию работы, которая носит его имя и которая заботами Чжу Си предстала одной их «Четверокнижья» конфуцианства. Этот текст, сборник дебатов и бесед, ведшихся между Мэн-цзы и его учениками или оппонентами, является классической работой в области конфуцианства. Он содержит свидетельства о размышлениях по поиску пути. Эти засвидетельствованные размышления привели в дальнейшем к формированию мистически ориентированных сторонников этой ветви конфуцианства. Мэн-цзы, помимо прочего, выдвигает идею о том, что человеческая природа сама по себе добра, но необходимо обучение, для того чтобы воспрепятствовать ее порче и для того чтобы позволить ей непрерывно оттачиваться. Он также оправдывает низвержение плохого монарха человеком, способным действенным образом его заменить: небесный мандат не является собственностью человека, его необходимо заслужить и верховный правитель должен оставаться достойным его, если он желает сохранить этот мандат. Эта идея, собственно говоря, революционная, противопоставлена крайнему консерватизму сторонников власти последней династии Цин (1644—1911 гг.). Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 379-380.
Мэн-Цзы, Мэн Кэ (ок. 372—289 до н. э.), древнекитайский философ, представитель конфуцианства. Родился в царстве Цзоу (ныне юго-восточная часть уезда Цзоусянь в южной части провинции Шаньдун). Как и Конфуций, много путешествовал по древнекитайским государствам Ця, Сун, Тэн, Лян, около 40 лет проповедуя своё учение (в основе его — превознесение моральных устоев мифических правителей глубокой древности Яо и Шуня, 2356—2206 годы до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провёл в беседах со своими учениками, результатом которых явился трактат «Мэн-Цзы», составленный, по-видимому, последователями Мэн-Цзы уже после его смерти на основе его высказываний, а также фактов из его жизни и политической деятельности. Он состоит из семи глав, каждая из которых разделена на две части. Этико-политическое учение Мэн-Цзы базировалось на тезисе об изначальной доброте человеческой натуры (ср. Сюнъ-цзы), согласно которому человек обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Зло — результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить первоначальную природу человека. Мэн-Цзы первым ввёл понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной, которое он противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он выступал за уважительное отношение к народу, за право народа (по другие интерпретации — сановников) на свержение плохого правителя. Идеи Мэн-Цзы оказали сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и других философов. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Литература: «Мэн-Цзы», в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 225—47, 327—36; Ssu shu. The four books, English transl. and notes by J. Legge, Shanghai, [s. a.], p. 429—1014; Porke Α., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 190— 215.
Мэн-Цзы (Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н.э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) –289 до н.э.] – философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства (получил титул «Второго совершенномудрого» – «Я шэн»). Происходил из рода крупного сановника царства Лу. Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в Академии «Цзися». Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319–301 до н.э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника «Мэн-цзы». Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея «человеколюбивого правления» («жэнь чжэн»), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на «управляющих» «благородных мужей» («цзюнь-цзы») и «управляемых» простолюдинов («шу минь»). «Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной» («Мэн-цзы»). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что «народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости». «Человеколюбивое правление» включало в себя «размежевание полей» – наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их «постоянным занятием и имуществом» как условие воспитания у народа «добрых чувств»; внедрение системы «колодезных полей», согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать «общее поле» («поле князя»), а затем – собственные наделы и платить с них налога. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных. Концепция Мэн-цзы о врожденной «доброй природе» человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи «четыре добродетели» (см. Сы дэ): человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным «знанием блага» (см. Лян чжи) и врожденными «благими способностями», которые позволяют ему «познать Небо и его веления», добиться слияния воедино Неба и человека, «охватить сердцем-разумом всю тьму вещей». Мэн-цзы считал Небо (см. Тянь) – верховное одухотворенное начало всего сущего – обладателем нравственного совершенства, или «искренностью», «истинностью» (см. Чэн). «Искренность – путь Неба, размышления об искренности – путь человека» («Мэн-цзы»). Т.о., понятие нравственности приобретало онтологический смысл. Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал «сердцу» (синь, в данном случае – орган мышления, «разум»), считая функцию органов чувств второстепенной, «зависящей от вещей». Лишь «сердце-разум» способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств «отражают» вещи. Энергетическое начало в человеке – ци-пневму – Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к «воле»: «Воля руководит ци, а ци наполняет тело». «Мэн-цзы» впоследствии вошло в состав конфуцианского «Четверокнижия». В.Ф. Феоктистов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 633-634.
Мэн-цзы (ок. 372-289 до н. э.) - древнекитайский мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах государств Ци и Лян. Мэн-цзы считал, что путь к образцовому управлению народом лежит через самоусовершенствование личности. Развивая идеалистический тезис конфуцианства о том, что правитель управляет народом по воле неба, Мэн-цзы признавал возможность свержения его, если народ не приемлет правителя (что означает, по Мэн-цзы, утрату правителем повеления неба). Однако свергнуть правителя должен не народ, а знать. Призывая к гуманному управлению, Мэн-цзы советовал правителям соблюдать умеренность в расходах и улучшать благосостояние народа, умирающего от голода и болезней. Он доказывал, что добрый правитель завоюет симпатии народа всей Поднебесной (т. е. всех государств тогдашнего Китая), что без войны ему удастся объединить ее под своей властью. Мэн-цзы оправдывал классовый гнет, считая, что деление общества на людей умственного труда и людей физического труда и то, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, - отвечает принципам разделения труда и является «всеобщим законом справедливости». Мэн-цзы выдвинул, исходя из общинных традиций, утопическую для его времени систему «колодезных» (или «квадратных») полей (цзин тянь), в основе которой лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян, пропагандировал «умеренную налоговую политику» (умеренным обложением Мэн-цзы считал десятину). Мэн-цзы занял особое место в истории конфуцианства, он пошел дальше своего учителя, в особенности в своих социологических взглядах. Некоторые стороны его политического мировоззрения носили прогрессивный, демократический характер. Они оказали большое влияние на последующее развитие общественной мысли Древнего Китая. Демократические стороны мировоззрения Мэн-цзы некоторыми исследователями противопоставляются концепциям древнекитайской школы законников (фацзя), представлявшей интересы деспотии (см. В. А. Рубин, рецензия на книгу Б. Уотсон, Ранняя китайская литература, "НАиА", 1965, No 6). Взгляды Мэн-цзы изложены в трактате, носящем его имя, где записаны беседы Мэн-цзы с современниками и учениками. Аутентичность этого памятника в настоящее время общепризнана. Л. И. Думан. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966. Источники: Мэн-цзы чжэнъи (Мэн-цзы с комментариями), в кн.: Чжуцзы цзичен (Избранные произведения древнекитайских мыслителей), т. 1-2, Пекин, 1962; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904: The works of Mencius tr. by J. Legge, в кн.: The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895. Литература: Васильев Л. С., Проблема цзин тянь, в сб.: Китай. Япония. К 70-летию академика Н. И. Конрада, М., 1961; Fung Ju-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princepton, 1952; Juan Chaucer, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Китая (биографические материалы). Сочинения:Мэн-цзы чжэн и («Мэн-цзы» в правильном толковании). – В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 1. Шанхай, 1935; «Мэн-цзы». – В кн.: Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972; The Book of Mencius. – В кн.: A Source Book in Chinese Philosophy, transl. and compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1973. Литература:Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966. Васильев Л. С., Проблема цзин тянь, в сб.: Китай. Япония. К 70-летию академика Н. И. Конрада, М., 1961; Fung Ju-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princepton, 1952; Juan Chaucer, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |